Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Летательные аппараты, опередившие свое время
Летательные аппараты, опередившие свое время
Летательные аппараты, опередившие свое время
26 ноября 2003 года совершил свой последний полет пассажирский самолет «Конкорд». Лайнер, способный летать на сверхзвуковых скоростях, был снят с коммерческой эксплуатации из-за дороговизны обслуживания. Мы расскажем о том, какие еще летательные аппараты обогнали свое время и потому оказались не востребованы.

«Конкорд»

История создания сверхзвукового пассажирского самолета берет свое начало в середине 1950-х годов. Над проектом работали французская и английская фирмы. В 1966 году проектирование самолета было закончено. Первый полет прототипа состоялся в 1969 году. На лайнере было установлено четыре реактивных двигателя, которые позволяли «Конкорду» набрать взлетную скорость в 362 км/час всего за 30 секунд. Крейсерская скорость воздушного судна составляла 2150 км/ч (средняя скорость современных Airbus и Boeing равняется 840 км/ч). За 14 лет работ на создание самолета было затрачено более 1200 миллионов фунтов стерлингов. Поэтому и стоимость серийного экземпляра составила 60 миллионов долларов, а не 10, как рассчитывали. Тем не менее, в 1976 году лайнер был введен в коммерческую эксплуатацию авиакомпаниями British Airways и Air France, каждая из которых имела по семь самолетов. За годы эксплуатации «Конкорд» перевез более трех миллионов пассажиров. Европейский самолет, связавший Лондон с Нью-Йорком и Барбадосом, и Нью-Йорк - с Парижем, сделался героем фильмов и рекламных турне. Помимо регулярных рейсов, «Конкорды» выполняли большое количество чартерных рейсов для бизнесменов и знаменитостей, которые давали авиакомпаниям хоть какую-то прибыль от сверхзвуковых полетов. Регулярные рейсы были скорее данью престижу, и в финансовом смысле приносили только убытки. Как следствие, удержаться на крыле «Конкорд» не смог. Тому, что лайнер в начале 2000-х годов вывели из эксплуатации, было сразу несколько причин. Помимо больших расходов на содержание и эксплуатацию, поводом к закату «Конкордов» послужила катастрофа в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, жертвами которой стали 113 человек.


Ту-144

Разработки по созданию сверхзвукового пассажирского самолета велись параллельно с Францией-Великобританией в СССР. Эта ответственная задача была поручена конструкторскому бюро Туполева. Первый полет советского лайнера произошел в канун нового 1969 года – на два месяца ранее своего европейского собрата. Летом 1973 года «супертушку» привезли на авиасалон в Ле-Бурже. Показательный полет закончился трагедией - советский сверхзвуковик при маневре в воздухе развалился на глазах четверти миллиона зрителей. Погибли все шесть членов экипажа. Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы - пассажирские перевозки начались в ноябре 1977 года. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», было перевезено около трех тысяч пассажиров. Всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом к этому послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая в российском небе - над подмосковным Егорьевском. Во время испытательного полета произошло возгорание топлива и задымление кабины. Отключив два двигателя, экипаж совершил вынужденную посадку в поле. Погибло двое членов экипажа, которые не смогли покинуть горящую машину. Причин отказа от эксплуатации Ту-144 можно выделить несколько. По мнению специалистов, это сложная конструкция самолета и технологические огрехи, неразвитость инфраструктуры базирования и эксплуатации, а также очень узкая сфера применения.


«Буран»

Работы над многоразовым орбитальным кораблем были начаты в СССР в 1974 году. «Буран», в числе прочего, был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников. «Буран», ставший ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл», совершил свой первый и единственный космический полет в ноябре 1988 года. Продолжительность полета составила 205 минут, «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю прошел полностью в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера. В 1990-1992 годах планировался еще один запуск, однако из-за сокращения финансирования полет осуществить не удалось. В 1993 году программа «Бурана» была окончательно закрыта. Летавший корабль был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур (Казахстан). В 2002 году корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике. Согласно докладу экспертов Всероссийского НИИ авиционных материалов, «Буран» опередил свое время, и по большинству показателей превосходил американскую систему «спейс-шаттл». Так, советский корабль мог находиться на орбите вдвое дольше американского «челнока»: 30 суток против 15-ти, брать на борт 30 тонн груза (шаттл — 24 тонны) и 10 членов экипажа (7 астронавтов). Но самое главное отличие от американской системы заключалась в том, что советский корабль был способен выполнять полет и осуществлять посадку в автоматическом режиме.


Ту-95ЛАЛ

В середине 1955 года в СССР в разгар Холодной войны начались работы по созданию атомного самолета. По мысли лайнер должен был обладать неограниченным радиусом действия и не зависеть от количества топлива на борту. К тому времени уже был создан тяжелый бомбардировщик Ту-95, который и решили приспособить для полетов с ядерным двигателем. На самолет для защиты летчиков от ядерного излучения установили специальную глухую капсулу с мощной многослойной защитой из специальных материалов. При этом визуальный обзор из нее исключался. Наблюдать за окрестностями из кабины пилоты могли лишь через перископы. Вести самолет к цели должны были автопилоты. Если летчикам придется все же браться за штурвалы, тогда предполагалось пользоваться телевизионными и радиолокационными экранами. Для дыхания решили, как на субмаринах, использовать кислородно-азотную смесь, вырабатываемую специальными газификаторами. С мая по август 1961 года серийный Ту-95 с летающей атомной лаборатории (ЛАЛ) на борту выполнил 34 полета. Исследования проходили с работающим реактором, в ходе которых изучалась эффективность биологической защиты. Результаты испытаний Ту-95ЛАЛ позволили приступить к реализации масштабной программы развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. В 70-х годах прошлого века Военно-Воздушные силы должны были получить первые такие самолеты, названные Ту-120. Однако атомным самолетам не суждено было родиться. Межконтинентальные баллистические ракеты были признаны намного более простым и надежным средством доставки ядерных зарядов в любой район планеты. И к 70-м годам работы в этом направлении в СССР были свернуты.

Поделиться: http://svpressa.ru/society/news/78029/?rss=1
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;