Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
NBAA-2010: хуже не стало
Подводя итоги прошедшей в конце октября 63-й ежегодной выставки NBAA Convention, президент американской Национальной ассоциации бизнес-авиации Эд Болен отметил: "Выставка этого года очевидным образом демонстрирует два факта: во-первых, несмотря на трудности, свалившиеся на отрасль бизнес-авиации в последние два года, люди и компании с оптимизмом смотрят в будущее. Во-вторых, выставка NBAA продолжает быть ключевой составляющей этого обращенного в будущее взгляда". Возможно, "оптимизм" — это все таки преувеличение. А вот второе замечание г-на Болена не такая уж формальность: несмотря на то, что североамериканский рынок бизнес-авиации уверенно сдает свои позиции Азии и Ближнему Востоку, выставка в Атланте по-прежнему служит лакмусовой бумажкой состояния отрасли. Суммы заключенных контрактов, количество премьер, число посетителей, толщина ежедневных выставочных изданий и даже такой не поддающийся формализации фактор как "общий настрой" говорят о ближайших перспективах не менее красноречиво, чем пестрящие цифрами прогнозы. Наверно, не будет ошибкой сказать, что "настрой" влияет на прогнозы не меньше, чем прогнозы на "настрой". Впрочем, и то и другое вполне логично сводятся к общему знаменателю: в ближайшие полтора года ожидать сколь либо заметного подъема не приходится. Однако же и черный день уже позади. "По всем параметрам падение показателей за прошедшие пару лет достигло от 25 до 40%, — продолжает Болен. — И хотя быстрого подъема нет, ситуация перестала ухудшаться, она стабильна". По его наблюдению, участники выставки прекратили обсуждение глубины падения и перенесли фокус на то, что ждет впереди. В аналитическом отчете о выставке, подготовленном агентством Morgan Stanley, отмечается, что уровень интереса и активности клиентской аудитории посетителей NBAA-2010 решительно выше уровня прошлого года. "Хотя рано говорить о восстановлении рынка, дискуссии на всем протяжении мероприятия велись в сдержанном, но определенно позитивном тоне. Долгосрочный спрос на бизнес-джеты остается двояким: устойчивым в верхнем сегменте ценового диапазона и удручающе пассивным в средней и легкой категориях ВС, — пишет аналитик Хайди Вуд. — Здесь имеющие место сделки — не более чем ротация имеющихся заказов вследствие по-прежнему слабого ценообразования". Похоже, участники выставки пришли к единому мнению, что для производителей события начнут развиваться благоприятным образом не ранее 2012 года, "по мере оздоровления ценообразования в течение следующего года вследствие переваривания имеющегося предложения бывшей в эксплуатации техники". Однако, по мнению топ-менеджеров авиастроительных предприятий, целиком полагаться на прогнозы аналитиков не стоит. В своем интервью выставочному изданию Show News президент Hawker Beechcraft Билл Бойсче отметил, что не видит предпосылок для оживления на рынке в ближайшие 15-18 месяцев. Этот временной отрезок, по его словам, есть некая стандартная глубина прозреваемого будущего для аналитиков и прорицателей, а потому "цифра 2012 служит для них линией горизонта". "Мы надеемся на то, что 2012 год принесет хорошие новости, но я не могу указать на какие-либо фактические подтверждения этих надежд", — говорит он. Прежде чем это произойдет, должны вернуться к докризисному состоянию три фактора: всеобщая уверенность в стабильности глобальной экономики, уровень активов, необходимых для вступления в ряды владельцев ВС бизнес-авиации и уровень цен на вторичном рынке, — а именно, должен сократиться существующий 30%-ный разрыв между ценами на почти новые самолеты и стоимостью новых. От того момента, когда все три фактора встанут на свои места, можно отсчитать 15-18 месяцев и ожидать восстановления продаж. До тех пор производителям остается совершенствовать систему послепродажного обслуживания, так как именно этот сегмент показывает "стабильную прибыльность". Согласно отчету Morgan Stanley, на сегодняшний день весь существующий спрос на новые ВС происходит со стороны азиатских и ближневосточных стран. Американский рынок по ряду индикаторов, скорее всего, оживет к весне. Самым слабым звеном, где по-прежнему наблюдается спад, является Европа. Кстати, даже самый поверхностный контент-анализ выставочных изданий убедительно показывает, что новым абсолютным фаворитом производителей авиатехники бизнес-класса является Китай. Россия же, еще недавно притягивавшая исполненные надеждой взгляды, едва ли удостаивается упоминаний. Неудивительно удовлетворение г-на Болена по поводу отраслевой поддержки инициативы NBAA — проведения совместно с Азиатской ассоциацией бизнес-авиации (ABAA) выставки в Шанхае в 2012 г. По его признанию, ни в 2008 г., ни в прошлом году это предложение не было встречено благосклонно.

Поделиться: http://ato.ru Елизавета Казачкова

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;