Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Майбах среди вертолетов
Майбах среди вертолетов
Новый год - особое время. В эти дни легче всего поверить в сказку. Например, в ту, что новейший и, пожалуй, первый в постсоветской отечественной истории вертолет бизнес-класса, собранный с чистого листа, когда-нибудь действительно полетит. Тем более недавно в сеть просочилась видеозапись первого полета опытного образца. Термин «просочилась» здесь уместен, как никогда. Короткий 18-секундный видеоролик с замыленными деталями машины не сопровождается ни официальным пресс-релизом, как обычно бывает в таких случаях, ни какими-либо техническими деталями. Более того, летно-технические характеристики вертолета RUMAS-15 разработчики держат в секрете. Известно только, что новинка позиционируется как «трехместный городской вертолет бизнес-класса». Ни тип двигателя, ни авионика, ни используемые материалы не называются. «Самые современные газотурбинные двигатели – все, что пока хочу сказать по этому поводу», пишет разработчик. Зато объявлена цена – 1 миллион евро. Сказочности этой истории добавляет и сама личность главного разработчика. Известно, что Игорь Маслов – руководитель КБ Маслова и российско-чешского предприятия «Румас групп» строит вертолет исключительно на собственные и привлеченные в качестве инвестиций деньги. Для современной действительности ситуация поистине волшебная. Когда читаешь историю мирового авиапрома, упорство Камова, фанатизм Сикорского и прочие качества пионеров вертолетостроения, собиравших вполне работоспособные машины из запчастей со свалки на задворках и гаражах, все это, безусловно, вызывает уважение, но невольно закрадывается вопрос: а смогли бы они вот так сейчас? В нашу сугубо бюрократизированную эпоху, когда каждая операция регламентируется, каждый винтик сертифицируется, каждый следующий шаг требует тонны исписанных бумаг. Да еще безо всякой господдержки и бюджетного финансирования.


Фото: Вертолет Rumas, «Румас групп»

Ребята, надо верить в чудеса

Разработкой вертолетов Маслов занимается с 2007 года. Сейчас в кейсе компании пять машин: - двухместный однодвигательный Rumas-10 (стоимость от 500 000 евро) и его модифицированный вариант Rumas-10F с противопожарным оборудованием; - двухдвигательный Rumas-25 (от 1 300 000 евро); - два Rumas-15 – бизнес-версия базовой «десятки» с двигателями повышенной мощности (от 1 000 000 евро). Примечательно, что три крайние машины – клиентские, то есть строятся под конкретного заказчика. «Если будет желающий, можем еще одну собрать» - уверяет Маслов. Всего в течение следующего года планируется собрать 10 машин, еще через год – 50. Договоренность о поставках двигателей уже есть, но технологические возможности производства пока ограничены ста вертолетами в год. Сама технологическая база «Румас групп» находится Чехии, но будущее производство по заявлениям компании планируется разместить в России, а конкретно в Подмосковье. Локализацию производства обещают высокую – это не отверточная сборка. «Мы владеем всеми технологическими процессами», - пишет Маслов. Исследовательская и испытательная база, включая собственный вертодром, и так располагаются в России. Испытывает свои машины Маслов сам. - Летает отлично, - комментирует он видео первого полета, - над тем и работали крайние полгода. Усилия на органах управления комфортные, вертолет очень стабилен и в полете, и на висении. Доказана возможность эффективного полета при взлетной массе 1300 кг при мощности 180 кВт, так что с двумя двигателями полетим очень быстро. Касаемо малоинформативности ролика ответ прост: - Качественного и профессионального видео достаточно, но выкладывать не хочу – уж очень много чего там видно…

Двое из ларца

Откровенно говоря, для такой скрытности у Маслова есть весомые основания. Как и в любой новогодней сказке, дело не обошлось без отрицательного персонажа. И ладно бы он просто своровал снегурочку, но нет – масштабы совершенно иные. Роль прописного злодея досталась украинскому конструктору Владимиру Удовенко, с которым Игорь Маслов начинал свой первый проект. Говорят, те времена даже аббревиатура RUMAS расшифровывалась как Россия – Украина – Маслов. Сейчас «ру» - это просто ru. Пятиместный Rumas-A245 должен был стать первым и единственным в своем роде, благодаря уникальной конструктивной особенности системы катапультирования. Такого больше нет ни на одном в мире вертолете: в случае аварии отстреливаются не лопасти – как это обычно бывает – а кабина с пассажирами и экипажем. Отлетев на безопасное расстояние, она мягко спускается на землю. Остальные детали машины приземляются на втором парашюте. По словам Маслова, система спасения должна эффективно работать буквально с 50 метров. Не скупился конструктор и на прочие технические детали, пока в конце 2011 года на Dubai Air Show – 2011 широкой публике вдруг не предстал полноразмерный макет инновационного, как окрестили его в прессе, вертолета AVQ, как две капли воды напоминающий вертолет Маслова. По удивительному стечению обстоятельств, создателями машины оказались эмиратская Quest Helicopters в сотрудничестве с украинским конструкторским бюро Aero Vortex, руководил которым ни кто иной, как тот самый Удовенко. Начинка вертолета – на 75% украинская, из арабского в нем лишь инвестиции в размере 50 млн. долларов на первые пять лет. Очевидно, что частник Маслов такого финансирования обеспечить не мог. Маслов тогда заявил, что будет судиться с арабами и Удовенко и по факту «кражи разработки вертолета», но вскоре принялся за новый проект. Только уже с учетом полученного урока.

Мечтать – так по-крупному

Rumas-10 – тот самый новый проект – часто называют «русским Робинсоном». Сам Маслов от такой формулировки категорически открещивается: - Это ни разу не «Робинсон», и конкуренцию ему я никогда даже не собирался создавать. Это машина для тех, у кого уже был «Робинсон» или кому уже не нужен большой газотурбинный вертолет. А вот бизнес-версию Rumas-15 «Майбахом среди вертолетов», похоже, прозвали не зря. Взять хот бы дизайн машины – ничего подобного отечественная вертолетостроительная отрасль, довольствующаяся в основном доводкой советских хитов, никогда за всю историю своего существования не производила. Да что там отечественная – настолько красивая и стильная машина вполне могла бы и мировым столпам составить достойную конкуренцию. Из других преимуществ семейства Rumas отмечается низкая эксплуатационная стоимость и система управления, которая может работать в полностью беспилотном варианте. Впрочем, сказка – она на то и сказка, что никогда точно не знаешь, не превратится ли в полночь карета в тыкву.

Поделиться: Елена Леликова

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;