Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Непорочные миллиарды Ричарда Брэнсона
Непорочные миллиарды Ричарда Брэнсона
Непорочные миллиарды Ричарда Брэнсона
«Ваш звонок очень важен для нас, но в настоящий момент все операторы заняты» - рано или поздно от этих слов приходит в бешенство даже самый терпеливый человек. А вот, что слышат клиенты, позвонившие в Virgin Atlantic: «Здравствуйте, меня зовут Ричард Брэнсон, я владелец авиакомпании Virgin Airlines. Сейчас все операторы заняты. Это непорядок. Давайте поступим так: если через 18 секунд никто не ответит на ваш звонок, вы получите скидку 450 фунтов. Я начинаю обратный отсчет — 18, 17, 16, 15...» Клиент слушает и страстно мечтает, чтобы оператор подольше не брал трубку. С этого рассказа начинаются практически все посвященные ему публикации. Ну, а что поделать, если этот крохотный пример на 100% характеризует самого эпатажного миллиардера в мире? Это он побрил ноги, накрасил губы, надел красную юбку и на спор отработал в качестве стюардессы на рейсе AirAsia. Это он прокатил Маргарет Тетчер на катере, едва вернувшемся из самого быстрого в истории перехода через Атлантику. Это он перевернул вверх ногами Ивану Трамп, явив всему миру прекрасное белье жены мультимиллиардера. Это он потратил 10 миллионов долларов на провокационную рекламу, вызвавшую шквал возмущения по всему миру. Феминистки Великобритании требовали немедленно убрать из эфира ролик, где мужчины теряют голову при виде прекрасных бортпроводниц в форме Virgin Airlines, называя его «сексистским и унижающим женщин», а в Австралии через суд пытались установить факт дискриминации по половому признаку в отношении 8 женщин, которых не приняли на работу стюардессами, потому что они «не были молоды и красивы». Суд, кстати, факт дискриминации признал, но ответчику до того не было никакого дела. Как и прежде, Ричард Брэнсон берет на работу только самых эффектных и сексапильных девушек. На днях невероятному человеку-бренду, плюющему на все суды и устои мира, хиппи-миллионеру, сумевшему сколотить состояние на разведении волнистых попугайчиков и заработать миллиарды, так и не научившись читать, исполнилось 64.

Бедные австралийские стюардессы!

Страшно даже представить, каково пришлось бы немолодым и некрасивым девушкам, узнай они, что до судебных разборок докатились благодаря коллеге. Ее звали Ева Флиндт, и в середине 40-х прошлого века она просто бредила профессией пилота. Увы, в небо брали только мужчин. Кардинально поработав над сменой внешности, она даже успела подержаться за штурвал, но ее разоблачили. По совету сердобольных коллег девушка пошла в стюардессы. На одном из рейсов она и познакомилась с малоуспешным, но принадлежавшем древнему аристократическому роду адвокатом. Брак оказался полнейшим мезальянсом. Достаточно сказать, что мать Евы прославилась тем, что за год до своего столетия отправилась в кругосветное путешествие и так закупалась на Ямайке, что отстала от корабля, оставшись на берегу в неглиже. Похоже, родившийся вскоре мальчик унаследовал именно ее гены. Назвали ребенка Ричард Брэнсон. В школе его приняли за клинического идиота и отправили в заведение для умалишенных. Там выяснилось, что мальчик близорук, ему подобрали очки, но разглядев буквы он все равно не смог понять их смысл. Много позже это заболевание классифицировали и назвали дислексией – невозможностью распознать написанный текст, а тогда педагогика знала лишь один способ воспитания таких детей: пороть. Били каждый день и за все подряд: залетевший на клумбу мяч, нечищеные ботинки, незаправленная постель… Читать Брэнсон так и не научился, зато усвоил самый главный урок: на удары внимания не обращать. Мать, понимая, что сыну придется нелегко по жизни, устраивала ему тесты на выживание из серии «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Как ни странно, ему это удавалось. В возрасте 4-х лет, например, высадила его из машины в нескольких милях от дома: «Беги к нам, маленький. Ищи папу!» К вечеру маленький нашел. Она очень сильно его любила и мечтала, что сын станет премьер-министром. Потому и готовила к испытаниям, которые неизменно возникнут на пути вверх.

«Ричард, ты сядешь в тюрьму или станешь миллионером!»

Такими словами его провожал директор на школьном выпускном. В тюрьму он и правда сел: ровно на сутки, попавшись на контрабанде, когда дела шли из рук вон плохо. С тех пор зарекся никогда не нарушать закон. А в остальном директор ошибся – Брэнсон стал миллиардером. Первые шаги в бизнесе, правда, успеха не принесли. На каникулах мальчишка стал было торговать елками, но Рождество кончилось и деревья оказались никому не нужны. Тогда он решил разводить волнистых попугайчиков, и по началу идея грозила принести бешеный успех: очень быстро в городке не осталось ни одного дома, где не завелся бы пернатый питомец. Но затем выяснилось, что попугайчики прекрасно умеют размножаться сами, и рынок сбыта иссяк. Нераспроданный товар пришлось выпустить на волю, так как он слишком много ел и громко орал. Следующим бизнес-проектом 16-летнего предпринимателя, не умеющего читать, стал собственный… журнал. Вложив в его развитие чудом добытые 250 фунтов, уже скоро Брэнсон собирал деньги, не вылезая из постели: в перерывах между очередной порцией виски, наркотиками и новой подружкой. Секрет пиар-кампании оказался гениально прост: Брэнсон выписал из справочника Who is who фамилии всех знаменитостей от спикера Палаты общин до архиепископа Кентерберийского и разослал по их адресам письма с предложением высказаться по поводу молодежных проблем. Видя в перечне «экспертов» журнала имя своего коллеги или конкурента, ни один чиновник не мог упустить возможности засветиться там же. В свою очередь «коллега или конкурент» видел в перечне своих оппонентов, и тоже не мог смолчать. В итоге его просто завалили актуальными материалами, и ни кому даже в голову не приходило попросить гонорар. Рекламодатели стояли в очереди, чтобы отдать Брэнсону свои деньги. Журналисты рвались к нему, чтобы взять интервью, и он их с удовольствием раздавал, виртуозно научившись пускать пыль в глаза. Во время записи ему мог «случайно» позвонить из соседней комнаты Мик Джаггер, а на вопрос про тираж он каждый раз называл новую заоблачную цифру, хотя на самом деле ее никто не знал. Как сегодня никто не знает, сколько брендов объединяет корпорация Virgin. Кто-то пишет 100, другие 250, а сам он говорит около 400.


Непорочное зачатие

Первый миллион Брэнсону принесла идея продавать музыкальные пластинки почтой (так они стоили на 10-15% дешевле). Через год она вылилась в собственную студию звукозаписи Virgin Music. Предполагалось, что слово virgin («девственник») в названии говорит: я новичок в этом бизнесе, ничего о нем не знаю. Вскоре студия ничего не знающего Бренсона открыла миру Sex Pistols, Rolling Stones, Фила Коллинза и Джанет Джексон. А спустя еще несколько лет «Девственная киностудия» Virgin Movie финансирует экранизацию антиутопии Дж. Оруэлла «1984», где Брэнсон снимается в главной роли. «Девственные каникулы» Virgin Holidays организуют отдых четверти миллиона человек, а «Девственная водка» завоевывает 10% британского рынка. Кстати, свою девственность он потерял в возрасте 14 лет с 18-летней дочерью того самого директора школы. «Что ты там делаешь?» - закричал разъяренный директор, увидев Брэнсона, вылезающего из окна. «Возвращаюсь из комнаты вашей дочери, сэр!» Уж не в той ли комнате он придумал рекламные слоганы для своей авиакомпании, которые в будущем так не понравятся феминисткам? You never forget your first time – «Ты никогда не забудешь свой первый раз» Extra inches where it counts – Дополнительные дюймы там, где они имеют значение Mine’s Bigger Than Yours – «Мой длиннее, чем твой» И так далее. Это он о самом длинном на тот момент самолете в мире Airbus A340-600, если что, а совсем не то, что вы подумали. «В конце концов, для чего нужны деньги?» Они нужны, чтобы задуманное воплощалось!» - отвечал Брэнсон на свой же вопрос. Он никогда не ставил прибыль во главу угла. Просто увлекшись чем-то новым, подходил к делу с максимальной основательностью: захотел полетать на воздушном шаре – создал Virgin Baloon Flight . Захотел погонять – основал Virgin Racing, команду в «Формуле-1». Увлекся здоровым образом жизни – учредил сеть фитнес-центров Virgin Active. А когда одна из его многочисленных партнерш по постельному бизнесу попала в интересное положение, трудности при устройстве ее на аборт натолкнули его на открытие консультационного центра для молодежи: алкоголиков, наркоманов, геев и будущих мам. Однажды во время рекордного перелета через Атлантику на воздушном шаре Virgin Atlantic Challenger II Брэнсон врезался в скалу на Ирландском побережье. Оказавшись в ледяной воде, он приготовился умирать. Как положено, в одно мгновенье перед глазами пронеслась вся жизнь: Великобритания просыпается под звуки «Девственного радио», мужчины надевают «Девственные джинсы», а женщины красятся «Девственной косметикой», все идут в «Девственный супермаркет», покупают «Девственную колу», а затем летят в «Девственный отпуск» на «Девственных самолетах» или едут на «Девственных поездах». После этого умирать Брэнсон передумал.

Virgin Airlines

Одни считают его чудаком, другие – просто везунчиком. Безусловно, доля и первого, и второго в нем есть, вот только безумцев и везунчиков в мире много, а Брэнсон один. Лишив возможности читать, природа наделила его феноменальным чутьем и умением предвидеть будущее. Создание новой авиакомпании в Великобритании начала 80-х казалось полным сумасшествием – национальный перевозчик British Airways имел серьезную господдержку, а существующие «Правила распределения воздушного движения Лондона» практически исключали вход на рынок маленьких частных компаний, ставя их в заведомо невыносимые конкурентные условия. Тем не менее, Брэнсон собрал все ресурсы империи и направил их на создание Virgin Airlines. Концепция нового бренда полностью соответствовала исповедуемому в девственной империи принципу: не придумывать новые услуги, а предложить альтернативу существующим. Virgin Airlines сделали ставку на ценителей роскоши: в стоимость билета бизнес-класса входил трансфер лимузином прямо до аэропорта, а на борту самолета работал массажный кабинет. Во время первого полета в арендованный Боинг-747 загрузили 400 человек – знаменитостей, журналистов и духовой оркестр. Полет сопровождался морем шампанского и новым хитом Мадонны «Like a Virgin». На презентации очередного лайнера присутствовала леди Диана в жакете с логотипом Virgin на груди. Перед десятком телекамер Брэнсон окатил ее шампанским, а принцесса лишь улыбнулась в ответ. Но уже в начале нулевых, предчувствуя мировой экономический спад, Бренсон трансформировал свое детище в банального лоукостера. И вновь не прогадал: сейчас-то уже все знают, что именно сегмент самых дешевых перевозок зачастую приносит владельцам самые большие прибыли. Самое удивительное, что снижение цен на билеты почти не затронуло привычный уровень комфорта. По сей день внутренние интерьеры самолетов Virgin Airlines напоминают атмосферу дорогих ночных клубов благодаря широкому спектру развлечений и фирменной подсветке салона. В такой обстановке сэкономившие на билете пассажиры сами не замечают, как начинают платить за необычные дополнительные услуги. А уж с этим у Брэнсона полный порядок. В прошлом году, например, Virgin Airlines представили новую бортовую систему, благодаря которой пассажиры могут обмениваться текстовыми сообщениями и устраивать друг другу сюрпризы. На сенсорном экране в спинке переднего сиденья есть карта салона, и выбрав место, где сидит ваш друг, вы можете отправить ему напиток или угощение. Разумеется, предварительно оплатив заказ банковской картой.

Выше только космос

Авиакомпания вышла в плюс в течение первого же года работы. На сегодняшний день парк Virgin Atlantic Airlines составляет 39 самолетов. Плюс заказ на 15 Боингов-787 (должны войти в строй уже в сентябре) и 6 штук Airbus А380. К 15-летнему юбилею «Девственные авиалинии» перевезли около 5 млн. пассажиров и вышли на седьмое место среди британских авиакомпаний. При этом в пассажиро-километрах они заняли второе место, так как осуществляют в основном дальнемагистральные рейсы. Казалось бы, что еще? Но гениальный на грани безумия мозг талантливого миллионера генерирует все новые и новые идеи, как улучшить то, что и так хорошо. В сентябре 2006 года, например, Ричард Брэнсон заявил о плане мероприятий, направленных на сокращение выхлопа в атмосферу. В рамках эксперимента самолеты от стоянки до ВПП не ехали, а буксировались с выключенными двигателями с целью экономии топлива. Через два года начались испытания горючего с содержанием биотоплива. Боинг-747 пролетел из Лондона в Амстердам, при этом один из четырёх двигателей работал на 20 % биотопливе из кокосового масла и масла орехов с дерева babassu, произрастающего в Бразилии. Еще через месяц в аэропорту Лос-Анджелеса прошли испытания три водородных автомобиля. В будущем Virgin Airlines планирует перевести на водород весь парк своих лимузинов для VIP пассажиров. Очередное ноу-хау Брэнсона – так называемый Premium economy class. Он расположен в передней части салона и предусматривает возможность сложить переднее сиденье, превратив его в столик и увеличив заодно пространство между рядами. Пассажиры премиального эконом-класса проходят регистрацию вне очереди, имеют увеличенную норму багажа и бесплатное питание в полете. А в бизнес-классе предусмотрены еще и кровати 2 метра длинной. Наконец, самое свежее детище талантливого миллионера – компания Virgin Galactic. В настоящий момент она строит в США космическую станцию Space Ship Two, на которой Брэнсон обещает отправить всех желающих в космос «за мизерную плату». Первые 500 билетов, кстати, уже проданы.

Поделиться: Елена Леликова
  • Сто лет назад произошло событие, в какой-то мере перевернувшее тогдашний авиационный мир. В 1914 году американский инженер Лоуренс Сперри представил новинку — гироскопический автопилот
  • Cessna Citation?X+ получил американский сертификат типа в?конце июня. Тогда же состоялась и?первая поставка клиенту. Сравнивать эту модель Cessna с американскими мускул-карами, в общем-то, некорректно

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;