Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Новый проект Pilatus бросает вызов истории
Новый проект Pilatus бросает вызов истории
Новый проект Pilatus бросает вызов истории
Похоже, история все же учитель никудышный. По крайней мере, в отдельно взятом сегменте авиастроения — производстве бизнес-джетов. Помните, такую детскую игру "я знаю пять имен…"? Пока летит мяч вспоминаем и называем. Сегодня любой запросто сыграет с названиями несостоявшихся за последние пять лет программ бизнес-джетов. Поехали: Grob Spn, PiperJet (он же Altair), D-Jet от Diamond, V-Jet от Williams, Cessna Citation Columbus… уже пять? А мы только начали. Если же вы знаете историю вопроса, вы так же непринужденно сыграете в другую увлекательную игру — "Что общего?". Подсказка: все вышеназванные компании прекрасно зарекомендовали себя как нишевые производители. Для всех, кроме Cessna, эти программы стали первым опытом разработки реактивной техники, да и Cessna со своим Columbus вышла за рамки привычной территории. И сейчас, когда осела пыль, можно подвести черту и признать, что объяснимое, в общем-то, желание перестать быть нишевым производителем стоило им больших, а подчас неподъемных, затрат, не говоря уже о имевших в ряде случаев место пертрубациях со сменами владельцев и судорожных поисках инвесторов. Кто знает, не будь они такими амбициозными, может, сегодня им в своих нишах жилось бы куда уютнее. О Beechcraft, отказавшейся от уже состоявшейся линейки Hawker в пользу своей "родной" поршневой и турбовинтовой продукции, что и говорить. А теперь, внимание, вопрос: знаете ли вы хоть одну нишевую фирму, которая задумала бы построить бизнес-джет, а потом, оглянувшись на коллег, отказалась от своего намерения еще на этапе сбора голосов? Боюсь, общественность заклеймила бы позором такое мудрое (зачеркнуто) слабохарактерное решение. Зато общественность уже готовится встретить овациями на грядущей европейской выставке деловой авиации в Женеве EBACE анонс программы Pilatus PC-24, нетерпеливо гадает, что же это будет. Не претендуя на лавры дельфийского оракула, осмелюсь предположить: это будет еще один бизнес-джет от именитого производителя превосходных турбовинтовых самолетов. Не исключаю, что руководители Pilatus подошли к вопросу со швейцарской точностью: изучили рынок, просчитали риски, заранее выделили средства на НИОКР. Быть может, они даже знают о рынке что-то, чего не знали остальные. Тем более что прошедший год преподнес производителю сюрприз. С одной стороны, Pilatus Aircraft пришел к концу 2012 г. с самым низким количеством поставок за последнюю пятилетку. С другой стороны, ряд контрактов на технику военного назначения позволил компании закончить год с положительными финансовыми показателями. По результатам 2012 г. компания показала прибыль в 625 млн долл., что меньше, чем в предыдущем (781 млн долл.) и 2010 году. Однако совокупная стоимость новых заказов выросла до 2,67 млрд долл. (в четыре раза больше, чем в 2011 г.). В частности, Индия заказала 75 PC-7 MkII, Саудовская Аравия — 55 PC-21, Катар — 24 PC-21. По словам председателя совета директоров Pilatus Оскара Швенка, новые заказы теоретически обеспечивают загрузку производства более чем на четыре года. Вдохновленный перспективами, швейцарский производитель расширяет производственные мощности, складские помещения, закупает оборудование и набирает новых сотрудников. Казалось бы, что еще надо для счастья? Надо сказать, что, судя по комментариям руководства компании, результаты года не были предсказуемыми и, похоже, удивили самих швейцарцев. "Pilatus никогда не видел такого года, как 2012-й, — признается Швенк. – Мы знали, что не сможем превзойти результаты 2011 г. — но именно так и получилось. Количество заказов с такими короткими интервалами стало для нас сюрпризом". В то же время совершенно предсказуемо заказы на корпоративный PC-12NG по-прежнему "отражают стагнацию на рынке деловой авиации", согласно Швенку. В 2012 г. Pilatus продал 62 таких самолета, во многом благодаря оживлению спроса со стороны правительственных структур. "Правительства демонстрируют тенденцию особой заинтересованности в инвестициях во времена экономических кризисов", — делится наблюдениями Швенк. Основным (более половины продаж) рынком для Pilatus продолжают оставаться США, экономика которых пока далека от стабильности. Более того, "всеобщая выжидательная позиция и неуверенность еще больше усугубляют нестабильность экономики", — понимает Швенк. В Азию же в прошлом году было продано четыре самолета. Вероятно, запуском PC-24 Pilatus надеется оживить спрос. Это вполне традиционный подход. Быть может, рассчитывает, что к моменту ввода в эксплуатацию PC-24 рынок выйдет из штопора. Также ничего принципиально революционного в этом прогнозе нет. Делает ставку на свою швейцарскую репутацию. Можно даже и вовсе заподозрить за честными швейцарцами хитрое предположение, что на фоне безвременно ушедших программ PC-24 будет выгодно смотреться на подогретом предшественниками рынке. Разумеется, высказывать информированный скептицизм — дело благодарное. Впрочем, такое же благодарное, как и петь песню безумству храбрых. Это вопрос вкуса. А история, как всегда, покажет.

Поделиться: http://www.ato.ru/blogs/blog-elizavety-kazachkovoy/istoriya-vs-ambicii-kto-sleduyushchiy Елизавета Казачкова
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;