Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Нефтяники встали на крыло
Нефтяники встали на крыло
Нефтяники встали на крыло
Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года. Передышку в жесткой конкурентной борьбе «независимым» даст очень долгая и сложная процедура согласований проектов строительства аэропортовых заправочных комплексов и их сертификации. Нефтяные компании всегда производили авиакеросин, но продавали его аэропортовым топливно-заправочным компаниям (ТЗК). Еще недавно ТЗК входили в состав аэропортов и никого на свое поле не пускали. И хотя уже несколько лет такую практику пресекают антимонопольные органы, до последнего времени в отрасли мало что менялось. Часто ТЗК оставались независимыми только на бумаге, будучи аффилированы с аэропортами. Сейчас картина меняется кардинально. Например, в первом полугодии объем реализованного компанией «Газпромнефть-Аэро» («дочка» «Газпром нефти») авиатоплива «в крыло» увеличился на 38%, до 639 тыс. т. Компания пошла еще дальше — объявила о создании единой сети по обслуживанию клиентов с одним из европейских лидеров в авиазаправке Air Total International (входит в группу французской нефтяной компании Total). Почему вдруг крупные, добывающие нефть и имеющие собственные НПЗ компании заинтересовались заправкой самолетов? Ведь объем рынка здесь в десятки раз меньше продаж автомобильных бензина и солярки. Похоже, все дело в амбициозных планах по увеличению производства. По информации Министерства энергетики России, в 2011 году российские нефтяники собираются произвести 8,8 млн т авиакеросина. Но, по планам компаний, к 2015 году выпуск авиационного топлива вырастет до 15 млн т. Появление на рынке «лишних» 6 млн т (прирост почти на 70%) может значительно усилить конкуренцию. Вот нефтяные компании и начали быстро осваивать новый для себя рынок заправок самолетов «в крыло». «Газпром нефть» первой объявила работу ТЗК приоритетным направлением развития своего бизнеса. В 2010 году компания заняла 18% рынка и стала первой по объемам. Конкурентное преимущество нефтяных компаний здесь очевидно: сейчас аэропорты не могут запретить прийти другому ТЗК, а нефтяники имеют возможность предложить более низкие цены, чем прежние посредники. Ведь они сами керосин и производят. Свои ТЗК в стране также имеют крупнейшие нефтяные компании «Лукойл» и ТНК-ВР. Компания «РН-Аэро» («дочка» «Роснефти») в 2010 году удвоила объем заправки «в крыло» в девяти аэропортах своего присутствия, доведя его до 79 тыс. т. Что мешает им легко выдавить всех независимых заправщиков из аэропортов? На самом деле все не так просто. В России 76 крупных аэропортов и еще 163 мелких — региональных и специализированных, свидетельствуют данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). В каждом надо заправлять самолеты и вертолеты. Но для крупного бизнеса интересны от силы 12 крупнейших аэропортов, говорят эксперты. — Чтобы делать бизнес, нефтяникам нужны значительные объемы перевозок. Основная масса аэропортов их не интересует, — говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. — С точки зрения аэропортов приход нефтяных компаний — это неплохо. Раньше аэропорт можно было винить в завышении цен, теперь ТЗК в аэропорту как минимум две. Пока все довольны. А вот надежда, что новые игроки снизят цены, не оправдалась. Наоборот, цены растут. С начала года тонна авиакеросина в среднем по России подорожала на 13,4%, до 31,2 тыс. рублей, отмечает аналитическое агентство «Кортес». Это почти вдвое быстрее инфляции. Стоимость керосина в аэропорту на 80–85% состоит из отпускной цены НПЗ, маржа заправщика и так невелика, отмечают «независимые». — Конкуренция пока не особо сильна, в России еще есть где развернуться. К тому же число ТЗК можно наращивать и дальше. В Европе в одном аэропорту могут работать и восемь заправщиков, — заявила представитель компании «Аэрофьюэлз» (независимый заправщик) Анастасия Матюшина. — Пока нам удается создавать конкуренцию между нефтяными компаниями, покупая керосин на тех НПЗ, где он в данный момент дешевле. Парадокс в том, что все же главная надежда «независимых» — это знаменитая российская бюрократия. — Резкого увеличения доли крупных нефтяных компаний на рынке заправок в аэропортах мы не ожидаем. В нашей стране построить ТЗК в лучшем случае можно за три года — это связано с получением разрешений, выделение земли, сертификацией. Не исключаются и препоны со стороны местного монополиста. В этом случае «заходить» в один аэропорот можно и 10 лет, — говорит Анастасия Матюшина. Так что как минимум три года спокойной жизни у «независимых» ТЗК есть. Лишь бы нефтяные монополии не стали между собой договариваться. Тогда захватить аэропорты им и вправду будет несложно.

Поделиться: http://www.izvestia.ru/news/498433 Павел Арабов, фото РИА Новости
  • На прошлой неделе состоялся авиасалон МАКС-2011. Несмотря на дождь, плохую организацию, в том числе отсутствие туалетной бумаги в туалетах, о чем написала даже американская The Wall Street Journal, для обычных посетителей он все равно стал праздником авиации
  • Качество новых отечественных самолетов далеко от идеала. Убедившись в этом на личном опыте, президент Дмитрий Медведев предлагает до 2020 года вложить из федерального бюджета в авиационную отрасль 5 триллионов рублей

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;