Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Офис в небе становится реальностью
Офис в небе становится реальностью
Офис в небе становится реальностью
Длительные перелеты всегда были для деловых людей неизбежной потерей нескольких часов, а то и целого дня рабочего времени. И вот уже несколько десятилетий операторы и пользователи услуг деловой авиации с нетерпением ожидают: когда же самолеты смогут стать полноценными рабочими кабинетами, «офисами в небе», где пассажиры могли бы продолжать работать так же эффективно, как будто находятся не в самолете, а всего лишь на верхнем этаже офисного здания. Много лет назад эту проблему, казалось бы, удалось решить при помощи радиотелефонов и факсов: на борту самолетов устанавливались компьютеры и факсовые аппараты, и этот уровень связи был вполне достаточным в то время для поддержания связи между землей и небом. Широкое распространение интернета совершило революцию в области связи. Новые технологии разрушали границы, почти до нуля сокращая пространства между офисами и заводами, клиентами и поставщиками, штаб-квартирами и филиалами. Скорость подключения выросла с начальных 56 кбит/с до уже доступных в некоторых регионах планеты современных 45 Мб/с. Но если «толщину» канала обычной интернет-связи можно было сравнить с пожарным шлангом, то каналы, способные связать летящий самолет с наземными объектами, были в сравнении с ними тоненькими соломинками. Бортовая техника, которой оборудовались бизнес-джеты, оставалась на том же уровне, как в годы детства Билла Гейтса и Стива Джобса.

Swift64 и SwiftBroadband

Ситуация начала меняться около 10 лет назад, хотя предпосылки к этому были заложены намного раньше, еще в 1990 году, когда компания Inmarsat запустила пять спутников для обеспечения спутниковой связи третьего поколения. В 2003 году компания объявила, что может предоставить услуги связи и эксплуатантам воздушных судов. Предоставляемый канал связи Swift64 обеспечивал скорость в 64 Kb/с; объединение четырех каналов давало уже вполне приемлемое качество связи – 256 Kb/с. Передача каждого мегабайта данных обходилось примерно в 16 долларов. В 2005 году компания Inmarsat запустила следующий, более успешный проект SwiftBroadband, имевший почти глобальный охват. Передача данных могла осуществляться со скоростью до 432 Kb/с (реальное качество связи зависело от местоположения самолета, бортового оборудования и количества одновременных подключений). Здесь каждый мегабайт переданной информации стоил 6-8 долларов; но при этом установка в самолете оборудования, необходимого для этого типа связи, обходилась свыше 100 тысяч долларов.

Gogo Biz

В июне 2006 года компания Aircell выиграла аукцион FCC и получила лицензию на предоставление услуг высокоскоростной цифровой связи между самолетами и наземными станциями. Скорость передачи данных составляла 1,8 Мбит с самолетов на наземные станции и 3,1 Мбит с наземных станций в самолеты. Имея официальную лицензию, Aircell начал стремительно устанавливать наземные станции в континентальной части США, завершив строительство сети менее чем за два года. В апреле 2008 году компания начала принимать заказы от операторов деловой авиации на предоставление высокоскоростных Интернет-услуг. В августе 2010 года компания переименовала свою службу в Gogo Biz – это был маркетинговый ход, чтобы увязать этот сегмент услуг со своим брендом Gogo: предоставление интернет-услуг для обычных авиакомпаний гражданской авиации. В среднем стоимость оснащения одного самолета необходимым оборудованием начинается от 100 тысяч долларов. Интернет-система состоит из трансивера «земля-воздух» и Wi-Fi маршрутизатора. В ближайших планах компании – создание систем, в которых приоритет будет отдаваться голосовой связи по протоколу IP (VoIP), с качеством, близким к стационарным телефонам. Wi-Fi маршрутизаторы от Gogo Biz в настоящее время одобрены для установки на популярные бизнес-джеты Boeing, Bombardier и Cessna, Dassault плюс, Embraer и Gulfstream, а также Hawker Beechcraft, Piaggio и Pilatus. Тарифы, по которым предлагаются эти интернет-услуги, включают как варианты с абонентской платой (1995 долларов в месяц со скоростью соединения до 3 Мб/с), так и варианты оплаты по объему траффика. Высокая популярность услуг, предоставляемых компанией Gogo, заставляют ее расширять мощности своих передающих станций и строить новые узлы сети. Со временем планируется значительно увеличить скорость передачи данных, без снижения производительности системы. В 2013 году Gogo также планирует предложить услуги спутниковой связи Ка-диапазона (частоты 15,40 - 26,50 ГГц и 27,00 - 30,20 ГГц).

Ku-Band

Наиболее широкий охват услугами широкополосного интернета для бизнес-авиации предоставляют компании ViaSat и KVH Industries, создавшие федерацию спутниковых операторов, работающих в Ku-диапазоне (частоты 10,70 - 12,75 ГГц и 12,75 - 14,80 ГГц). Территориальные «пробелы», неохваченные их сетью, имеются только в районах Средиземного моря, Восточной Европы, Скандинавии, Юго-Восточной Азии и части Китая: их планировалось ликвидировать уже к концу 2011 года. В зависимости от зоны обслуживания, скорость передачи данных здесь варьируется от 256 Kbps до 1 Mbps в направлении с самолета на землю, и в диапазоне от 5 до 20 Mbps в направлении с земли на самолет. Наиболее часто используемая пассажирами скорость соединения – 1-2 Мбит. Это в два или в четыре раза превышает скорость SwiftBroadband. Дополнительным преимуществом является и то, что услуги связи Ku-диапазона доступны вне зависимости от высоты полета. Само оборудование и его установка на борту самолета обходится в среднем в 500,000 долларов; этим средством связи оснащено уже более 170 самолетов, таких как Boeing Business Jet, Cessna Citation X, Bombardier Challenger 600, Global Series jets. Стандартные тарифные планы варьируются от $ 5995 до $ 7995 в месяц в зависимости от срока, на который заключен договор. Связь Ku-диапазона продолжает пользоваться популярностью у эксплуатантов воздушных судов, но ViaSat считает, что связь Ка-диапазона вскоре придет ей на смену.

Ka-диапазон – будущее спутниковой широкополосной связи

Операторы спутниковых сетей говорят, что с запуском нового поколения спутников скорость подключения должна вырасти на порядок и стать сопоставимой с наземной сетью мобильных телефонов 4G. Скорость подключения на борту самолета все равно останется более низкой, чем на земле, из-за того что устанавливаемые на самолете антенны не могут быть достаточно большими. Но и здесь она возрастет в 10 и более раз по сравнению с существующей сегодня, поскольку с увеличением частоты уменьшается длина волны, а значит, требуемый размер антенны становится значительно меньше. Так, если для диапазона Ku ее размер составит 0,6 - 1,5 метра, то для диапазона Ка будет достаточно 30 - 90 см. Компании Gogo и ViaSat, так же как и другие мировые провайдеры, сегодня уже делают попытки выйти в систему Ka-диапазона. Так, недавно запущенный спутник ViaSat-1, по утверждениям представителей компании, имеет высокий потенциал для работы именно в этом сегменте связи. Предоставление услуг при помощи этого спутника начнется уже в этом году. Компания JetBlue стала первым авиазаказчиком средств связи в Ка-диапазоне, подписав контракт на 30 млн.долларов для установки на борту своих 170 самолетов моделей Airbus A320 и Embraer ERJ190 средств спутниковой связи и Wi-Fi оборудования. Выполнение заказа начнется уже в этом году. ViaSat планирует разработать всемирную сеть услуг спутниковой связи Ka-диапазона в ближайшее десятилетие. Неудивительно, что компания Inmarsat собирается «перепрыгнуть» через уже уходящий в прошлое Ku-диапазон, также выйдя сразу на более современные частоты. Наряду с нынешними средствами голосовой связи, осуществляемой при помощи спутников, запущенных в 2005 году, компания собирается обеспечить и надежную связь Ка-диапазона. Она должна иметь скорость загрузки до 10 Мбит и осуществляться при помощи параболической антенны, установленной на борту самолета. Компания Inmarsat заплатила Boeing’у более миллиарда долларов за изготовление трех спутников, первый из которых будет запущен в 2013 году, а вся система начнет функционировать в 2014-м. Ожидаемый срок службы спутников – 15 лет.

***

Очевидно, что широкополосная связь будет играть все более важную роль на борту воздушных судов деловой авиации. С охватом всей континентальной части США и Аляски, система Gogo Biz имеет потенциал, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос. Во всем остальном мире, новое поколение спутников связи Ка-диапазона, в том числе I-5, который будет запущен компанией Inmarsat, обещает предоставить возможность высокоскоростного подключения для пользователей деловой авиации практически в любой части мира.

Поделиться: JETS.RU по материалам портала aviationweek.com

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;