Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Лётная куртка: бомбер, куртка-пилот.
Лётная куртка: бомбер, куртка-пилот.
Лётная куртка: бомбер, куртка-пилот.
Жутко модный «бомбер». Он же – куртка-пилот. Двустороннее рыже-черное произведение китайской швейной промышленности, предел мечтаний каждого уважающего себя мальчишки конца девяностых. К концу нулевых производители «пилотов» ударились в другую крайность. Сегодня куртка-пилот – произведение уже не швейной, а дизайнерской (или около того) мысли по немыслимой цене. Преподносится как символ принадлежности к некой высшей касте, этакий атрибут статусности. А, собственно, почему аляповатый кусок грубой кожи и псведонатурального меха по цене от тысячи у.е. и выше называется «пилотом»? И какой должна быть настоящая летная куртка? Праобразом тех дешевых бомберов с ярко-оранжевой подкладкой, заполонивших в конце 90-х все российские барахолки, а позднее превратившихся в must have отечественных скинхедов, служит действительно легендарная, в самом лучшем смысле этого слова, куртка модели МА-1. Впрочем, кроме цвета подкладки ничего общего с кустарной подделкой из Поднебесной она, разумеется, не имела. «Настоящие» куртки МА-1 сегодня в мире производят всего несколько фирм. В кавычках – потому что с вооружения американских воздушных сил модель эта, конечно, снята. Зато в среде любителей авиации куртки, как две капли воды похожие на оригинальные, ценятся очень и очень высоко.

Жизнь заставила

Неказистое русское слово «бомбер» - прямая транслитерация английского bomber, редуцированного «bomber jacket» - куртка бомбардировщика. Правда, те первые куртки, которые носили пилоты тяжелых бомбардировщиков, на современные бомберы даже отдаленно не были похожи. Еще меньше были похожи на бравых героев неба сами летчики, одетые в тяжеленные кожаные дубленки весом несколько килограммов, которые, собственно, и назывались бомберами во времена Первой мировой. Дело в том, что кокпиты первых боевых самолетов не имели защитных стекол, поэтому их пилотам было не до моды – нужна была исключительно теплая и ветронепробиваемая одежда. Такая одежда грозила всерьез затормозить дальнейшее развитие самолетостроения. Реактивные самолеты летали все быстрее и выше, в кабинах становилось все холоднее, а главное приборные панели обзаводились все новыми и новыми рычажками, так что объемные дубленки со множеством деталей могли обернутся серьезными проблемами. В общем, летчиков нужно было срочно переодевать. В кулуарах военных ведомств как США, так и ведущих европейских стран остро стал вопрос о разработке нового обмундирования.


Не было бы счастья

Тем временем в захолустном городишке Ноксвилл, штат Теннеси, разгорелся небольшой скандальчик. Некто Роберт Лэйн, владелец фабрики Tags Superior, попался на взятке. Уже несколько лет господин Лэйн пытался наладить производство военной амуниции, но ему не везло. Предприятие приходилось несколько раз закрывать и начинать все с нуля, и ради получения госзаказа Лэйн был готов на все, в том числе на подкуп чиновников. Увы, но махинация вскрылась. О контрактах с министерством обороны отныне можно было забыть навсегда. Зато бухгалтер фабрики Самуэль Гербер в скандале оказался не замешан. Мистер Гербер, как сказали бы в наши дни, быстренько подсуетился и подмял хиленькое, но все-таки производство под себя. Название, правда, пришлось сменить. Теперь подвал с парой стареньких швейных машинок и кучей долгов, гордо именуемый фабрикой, назывался Alfa Industries. Из этого-то подвала и вышел на свет первый экземпляр куртки B-15 Flight Jacket – одной из пяти культовых моделей, на которых «Альфа» не просто сделает имя, а станет самой что ни на есть легендой. Удобная, теплая и невероятно легкая благодаря революционному решению заменить кожу на нейлон, она не стесняла движений, а при намокании быстро сохла. А главное, она полностью соответствовала основному функциональному предназначению военного летчика – летать и воевать, а не только сводить с ума хорошеньких девушек.


Веселые картинки

И все в ней было бы хорощо, если бы не одно обстоятельство. Прочный, легкий и комфортный нейлон, был, безусловно, идеальным материалом, но тут как раз началась Вторая мировая, и его катастрофически не хватало даже на парашюты. Что уж про куртки говорить. Так что летали американские летчики по-прежнему в коже. Разве что буйволиную заменили на более тонкую конскую. Моделей было много: B-3, B-6 и ANJ-4, позднее A-2 и G-1. Но ничего особо выдающегося официальным снабженцам Пентагона придумать так и не удалось. Куда интереснее и добротней в те годы были одеты британцы, сразу же после Первой мировой войны наладившие массовое производство знаменитых курток Irvin Jacket – дубленок из толстой кожи с подкладкой и отложным воротником из овчины, утягивающим ремнем на поясе и манжетами на молнии. Куртка оказалась настолько удачной, что вплоть до наших дней имя ее создателя Лесли Ирвина ассоциируется скорее с ней, нежели с тем фактом, что именно он разработал и испытал первый в мире парашют. Небольшими партиями куртки Irvin Jacket шьют до сих пор, причем стоят они весьма и весьма недешево. Впрочем, американские летчики тоже не лыком были шиты. Нет, слова «хипстер» тогда ни в одном словаре мира не существовало, но чтобы не отставать от своих британских коллег, эти бравые парни нашивали на свои куртки всякие «няшки». Особыми стилистическими изысками и художественным разнообразием сюжеты эти не отличались – мультяшные герои да полуголые девушки во всех позах и видах. Поначалу шили их на рукава, но места там было маловато, поэтому вскоре на рукавах остались лишь эмблемы воинских подразделений (чаще всего совершенно не тех, к которым были приписаны обладатели круток), а веселые картинки переместились на спину. Эта безобидная забава героев неба, возможно, давно забылась бы, но в 1986г. на экраны вышел фильм Top Gun, где главный герой – пилот ВВС США в исполнении Тома Круза щеголяет именно в такой, расшитой всякой всячиной куртке. Теперь куртки «как у Тома Круза» шьют десятки контор по всему белому свету, и независимо от цены продукция их пользуется стабильным спросом.


Рождение звезды

Про предприимчивого бухгалтера Самуэля Гербера, быть может, тоже давно бы забыли, но на его счастье Америка ввязалась в войну во Вьетнаме. Мощностей официальных поставщиков катастрофически не хватало. Пентагон был вынужден пойти на крайнюю меру – разделить заказы между небольшими компаниями. Это был звездный час бухгалтера. Он к тому времени уже придумал, как «разбавить» нейлон полиэфиром, так что очень скоро практически весь летный состав ВВС США переоделся в B-15 Flight Jacket. Правда, у нее все еще был один недостаток – воротник из овчины. При намокании он замерзал и доставлял летчику серьезные неудобства. А главное самолетов стало больше, летали они все выше и дальше, падали, соответственно, тоже чаще, а объемный и вставший колом воротник мешал использованию парашюта. Казалось бы, проблема не стоила выеденного яйца, но почему-то никому кроме Гербера (ну или кому-то из его портных, об этом история умалчивает) не пришло в голову заменить его на аккуратный трикотажный. Так появилась МА-1. Удобная, стильная и функциональная куртка оказалась вдруг настолько востребованной, что к концу 1960-х компания Гилберта занимала уже все четыре этажа фабрики. Легендарная оранжевая подкладка, кстати, появилась тоже примерно в это время. Как и любой другой элемент легендарного бомбера она имела вполне конкретное предназначение: в случае аварийного приземления пилот мог вывернуть куртку наизнанку, чтобы стать заметнее для спасателей. Позднее на изнаночной стороне появился еще и blood chits (дословно - «кровавый талон») - дополнительный кусок ткани на подкладке, где на всех мыслимых и немыслимых языках мира сообщалось, что владелец куртки – американский летчик и просим, мол, оказать ему всяческое содействие и препроводить в посольство США в обмен на вознаграждение. Первые blood chits летчики, воевавшие во Вьетнаме, нашивали самостоятельно, со временем «талон» стал еще одним неотъемлемым атрибутом бомбера, наряду с сервисным карманом на рукаве. Изначально куртка выпускалась только в двух вариантах – зеленом (болотном) и темно-синем. Кстати, черными настоящие бомберы никогда не были. Лишь со временем, когда Alfa Industries вышла и на гражданский рынок, цветовая гамма значительно расширилась.


История успеха

К началу 80-х производство курток Alfa Industries достигло 550 тыс. штук в год. Сама фабрика переместилась в новое, просторное здание. Но по иронии судьбы триумфальному выходу на мировой рынок «Альфа» обязана отнюдь не гособоронзаказу. После окончания войны во Вьетнаме милитари-атрибутика вдруг стала пользоваться бешеной популярностью, реальная форма военных летчиков на черном рынке стоила невероятно дорого, но при этом оставалась дефицитом. Быстро сориентировавшись в ситуации, руководство компании отважилось на коммерческое производство. Уникальность бомберов от Alfa Industries в том, что куртки для гражданского рынка абсолютно ничем не отличались от тех, что шились для армии. Чтобы хоть как-то разграничить милитари- и гражданскую продукцию, на внутреннюю сторону курток стали нашивать три полоски. Поскольку никаких логотипов у «Альфы» не было, со временем эти полоски в логотип и превратились. В начале 90-х гонка вооружений сошла на нет, и расходы США на оборонку оказались серьезно урезаны. С этого момента «Альфа» окончательно переориентируется на гражданский рынок. Сегодня компания, давно и прочно застолбившая за собой эпитет «культовая», шьет милитари-одежду для мужчин, женщин, детей и даже собак. А куртка с буквой А в обрамлении тех самых полосок превратилась в своего рода лакмусовую бумажку, по которой истинно влюбленный в небо человек узнает своих собратьев по разуму в любой точке мира.


КСТАТИ

Своему появлению в черном цвете МА-1 обязана американскому писателю Уильяму Гибсону. «Куртка MA-1 — знаковый предмет одежды, популярный когда-то в среде многих субкультур. В начале 1960-х ее носили моды в районе Сохо, скинхеды также сделали куртку частью своего дресс-кода (часто цвета бургунди, которую ВВС США никогда не использовали), а затем и готы. И мне она тоже всегда очень нравилась, особенно на девушках» - писал он в своем романе «Распознавание образов». Героиня Гибсона в книге носит именно черную куртку МА-1 производства Buzz Rickson (компания, специализирующаяся на выпуске копий военной одежды). После выхода книги в свет, фирму буквально завалили заказами на такие куртки. Поскольку спрос всегда рождает предложение, Buzz Rickson запустила линейку черных бомберов.

Поделиться: Леликова Елена

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;