Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Наши бизнес-джеты достигнут популярности
Наши бизнес-джеты достигнут популярности
Мировой экономический спад не помешал авиапроизводителям принять участие в 4-й ежегодной международной выставке деловой авиации Jet Expo 2009, которая проходила в Москве в сентябре этого года. Все шесть главных производителей самолетов бизнес-авиации приехали на выставку накануне открытия которой корреспонденты Jets.ru встретились с Тревором Эслингом, вице-президентом по международным продажам компании Cessna Aircraft, и задали ему несколько вопросов о событии и о том, как он видит развитие российского рынка бизнес-авиации. Как вам атмосфера Jet Expo в этом году? Первое, что я заметил, так это то, что выставочная площадь несколько сократилась, и стендов стало меньше. К счастью, на статической экспозиции представлено большое число бизнес-джетов, но, к сожалению, там не представлены самолеты Cessna, так как мы решили не ставить их на статике. Опыт прошедшего года показал, что из-за загруженных московских дорог очень мало посетителей было на статике. Добраться до Внуково-3 достаточно сложно – однажды я потратил на дорогу три с половиной часа, и этого было более чем достаточно. Да, это серьезная проблема для Jet Expo. Жаль, что статическая экспозиция находится слишком далеко от стендов. Было бы здорово, если бы выставочная территория была бы выполнена по образу EBACE, где все стенды расположены рядом со статикой. Мне бы хотелось узнать, сколько посетителей побывает на статической экспозиции в этом году. Безусловно, в 2008 году выставка прошла слишком тихо из-за того что были остановлены торги на бирже. Экономическая ситуация в России несколько стабилизировалась за последний год, хотя активность на рынке еще на низком уровне. Надеюсь, что выставка будет более оживленной, чем в прошлый раз. Интерес к выставке все же высок. Приближаясь к павильону, мы заметили, что стоянка переполнена весьма дорогими авто. Кажется, что посетителей будет много. Надеюсь на это. Причина нашего участия проста: мы думаем, что Россия может стать очень серьезным рынком для наших самолетов. Как ни странно, из-за той экономической ситуации, которая сложилась здесь за прошедший год, больше шансов может появиться у бизнес-джетов легкого и среднего классов, которые только выходят на этот рынок. Сегодня люди пришли к пониманию, что самолеты вроде наших Citation Sovereign и Citation XLS+ могут выполнять ту же работу, что и бизнес-джеты больших размеров, но затраты будут значительно меньшими. Думаю, что это растущее понимание послужит тому, что более легкие самолеты, как наши, начнут хорошо продаваться в России. Вы в Cessna чувствуете, что рынок стабилизируется? Я бы сказал, что да. Посмотрите на статистику полетов: количество рейсов больше не сокращается и остается относительно постоянным в течение двух кварталов. Да и число аннулированных заказов тоже значительно уменьшилось. Поэтому, мы бы сказали, что ситуация стабилизируется. Мы наблюдали слишком резкое снижение бизнес-показателей во всей отрасли, а что касается Cessna, то за последние 12 месяцев мы были вынуждены сократить около 15% нашего штата сотрудников. Тем не менее, мы ожидаем, что количество поставок новых бизнес-джетов модели Citation в этом году приблизится к 275 самолетам, что является значительной цифрой, которую мы бы отметили лишь несколько лет назад. Есть ли у вас данные по российскому рынку? К сожалению, эту информацию мы не раскрываем. У нас было несколько аннулированных заказов в России, но, конечно, были отказы по всему миру – это мировой феномен. Вы должны помнить, что на этом этапе Россия остается достаточно небольшим рынком для нас. Традиционно, рынок здесь нацелен на самолеты с большими салонами, как Challenger 605. Мы же не покрываем этот сегмент, но, как я уже объяснил, мы полагаем, что наши легкие и средние бизнес-джеты достигнут популярности на российском рынке. Да, этот бизнес-джет здесь – один из самых популярных. С одной стороны мы были огорчены, что продали не так много самолетов в России, с другой – хорошо, что не было столь большого числа отказов, и мы чувствуем, что спрос сейчас движется в нашем направлении. В декабре вы поставили первый Citation XLS+, не так ли? Да, верно. А европейскому заказчику первый XLS+ был передан этой весной. Им стала Lufthansa Private Jet. Текущие экономические условия оказали негативное воздействие на всех производителей авиационной техники и их производственные планы. А какова ситуация сегодня по программе Columbus? Из-за экономического кризиса нам пришлось пересмотреть программу Citation Columbus. К сожалению, падение спроса означало, что мы больше не могли оправдывать крупные инвестиции – предполагалось потратить на разработки около 800 миллионов долларов за 5-6 лет, что уже является огромной суммой. Ясно, что нам бы пришлось ждать 6 лет до первой поставки, а затем еще несколько лет потратить на производство, чтобы окупить инвестиции, – срок немалый. Понадобится много времени, чтобы вернуть затраченные инвестиции, поэтому пройдет некоторое время, прежде чем мы снова возвратимся к вопросу создания бизнес-джета макси-класса с дальностью 4000+ миль. Все зависит от рынка, но сначала нам нужно вернуться к более адекватным условиям, и увидеть общее улучшение на рынке продаж самолетов. Но Columbus как раз может повысить конкурентоспособность компании, особенно здесь, на российском рынке. Думаю, что в России есть рынок и для нашей текущей продукции: Citation Sovereign и XLS – лайнеры среднего класса, мало чем отличающиеся от джетов Hawker, которые давно присутствуют на российском рынке. Есть спрос на самолеты этой размерности и есть потенциальные спрос на наши самолеты меньшей размерности, как Citation Mustang и бизнес-джеты серии CJ. Мы нацелены на то, чтобы продавать существующие модели самолетов, а не те, которые могут появиться в будущем. Ваши аргументы понятны, но будете ли вы модернизировать существующие машины? Уверен, что будем. Если вы посмотрите на Cessna, то почти каждые три года мы представляем новые модели и модернизируем существующие. Мы добавили некоторые улучшения, и Citation 2 стал CJ2+. Вы можете быть уверенными, что мы продолжим модифицировать нашу продукцию в той или иной форме. Насколько я помню, за последние 7 лет вы ввели в эксплуатацию более 8 самолетов... Исторически, компания Cessna достаточно агрессивно проектировала и выводила на рынок новые модели, как впрочем, и модификации. Эта практика существенно увеличивает наши продажи, и мы будем продолжать действовать в том же ключе, так как это важная часть нашей стратегии. Если говорить о «Мустанге» и о концепции сверхлегких бизнес-джетов, то мне кажется, этот сегмент также серьезно пострадал от кризиса. Вы согласны? На самом деле количество желающих приобрести самолеты Mustang весьма велико. У нас было несколько отказов, но каждый раз мы смогли перепродать машины. Мы уже поставили более 200 бизнес-джетов Mustang. Впечатляюще, особенно учитывая двухгодичную историю поставок. Mustang успешная программа. Этот бизнес-джет отлично продается – возможно, даже лучше, чем мы ожидали. Мы получили российскую сертификацию, и надеемся, что начиная со следующего года Dexter начнет принимать поставки всех 20-ти заказанных самолетов. Кто в основном заказывает «Мустанги»? В настоящий момент, в России главный покупатель – это Dexter. Они уже подписали контракт и внесли депозиты. Около 75% всех производимых бизнес-джетов Mustang экспортируется на международные рынка за пределами США. Большинство покупателей – из стран Европейского Союза и Бразилии. Также самолет приобретают чартерные операторы и компании, предлагающие чартерные услуги или авиатакси. Например, в Великобритании в эксплуатации компании Blink находится 7 самолетов, и этот оператор продолжает заказывать новые машины. Кажется, они вполне справляются даже в столь сложных экономических условиях. В общем, рынок для бизнес-джетов Mustang все еще перспективный. Предлагает ли Cessna долевое владение? У компании Cessna в США есть CitationAir by Cessna (бывшее название Citation Shares), которая разработала новый подход в долевом владении, но эта компания стоит отдельно. Один из самых важных вопросов для заказчика – техническое обслуживание. Какие услуги по сервису вы можете предложить российским клиентам? Ситуация у компании Cessna во многом такая же, как и у других производителей. Ближайший центр техобслуживания – Jet Alliance находится в Вене. На раннем этапе развития рынка в России, сложно оправдать инвестиции, необходимые для строительства сервисного центра в этой стране. Для организации той или иной технической службы необходимо определенное количество бортов. И если мы все же решимся, то начнем с создания службы технической поддержки, которая сможет обеспечивать наземное обслуживание самолетов, прилетающих в Москву или базирующихся здесь. И только после этого мы, возможно, рассмотрим вопрос размещения сервисного центра, но сначала необходимо большее число самолетов. Каковы, по-вашему, главные тенденции развития отрасти после кризиса (если, конечно, мы можем сказать, что кризис преодолен)? В России сегодня наблюдается движение в сторону соотношения цена-качество, а не к совершению просто показных покупок. Людям все еще нравится удобство и гибкость частной авиации, но, возможно, они захотят получить это за меньшие деньги, чем те, что ушли бы на большой бизнес-джет. Именно поэтому мы ожидаем, что самолеты меньшей размерности станут более популярными. Я искренне верю, что рынок стабилизируется, но восстановление будет долгим и медленным. Когда ситуация начнет улучшаться, всем производителям потребуется время для восстановления темпов производства – и нам, и Pratt & Whitney, Rockwell Collins и всем остальным. Обозреватели отрасли ожидают, что будет поставлено меньше новых самолетов, чем в предыдущие годы. Но развивающиеся рынки, такие как в России – площадка, на которой мы можем увидеть растущий спрос. Возвращаясь к разговору о Jet Expo: что для вас главное на выставке? Мы ожидаем несколько российских заказчиков – некоторым из них в ближайшие месяцы мы поставим несколько самолетов. Когда рынок находится на спаде, важно продемонстрировать свое присутствие и показать, что вы еще остаетесь на рынке. Стоит продолжать общение с потенциальными клиентами, чтобы когда обстановка изменится к лучшему, вы могли бы продать им самолет. Необходимо показать устойчивое положение на рынке, и, надеюсь, этим мы и занимаемся. У нас действительно есть люди, с которыми мы встречаемся и беседуем, независимо от того будем мы продавать им самолет или нет. Постучу по дереву, надеюсь, что будем!

Поделиться: www.jets.ru Дмитрий Федотов, Вероника Сипеева
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;