Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Новички в легком весе

Стабильно высокий спрос на большие, наиболее комфортные и «дальнобойные» самолеты, относящиеся к самому дорогостоящему и престижному сегменту рынка, с небольшими перерывами сохраняется уже более полутора десятков лет, с момента появления этого класса на рубеже 80-х—90-х годов. Производители соревнуются между собой, устанавливая рекорды скорости и дальности, совершенствуя технологические стандарты. Но другие сегменты рынка также не стоят на месте. Новое время выводит на сцену и новые форматы.

Современные технологии позволили создать новое поколение реактивных двигателей – компактных и экономичных, в результате легкий реактивный самолет по уровню расхода топлива и неприхотливости в обслуживании смог сравниться с турбовинтовым. Конец прошлого года ознаменовался появлением на рынке самолета, открывающего новый класс бизнес-джетов – сверхлегких реактивных самолетов (VLJ). Вокруг этого нарождающегося класса и его будущего сломано немало копий. Концепция VLJ, заявленная как революционная, в то же время и одна из наиболее спорных. Собственно, сверхлегкие реактивные самолеты представляют собой, по определению Национальной Ассоциации Бизнес-авиации США (NBAA), двух- или однодвигательные самолеты, с максимальным взлетным весом менее 4,5 тонн, способные взлетать с полосы длиной не более 1 км. Такие самолеты должны быть также сертифицированы для управления одним пилотом, и обладать высоким уровнем автоматизации работы систем и управления. Стоимость самолетов этого типа колеблется в пределах 1—3 млн. долларов США. Как видим, подобные бизнес-джеты представляют собой наиболее доступный класс деловых самолетов. Их эксплуатационные расходы достаточно низкие и близки к уровню турбовинтовых самолетов, в то же время, налицо преимущество в скорости и дальности полета. В настоящее время насчитывается около 13-ти проектов, соответствующие этим требованиям, два из которых – Eclipse 500 и Cessna Citation Mustang – уже введены в эксплуатацию, а еще один – Phenom 100 бразильской корпорации Embraer – в июне 2007-го покинул сборочный цех и вышел на стадию испытательных полетов.

Одной из новейших моделей этого класса, вызвавшей наибольший интерес сразу же после первой презентации осенью 2006-го года, является PiperJet – разработка американской компании Piper, уже более 70-ти лет занимающейся производством легких турбовинтовых и поршневых самолетов. Этот самолет выгодно отличается от других сверхлегких бизнес-джетов по ряду характеристик. PiperJet оснащен всего лишь одним реактивным двигателем, что значительно снижает расход топлива и, собственно, стоимость самолета – цена установлена в 2,199 миллиона долларов США. При этом максимальная крейсерская скорость его составит почти 670 км/ч, что соответствует и даже превышает показатели более дорогих двухдвигательных самолетов этого класса. Максимальная дальность полета приближается к 2400 км – что сравнимо даже с бизнес-джетами классом повыше. Еще одно преимущество – одна из самых больших в классе пассажирских дверей, а это немаловажно для столь «малогабаритного» самолета. Планируется, что салон PiperJet будет вмещать 6—7 пассажиров. Ввод самолета в эксплуатацию намечен на 2010 г., однако уже сейчас портфель заказов перевалил за сотню.

К классу сверхлегких реактивных самолетов относится и еще одна любопытная разработка – Javelin Executive Jet (MK10) компании Aviation Technology Group, хотя его следует назвать, скорее, легким персонально-спортивным реактивным самолетом. Эта двухместная машина, внешне весьма похожая на военный истребитель, обладает и многими качествами боевого самолета, что определяет ее спортивный характер. Крейсерская скорость MK10 составляет 925 км/ч, практический потолок 13175 м, а максимальная дальность полета около 1850-ти км – весьма впечатляющие показатели для такого «малыша».

Интерес к бизнес-джетам сверхлегкого класса проявили, прежде всего, компании, работающие в формате авиатакси, хотя список потенциальных заказчиков достаточно широк – от пилотов-любителей до компаний, работающих в рамках программы долевого владения самолетом. Авиатакси претендует на открытие новой ниши рынка – клиентами должны стать не те, кто уже имеет собственный самолет или пользуется бизнес-чартерами, а «новички», которым свой большой бизнес-джет или традиционный чартер «не по карману». Здесь существует много вопросов – авиатакси предусматривает большую интенсивность чартерных перелетов, что в ряде случаев наталкивается на законодательные препятствия, ограничивающие количество чартерных перелетов одной авиакомпании на одном и том же маршруте (например, в США). Кроме того, массовый выпуск сверхлегких бизнес-джетов, который и определяет их низкую стоимость, потребует привлечения большого количества профессиональных пилотов – а наличие такового на рынке еще под большим вопросом. И это только некоторые из прогнозируемых проблем. Тем не менее, существующий портфель заказов у производителей, в общем, насчитывает уже не одну тысячу самолетов. Разрешить все вопросы сможет только время.

Этот краткий обзор представляет собой лишь небольшую часть статьи «Новинки рынка бизнес-авиации и перспективные разработки», которая вскоре увидит свет в новом издании каталога самолетов и вертолетов деловой авиации «Planet Jet Guide 2007/08»

Поделиться: http://jets.ru Алексей Королев
  • Теперь, когда ажиотаж и выставочная «лихорадка» ушли в прошлое, самое время дать выставке взвешенную оценку
  • Конкурсом красоты сегодня никого не удивишь, будь то Королева Вселенной или Мисс Бикини, девушки везде хороши. А вот посмотреть на красавиц из мира бизнес-авиации, закрытого для широкого круга людей, многим было бы любопытно. Стюардессы, флайт-менеждеры, волшебницы – это всё про них – очаровательных королев бизнес-джетов. Они летают по всему миру на больших скоростях и высотах и создают комфорт для особо важных пассажиров

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;