Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Между Питером и Москвой: выбор средства передвижения
Между Питером и Москвой: выбор средства передвижения
Между Питером и Москвой: выбор средства передвижения
Роль авиатранспорта на самом загруженном маршруте страны начала увеличиваться в начале 90-х. Рост в первую очередь шел за счет деловых пассажиров. Долгое время поток между двумя городами был устойчиво неравномерным: количество пассажиров, которые летели из Санкт-Петербурга, было меньше, чем пассажиров, которые вылетали из Москвы. Это происходило из-за преобладания среди клиентов авиакомпаний пассажиров из Санкт-Петербурга, притом подобный дисбаланс характерен для большинства маршрутов между крупными региональными центрами и Москвой. В случае с маршрутом между Санкт-Петербургом и Москвой многие путешественники выбирали ночной поезд в Москву, а возвращались потом на самолете, поскольку дневных поездов было меньше, чем ночных, а ждать позднего вечера было удобно не всем. Однако до середины 2000-х рост авиаперевозок на маршруте был ограниченным. Авиакомпании "Пулково" (сейчас это авиакомпания "Россия"), базовой для Санкт-Петербурга, удавалось сохранить свое монопольное положение и держать высокие цены на авиабилеты. В начале прошлого десятилетия стоимость перелета туда-обратно составляла около 300 долл., тогда как средняя зарплата квалифицированного сотрудника в Петербурге была на уровне 350–400 долл. в месяц. Это обстоятельство сдерживало рост как командировочных, так и частных поездок. Ситуацию изменила демонополизация рынка перевозок и рост корпоративных и частных доходов. Требование правительства разделить аэропорт Пулково и одноименную авиакомпанию привело к тому, что аэропорт Санкт-Петербурга стал открытым для большого количества перевозчиков, а базовой авиакомпании пришлось пересмотреть ценовую политику. После 2005 г. на рынок Санкт-Петербурга начинает активно выходить "Аэрофлот", чуть позже — S7 Airlines, расширяют свое присутствие "Трансаэро" и "ЮТэйр". Высокая частота полетов, открытие рейсов не только из Шереметьево, но и из Домодедово и Внуково вместе с разумными ценами дали результат: потенциал огромного рынка пассажирских перевозок из Санкт-Петербурга начал реализовываться в сфере авиаперевозок. Не в последнюю очередь он рос благодаря транзитным пассажирам. Международные полеты через Москву для многих жителей Санкт-Петербурга стали привычными с конца 90-х гг.: поскольку местный рынок тут оставался монополизированным, предложение на нем было крайне ограничено. Однако до середины 2000-х пассажиры международных рейсов добирались до Москвы поездом. Преимущество самолета при сопоставимых ценах в такой поездке очевидно, а при выполнении всего путешествия одним перевозчиком транзитные тарифы делают его еще и дешевле. С конца 90-х быстрыми темпами росло и число жителей Санкт-Петербурга; город осваивают многочисленные квалифицированные специалисты, для которых экономические и карьерные выгоды от работы в Москве выше издержек переезда. По неофициальным данным, в Москве работает от 300 до 500 тыс. петербуржцев. При этом большинство из них регулярно совершает поездки в родной город. Помимо этого растет роль Санкт-Петербурга как экономического и туристического центра. А для новых путешественников стереотипы, связанные с железной дорогой, не так сильны, как для традиционных. В этой ситуации позиции железных дорог получили вызов: в целом спрос на перевозки растет, однако многие новые, а также старые клиенты предпочитают авиационный транспорт. Возможности дневных перевозок у "Российских железных дорог" (РЖД) долгое время были ограничены. Были лишь относительно медленный ежедневный поезд "Аврора" (поездка занимает 5,5–6,0 ч) и "Эр-200" с "Невским экспрессом" (4,5 ч, поезда чередовались через день). В какой-то момент в арсенале преимуществ железнодорожников остались лишь удобство расположения вокзалов, традиционные стереотипы и предубеждения да цены в сегменте нефирменных купейных и плацкартных поездов. С выходом на рынок Северной столицы первых российских низкотарифных перевозчиков — SkyExpress и "Авиановы" — железная дорога начинает терять и ценовое преимущество. Добавим сюда появление аэроэкспрессов, которые соединили аэропорты Москвы с железнодорожными вокзалами. По иронии судьбы авиация получила очень существенную поддержку в конкурентной борьбе за направление между Москвой и Санкт-Петербургом от самого железнодорожного транспорта. Перераспределение части пассажиропотока в пользу авиатранспорта отражало объективную реальность, оно было неизбежно. Ответом РЖД на растущие преимущества авиации стал проект высокоскоростного поезда "Сапсан", который смог существенным образом изменить ситуацию и дал железной дороге новые возможности. Скоростному экспрессу удалось достичь ранее незыблемого преимущества самолета — времени поездки. Сейчас "Сапсан" преодолевает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом в среднем чуть менее чем за 4 ч, а перелет занимает около часа. Но с учетом необходимости добираться до аэропорта, времени на регистрацию и посадку путешествие от двери до двери самолетом и поездом становится сопоставимым, хотя и зависит от места жительства потенциального пассажира. Особенно актуально это для Санкт-Петербурга, где Московский вокзал расположен в центре города, а аэропорт находится на южной окраине, потому для жителей северных районов поездка в Пулково может оказаться самым долгим этапом путешествия. В Москве три аэропорта, рейсы в Санкт-Петербург выполняются из каждого, поэтому для многих путешественников выбор авиакомпании зависит от того, из какого аэропорта она выполняет рейс. Это может быть "Аэрофлот" из Шереметьево, S7 Airlines или "Трансаэро" из Домодедово, "ЮТэйр" из Авиакомпания "Россия" выполняет полеты из Санкт-Петербурга в три московских аэропортаВнуково. Базовый перевозчик Санкт-Петербурга, авиакомпания "Россия", сейчас выполняет полеты во все три аэропорта, что повышает ее конкурентные преимущества. Не исключено, что "Трансаэро" также может начать полеты в Пулково из Внуково. Авиакомпания переводит часть рейсов в этот аэропорт, хотя направления пока не раскрываются. Известно, что это будут маршруты, которые пользуются спросом у деловых пассажиров. Таким образом, формируется дополнительный аспект лояльности пассажира к авиакомпании: он выбирает ту, что географически ближе к его дому. Не менее важным достоинством стала частота рейсов "Сапсана" (до семи в день). Она отстает от количества авиационных рейсов, но открыла новые возможности для деловых пассажиров, предпочитающих поезд самолету. Внедрение на железной дороге онлайн-покупки и регистрации билетов позволило наверстать еще одно отставание железной дороги от авиации; перевозчики активно внедряли интернет-продажи в последние несколько лет. Правда, пока очевидный перевес авиакомпаний остается в развитии программ поощрения и лояльности. За год систематических интенсивных полетов между столицами постоянный пассажир какой-либо авиакомпании без труда может получить золотую карточку, которая дает многочисленные привилегии: доступ в бизнес-залы, повышение класса обслуживания и пр., а также накопление бонусных миль на бесплатный семейный перелет на южные курорты. "Аэрофлот" поставил на рейс Москва—Санкт-Петербург самолеты SSJ 100Вопросы комфорта в самолете или поезде остаются, скорее, частными предпочтениями потребителей: меньшее пространство для авиапассажира компенсируется тем, что в самолете он проведет в три раза меньше времени, чем путешествующий по железной дороге. Возможность несколько часов свободно бродить по вагону или поезду не всеми воспринимается как однозначное преимущество. Равно как и вероятность, сидя не в самом удобном кресле "Сапсана" (они не предназначены для сна), заполучить соседа, всю дорогу бодро говорящего по мобильному телефону. Заметным минусом авиации в глазах пассажира остаются пункты досмотра в аэропорту — требования авиационной безопасности в условиях угрозы терроризма чрезвычайно жестки, они создают дискомфорт, убавляя привлекательность автотранспорта. Но следует отметить, что процедура досмотра пассажиров дошла и до железной дороги: пассажиры "Сапсана" тоже вынуждены проходить с багажом через сканеры и металлодетекторы, хотя досмотр этот не столь обременителен, как в аэропорту. Распространенные стереотипы в вопросах безопасности тоже работают не в пользу авиации. Несмотря на то что аварии и терроризм не обходят стороной и железные дороги, в общественном сознании на уровне стереотипа самолет считается опасным видом транспорта, и аэрофобия лишает авиакомпании немалой части пассажиров. Частично изменить эту тенденцию могли бы сами российские авиаперевозчики, сократив количество инцидентов, однако полностью эту проблему решить не удается даже в таких регионах, как Европа или США. В вопросах цены последний год ключевые авиаперевозчики и РЖД, видимо, решили довериться стратегии мудрости рынка: с уходом с рынка низкотарифных перевозчиков билеты на самолет или скоростной поезд оказались в схожей ценовой категории, хотя, если планировать путешествие заранее, самолет выйдет немного дешевле. Единого правильного ответа в выборе поезда или самолета на главном маршруте страны нет. Каждый раз он будет складываться из суммы рационального выбора и индивидуальных особенностей пассажира. Однако конкуренция на этом рынке между видами транспорта идет только на пользу потребителям, открывая новые возможности и повышая уровень комфорта.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/mezhdu-piterom-i-moskvoy-vybor-sredstva-peredvizheniya Федор Борисов

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;