Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Несостоявшееся оружие Третьего Рейха или родоначальник мировой реактивной авиации
Несостоявшееся оружие Третьего Рейха или родоначальник мировой реактивной авиации
Несостоявшееся оружие Третьего Рейха или родоначальник мировой реактивной авиации
70 лет назад в Германии началось серийное производство реактивного истребителя me.262. Пожалуй ни одна машина в мире не повлияла на развития мировой реактивной авиации больше, чем эта разработка авиационных конструкторов и моторостроителей Третьего Рейха.

Двигатель с ресурсом в 10 часов

Этих ревущих, изрыгающих пламя чудовищ опасались не только пилоты союзной авиации, но и сами ассы люфтваффе. Машина вытворяла непредсказуемое – в полёте в любое время мог отказать любой из двигателей, на скоростях более 850 километров в час – срывалась в штопор. Но тем не менее всё это прощалось ей за одно главное преимущество – в скорости она как минимум на 150 километров в час превосходила любой из существующих поршневых истребителей, а значит в небе всегда имела возможность выбирать с кем ей вступать в бой, а от кого мгновенно уходить на головокружительной скорости, не боясь никаких преследователей. Впрочем, было одно исключение – при посадке и взлёте me.262 становились обычными машинами – тихоходными и, самое главное, мало маневренными. Союзная авиация быстро поняла это и над аэродромами базирования me.262 развернулась настоящая охота за первыми реактивного истребителями, часто заканчивающаяся успехом. Скорость, являвшаяся главным преимуществом новых машин часто играла с пилотами злую шутку. Выходя на цель (чаще всего это были группы американских бомбардировщиков с истребителями прикрытия), особенно в условиях ограниченной видимости, пилоты реактивных мессершмитов не успевали применить своё вооружение. Последнее обстоятельство привело к тому, что нацисты всерьёз начали разрабатывать специальные неуправляемые ракеты класса воздух-воздух автоматического запуска. К счастью этим разработкам не суждено было завершиться. Но всё же главным недостатком новой машины было её ненадежное «пламенное сердце». Первые авиационные реактивные моторы фирмы BMW, помимо многих прочих конструктивных недостатков имели недопустимо малый ресурс – от 10 до 25 часов. Это было катастрофически мало даже в условиях боевых действий, когда жизнь истребителя была недолгой.

Чудо оружие или летающая утопия?

Первая промышленная серия me.262 была очень малочисленной – в 1942 году было выпущено всего 30 самолётов этого типа. Историки до сих пор спорят о причинах столь прохладного отношения руководства Рейха к этой в полной мере революционной машине. А так же задают вопрос – смогла ли она переломить ход войны, если бы в воздухе немцы сделали ставку именно на неё и развернули полномасштабное серийное производство реактивных «мессеров»? Ответ на этот вопрос напрашивается парадоксальный. Ускоренное производство новых машин, скорее всего, могло бы только ускорить падение Третьего Рейха. Дело в том, что в производстве реактивные истребители обходились, как минимум в пять раз дороже, чем обычные поршневые машины. Их обслуживание тоже было связано со значительными трудностями. Чего стоили, например, постоянные капитальные ремонты и замены капризных двигателей или приведение в порядок особых, удлинённых взлётно-посадочных полос, бывших излюбленной целью союзной бомбардировочной авиации… Принимая в расчёт экономическую сторону вопроса, следует признать, что новая машина скорее отнимала силы и ресурсы у и так работавшей на последней степени напряжения немецкой военной промышленности, чем приносила пользу. Историки подсчитали, что в результате боевого применения me.262 на каждый сбитый немецкий реактивный истребитель этого типа пришлась 1.1 машина союзников. Арифметика войны цинична, но даже если бы на каждый me.262 приходилось 4 или даже 5 истребителей союзников, выпуск этих машин только бы вёл Рейх к быстрейшему поражению. Именно этими расчётами руководствовались британцы и американцы, ведущие разработку собственных реактивных истребителей. Военные специалисты этих стран просчитали, что из-за сложности в производстве и эксплуатации, а также многочленных и трудноустранимых технических недоработок, массовой использование реактивной авиации в ближайшие 3-4 года будет нерентабельно. К тому же надо сказать, что поршневая авиация союзников в эти годы тоже не стояла на месте, демонстрируя особенно быстрый прогресс в авиационном вооружении, средствах связи и навигации.


Су-9 - один из первых советских послевоенных реактивных истребителей. Сходство с ме.262 не только внешнее, на Су-9 устанавливались трофейные немецкие реактивные двигатели Jumo-004.

«Всем оставаться на своих местах, продолжать работу…»

Примерно так прозвучала команда американского офицера, чья часть первая ворвалась в подземный цех по сборке ме.262. Буквально в считанные часы после боя и взятия сверхсекретного немецкого предприятия, на него была переброшена группа американских инженеров, которым было поручено наблюдать за работой немецких рабочих и техников, а также самым тщательным образом фиксировать каждую технологическую и сборочную операцию. Особая команда охотилась за самым ценным – технической документацией. Американцы не собирались воевать на собранных под их контролем ме.262. Их, прежде всего, интересовали технические разработки немецких инженеров и результаты боевого применения новых машин. Советская сторона тоже не дремала. Советской военной разведке также удалось захватить несколько реактивных машин ме.262. Все работы по их изучению были засекречены. Как следствие - первые советские реактивные истребители, в частности Су-9 были весьма похожи на ме.262. Помещённые рядом, их изображения, вполне можно было использовать для популярной игры «найдите 10 различий». Таких различий действительно было немного, а говоря о двигателях – их не было совсем. Реактивные двигатели на девятой «сушке» устанавливались немецкие, трофейные, от me.262. Результатом использования немецкого опыта производства первых реактивных истребителей стало то, что все без исключения реактивные военные самолёты, производимые в США или СССР вплоть о 1960-х годов, имели многочисленные узлы и агрегаты, непосредственно копирующие то, что было создано для me.262. Более того, бурное послевоенное развитие гражданской и в частности деловой реактивной авиации в значительной степени основывалось на изобретениях и открытиях, сделанных в экстремальных военных условиях, и в частности – в рамках создания и боевого испытания me.262.

Поделиться: Алексей Марков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;