Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Может ли айпод уронить самолет
Может ли айпод уронить самолет
Может ли айпод уронить самолет
«Отключайте мобильный в самолете, потому что эта жуть может поломаться бог знает от чего». Так объяснила стюардесса чересчур любопытным пассажирам причину запрета пользоваться гаджетами при взлете и посадке в популярном видеоролике на Ютьюбе. «КП» решила выяснить: насколько оправданны строгие правила и чем в самом деле грозят самолету работающие девайсы.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ПОЧЕМУ ОН ЛЕТАЕТ

Одним из главных хитов Ютьюба последнего времени стал американский видеоролик под названием «Правда о том, почему нужно отключать электронные устройства в самолете». Стюардесса привычно велит перед взлетом отключить мобильные телефоны и другие гаджеты. Но пассажиры вдруг начинают забрасывать вопросами: а как именно айпод за 40 долларов может навредить махине за 90 миллионов? Почему мобильные друг другу помех не создают, а на самолет вдруг подействуют? Как это людям с кардиостимуляторами летать разрешают? И вообще, почему электронные девайсы, как жидкости, перед посадкой не отбирают, если все это так опасно?! Растерявшаяся стюардесса в конце концов выходит из себя и признается: «Никто не знает, почему нужно выключать ваши телефоны, потому что никто не знает, как вообще самолет летает! Мы мчимся на этой штуке в 30 тонн на бог знает какой магии, и эта жуть в любой момент может поломаться бог знает от чего». Ошарашенные пассажиры отключают мобильники. А стюардесса, сев на свое место, вынимает телефон: «У меня сестра беременная!». Может ли айпод уронить самолет

БЫЛА ЛИ КАТАСТРОФА

Как и многих зрителей, нас в «КП» этот ролик повеселил, но вопросы, однако же, остались. Мы решили адресовать их экспертам. - Зарегистрированных авиакатастроф, случившихся из-за использования сотовой связи, мировая практика не знает, - признается замдиректора Департамента авиационной безопасности Аэрофлота Азат Зарипов. «Реальное влияние электробытовых приборов на систему управления самолетом также не доказано», - добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Вот тебе на! Специалисты поясняют: глубоких исследований по воздействию включенных телефонов и прочих гаджетов не проводилось, потому что это слишком сложный и дорогостоящий процесс. «Определить, какое именно устройство в какой точке внутри самолета может оказать влияние - очень трудно, надо перебрать огромное количество приборов, их моделей и протестировать на каждом сантиметре на борту – представляете?», - описывает неподъемную процедуру Роман Гусаров. В лайнерах нового поколения очень много электрических систем управления, и любой электрогаджет в руках пассажира может оказать влияние на оборудование самолета, привести к погрешности, беспокоятся эксперты.

ОДИН - НЕ БЕДА, МНОГО - ОПАСНО

«Влияние мобильных телефонов на оборудование самолета существует однозначно», - уверяет Азат Зарипов. – «Это ощущается пилотами». Сами летчики на профессиональных форумах в Интернете делятся: «в ходе эксперимента без пассажиров увидели, что при посадке разговор по мобильнику в салоне приводит к отклонению директорных стрелок (или их аналогов), и если пилот не будет реагировать – самолёт может снижаться ниже расчетной траектории». Допустим, мощные волны сотовой связи вправду столь опасны (хотя, официальных подтверждений, как мы видим, нет). Но чем страшны те же скромные айподики, про которые спрашивает девушка-пассажирка из видеоролика, электронные ридеры (устройства для чтения книг), планшетники? - Во многих моделях сейчас есть модуль вай-фай, GSM или GPRS (устройства для передачи данных), - поясняет Роман Гусаров. – Плюс, не забывайте, что любой такой гаджет имеет электромагнитное поле. Конечно, один включенный телефон или плеер на сбой оборудования самолета повлияет вряд ли, а если свои девайсы включат все пассажиры?!

ЗАЩИТА ОТ МОЛНИЙ НА ГАДЖЕТЫ НЕ РАССЧИТАНА

Но неужели разработчики лайнера, этой «махины за десятки миллионов долларов», не предусматривают систем защиты навигационной взлетно-посадочной системы и прочего оборудования? - Когда самолет разрабатывается, то проходит целую серию испытаний на электромагнитную совместимость, в частности, выстраиваются системы защиты от тока и полей, которые создаются молниями и другими разрядами в атмосфере, - рассказывает заведующий отделом неионизирующих излучений ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России Олег Григорьев. - Это воздействие гораздо более сильное, чем все телефоны вместе взятые. На борту предусматриваются также системы дублирования, резервирования на случаи серьезных воздействий. И все же… спрогнозировать результат воздействия большого количества работающих мобильников даже на такой защищенный самолет никто не может, разводит руками эксперт. Так что введение запрета на работающие гаджеты при взлете и посадке – разумная перестраховка, считает Олег Григорьев.

КОММЕНТАРИЙ ЛЕТЧИКА

«Лайнер - это летающий компьютер» Президент профсоюза летного состава России, командир Ил-96 Мирослав Бойчук: - Самолет последнего поколения - это летающий компьютер. Поэтому все электронные системы, которые не предусмотрены конструкцией лайнера, при взлете и посадке должны быть выключены. Телефоны нужно отключать в том числе потому, что среди них попадаются несертифицированные, работающие на тех же частотах, что и бортовая электроника. Из-за этого возможны сбои. Что касается плееров, электронных ридеров и прочих устройств, не принимающих сигналы извне, то вероятность их воздействия на оборудование лайнера невелика. Но правила есть правила, мы должны иметь большой запас прочности и исключать малейший риск.

НАШИ ВЫВОДЫ

Достоверных доказательств страшной опасности включенных гаджетов все-таки нет. Но когда мы садимся в многотонную махину, хочется максимально исключить любые, пусть даже преувеличенные риски. Поэтому, пожалуй, стоит все-таки потерпеть и отключить свои любимые девайсы на полчаса при взлете и посадке.

ОФИЦИАЛЬНО

- Требование отключать электронные устройства при взлете и посадке предусмотрено стандартами ИКАО - Международной организации гражданской авиации, членом которой является Россия, а также в Федеральных авиационных правилах № 128, - рассказали «КП» в Росавиации. - Все авиаперевозчики обязаны выполнять эти нормы.

ЗВОНОК АВИАПЕРЕВОЗЧИКАМ

- Мы не запрещаем своим пассажирам оставлять мобильный телефон включенным в режиме «Полет» при взлете и посадке, поскольку считаем, что это не оказывает опасного влияния, - рассказали «КП» в компании «Турецкие Авиалинии». - Пока самолет не наберет постоянную высоту, абсолютно все электронные устройства у пассажиров должны быть выключены, - сообщили в представительстве Люфтганзы. – У нас нет данных о том, как на самом деле влияет на оборудование самолета телефон в режиме «Полет», поэтому предпочитаем не рисковать. Узнать, разрешают ли использовать мобильный в таком режиме ведущие российские авиакомпании, не удалось. В одной из них для получения столь серьезной и объемной информации нам предложили оформить письменный запрос, в другую попросту не удалось дозвониться из-за нескончаемого «ждите ответа».

В ТЕМУ

За связь в полете! Во время горизонтального полета, когда самолет набрал постоянную высоту, использовать гаджеты не запрещается. Поскольку в этот период не задействовано то самое чувствительное навигационное взлетно-посадочное оборудование, от бесперебойной работы которого больше всего зависит безопасность полета. Поэтому авиакомпании не только разрешают пассажирам использовать собственные девайсы, но и предоставляют дополнительные услуги. Все больше перевозчиков устанавливают оборудование для беспроводного интернета на борту. Также продвинутые компании оборудуют свои лайнеры собственными станциями связи, которые служат посредниками между мобильным телефоном пассажира и станциями на земле. Это позволяет выходить на связь в полете за плату по тарифам роуминга.

КСТАТИ

По данным исследования, проведенного специалистами университета Carnegie Mellon (Пенсильвания, США), во время каждого рейса, несмотря на заперт, совершается в среднем от одного до четырех звонков с мобильного телефона при взлете и посадке.

Поделиться: http://www.kp.ru/daily/26129/3021214/ Анна Добрюха

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;