Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Курс на взлет
Курс на взлет
Что удалось достигнуть за семь лет существования ОАК? Как идут работы над истребителем и бомбардировщиком нового поколения? Сколько пассажиров перевез "Суперджет"? Об этом и многом другом корреспонденты "РГ" беседуют с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном. Михаил Асланович, недавно были опубликованы данные о финансовых показателях ОАК за 2013 год. Как Вы сами оцениваете результаты прошедшего года? В прошлом году мы сумели добиться существенного роста объемов производства. По сравнению с 2012 годом выручка ОАК выросла на 29% и составила более 220 млрд рублей. Вырос объем производства: было выпущено 125 самолетов, и это тоже существенно выше по сравнению с показателями 2012 года. Что очень важно - рост объема производства обеспечен не только в сегменте военной авиации, существенно увеличился выпуск гражданской авиационной техники. Такие изменения в структуре производства мы запланировали еще в Стратегии развития корпорации в 2011 году. Теперь мы получаем результат, который подтверждает правильность выбранного тогда курса на диверсификацию производства. Однако не секрет, что даже при таком заметном росте производства, ОАК пока не приносит прибыли. С чем это связано? Михаил Погосян: Безусловно, важнейшая задача, наряду с наращиванием объемов производства, - обеспечить рентабельность и выход на достижение положительных показателей по прибыли компании. На сегодня только несколько предприятий работает в устойчивой производственной зоне. В первую очередь это касается компании "Сухой", которая производит как военную, так и гражданскую продукцию, корпорации "Иркут", которая тоже имеет устойчивые позиции в области производства военной техники и готовится к постройке нового магистрального пассажирского самолета МС-21. Вместе с тем значительное количество предприятий ОАК находится на стадии освоения производства новых видов продукции, которая в дальнейшем должна обеспечить их устойчивое развитие. Это касается и ульяновского завода "Авиастар-СП", который осваивает производство самолетов транспортной авиации на базе семейства Ил-76. Это касается и Казанского авиационного производственного объединения, которое ведет большой объем работ по производству специализированных самолетов на базе Ту-214 и работ, связанных с ремонтом и модернизацией самолетов стратегической авиации. Кроме этого, выход на безубыточность требует дальнейшего наращивания объемов производства. Мы планируем уже в 2014 году выйти на объемы производства более 300 млрд рублей, а в 2015-м - более 400 млрд рублей. Достигнув этих показателей, мы сможем обеспечить устойчивую положительную рентабельность ОАК в целом. Известно, что состав вошедших в корпорацию КБ и заводов был очень неоднородным. Какие из входящих в ОАК предприятий сегодня показывают лучшую динамику? Михаил Погосян: Действительно, при формировании ОАК в 2007 году только два наших предприятия имели значительные обороты и были прибыльны - "Сухой" и "Иркут". Если говорить о динамике, то на сегодняшний день я хотел бы отметить, что мы добились очень хороших результатов по целому ряду направлений. В области гражданской авиационной техники надо отметить рост производства самолетов "SukhoiSuperjet 100". В прошлом году мы произвели 25 таких самолетов. Это создает хорошую основу для продвижения продукта на мировой рынок. Существенного роста объемов производства добились на воронежском заводе "ВАСО": его выручка в прошлом году составила около 10 млрд рублей. И в дальнейшем мы предусматриваем на "ВАСО" существенное наращивание объемов производства. В военной области в 2013 году масштабное производство велось на предприятиях "Сухого" и "Иркута". Однако и корпорация "МиГ" в прошлом году существенно увеличила объемы производства. Впервые выручка "МиГа" превысила 30 млрд рублей и компания показала положительные финансовые результаты деятельности. Надо сказать, что в 2010 году выручка "МиГа" составляла лишь около 10 млрд рублей. В Ульяновске на "Авиастаре" создан хороший задел для начала выпуска и наращивания объемов производства самолетов Ил-76. Все эти планы и конкретные результаты являются основой для того, чтобы обеспечить дальнейшую динамику роста объемов производства ОАК. Появилась информация о том, что "Туполев" активно разворачивает работу по бомбардировщику нового поколения, известного как перспективный авиационный комплекс дальней авиации - ПАК ДА. Так ли это и на какой стадии находятся работы? Михаил Погосян: Действительно, в прошлом году был подписан долгосрочный контракт с Министерством обороны России на разработку эскизно-технического проекта создания перспективного комплекса дальней авиации. Эта работа потребует интеграции всех самых современных технологий, которые сегодня разрабатываются как внутри ОАК, так и у наших поставщиков, работающих в "Ростех", в других компаниях. В ближайшее время предстоит согласовать с заказчиком основные требования по системам самолета. На основе эскизно-технического проекта мы приступим к опытно-конструкторской разработке. Параллельно с этим мы ведем большой объем работ, связанный с модернизацией и ремонтом самолетов дальней авиации. Это тоже является основой, которая позволит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие этого сегмента авиационной техники. В этом плане я хотел бы отметить важность проходящей в настоящее время интеграции конструкторского бюро "Туполева" и Казанского авиационного производственного объединения в рамках создания дивизиона специальной авиации. Мы считаем, что объединение этих предприятий для работы на конечный результат позволит обеспечить быстрый рост объемов производства объединенной компании. Достаточно успешно идут испытания истребителя пятого поколения, или перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Может ли "Туполев" воспользоваться опытом "Сухого", работающего над ПАК ФА? Михаил Погосян: Программа создания истребителя пятого поколения развивается в соответствие с теми сроками, которые предусмотрены государственной программой. Мы завершили основной объем предварительных испытаний в 2013 году и сейчас находимся на этапе предъявления самолетов заказчику для проведения уже совместных государственных испытаний. Очень важно, что в целом те характеристики, которые нами были заложены, подтвердились результатами испытаний. Это касается не только летно-технических характеристик, но и характеристик основных систем бортового радиоэлектронного оборудования. Поэтому я думаю, что заложен хороший фундамент, который позволит нам успешно развивать не только программу ПАК ФА, но и использовать этот задел для других перспективных программ. "Туполев" является головным КБ по реализации программы ПАК ДА. И, думаю, будет максимально использован тот передовой задел, который уже накоплен по другим темам. Одновременно с разработкой перспективных самолетов, ОАК поставляет в наши войска с каждым годом все больше и больше серийных машин. Недавно, например, сообщалось, что был принят на вооружение Су-34. Михаил Погосян: Действительно, поставки фронтовых бомбардировщиков Су-34 российским ВВС идут хорошими темпами. Это современная машина, которая обладает свойствами не только бомбардировщика, но и многофункционального истребителя, способного эффективно вести воздушный бой. На сегодняшний день "Сухой" и Новосибирский авиационный завод успешно и в срок выполнили первый контракт на поставку крупной партии Су-34, заключенный в 2009 году. Стоит отметить: этот самолет постоянно развивается. Параллельно с серийным производством мы проводим комплекс работ по наращиванию функциональных возможностей Су-34. В ближайшей перспективе новый фронтовой бомбардировщик станет основным ударным комплексом, который будет использоваться ВВС. Поэтому принятие в этом году Су-34 на вооружение - это важный этап в дальнейшем развитии программы, событие, которое завершает ту большую работу по разработке нового авиационного комплекса и его освоению в ВВС. Я считаю, что это очень большой успех и заказчика, и коллектива "Сухого", и той большой кооперации, которая работала над Су-34. Недавно в войска были поставлены первые истребители Су-35С - они наиболее близки к пятому поколению. Как идет их освоение? Михаил Погосян: Освоение этих самолетов началось на Дальнем Востоке. Ввод Су-35 в эксплуатацию проходит в целом успешно. И вопросы, которые возникали в процессе летных испытаний, были успешно решены. На сегодняшний день мы рассчитываем на то, что дальнейший ввод в эксплуатацию Су-35 будет протекать максимально эффективно. Наряду с началом эксплуатации этих истребителей, мы с Министерством обороны также работаем над расширением функциональных возможностей самолета, увеличиваем объем серийного производства. Это позволит в ближайшее время наряду с самолетами 5-го поколения обеспечить массовое появление в ВВС России современного авиационного комплекса, который по своим возможностям превосходит все существующие аналоги не только у нас в стране, но и в мире. Это достигается за счет возможностей бортового радиоэлектронного оборудования Су-35, возможности ведения дальнего и ближнего воздушного боя, применения широкой номенклатуры управляемого оружия по наземным и воздушным целям. В военной авиации позитивная динамика видна, как говорится, невооруженным взглядом. А как идет выпуск и продажа "Суперджетов"? Михаил Погосян: Исполнилось три года с момента начала коммерческой эксплуатации самолета. На сегодня выполнено более 30 000 рейсов, перевезено около 2 000 000 пассажиров. Крупнейшими его эксплуатантами являются "Аэрофлот" и Interjet. В этом году на SukhoiSuperjet 100 начнет полеты одна из крупнейших российских авиакомпаний - "ЮТэйр". Уверен, в ближайшее время появятся новые заказчики наряду с теми авиакомпаниями, которые уже эксплуатируют эти самолеты. Я уже говорил о том, что объемы производства в 2013 году составили 25 самолетов SukhoiSuperjet 100. В этом году мы должны выпустить не менее 40 самолетов с производственной линии в Комсомольске-на-Амуре "Гражданских самолетов Сухого" и выйти на реальные серийные объемы производства гражданской авиационной техники. Это очень важно, потому что дальнейшее наращивание объемов производства авиационной техники мы в первую очередь связываем с наращиванием объемов гражданской техники и транспортной авиации наряду с сохранением и развитием наших позиций на рынках военной техники. Я думаю, в прошлом году нами создан хороший задел в области гражданской авиационной техники. Наряду с серийным производством SukhoiSuperjet 100 ведутся работы по программе МС-21. Они связаны с завершением выпуска конструкторской документации и началом постройки опытных образцов самолета. Тем самым этот задел даст нам возможность постепенно выйти на устойчивые позиции в области гражданской авиационной техники. Это очень важно для нас. В целом, я считаю, что темп, который уже набран предприятиями ОАК, нацеленность наших коллег-смежников на завоевание устойчивых позиций на мировом рынке всех сегментов авиационной техники - это главный результат. Люди начинают верить в то, что стратегия, сформированная несколько лет назад, успешно реализуется. И опыт 2012-2013 годов как раз говорит об этом. Я верю в то, что мы вышли на устойчивый позитивный рост.

Поделиться: http://www.rg.ru/2014/05/12/pogosyan.html Сергей Птичкин, Наталия Ячменникова

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;