Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Орудие возмездия Третьего Рейха
Орудие возмездия Третьего Рейха
Орудие возмездия Третьего Рейха
Фото: Fieseler-Fi-103R----пилотируемый-вариант-самолета-снаряда Считается, что нет в мире нации, более преданной идеалам собственной страны и готовой ради них наплевать на все личное, чем японцы. Поэтому и факт существования в истории пилотов-смертников ассоциируется исключительно с ней. И мало кто знает, что в разгар Второй мировой войны, когда все явственнее слышались первые звоночки грядущей катастрофы Третьего рейха, над созданием подразделения камикадзе всерьез задумывался и сам Гитлер. Тот самый Гитлер, который провозгласил арийцев высшей расой и жестоко наказывал за смерть каждого своего солдата.

Удар ниже пояса

Дела шли все хуже. «Маленькой молниеносной войны» не получилось, «Битва за Англию» была проиграна, а деморализованные поначалу противники, напротив, пришли в себя и мобилизовали все силы по принципу «все для фронта, все для победы». Гитлеру же неудачный «блицкриг» против Советского союза стоил тысяч летчиков и потерянных самолетов. И вот новая напасть: в ночь с 17 на 18 августа 1943г. англо-американская авиация осуществила массированный налет на Пенемюнде – деревушку на острове Узедом, где под видом невинного санатория для выдающихся немецких ученых был создан отлично оснащенный ракетный полигон. В режиме строжайшей секретности здесь велись разработки новейшего орудия – первой в мире баллистической ракеты дальнего действия V-2 (Фау-2). 600 бомбардировщиков и 65 разведывательных самолетов-наводчиков, участвовавших в налете, сбросили на Пенемюнде 1600 тонн фугасных и 280 тонн зажигательных бомб. Ракетный центр был практически стерт с земли. Да, дела у Люфтваффе шли все хуже…

Истинный ариец

Штурмбанфюрер СС барон Вернер фон Браун был истинным арийцем. Молодым, честолюбивым, не знающим преград на своем пути и свято верившим, что высокая цель оправдывает любые средства. Он входил в состав конструкторской группы, работавшей над созданием V-2, но первую скрипку в ней никогда не играл. «Мозговым центром» проекта являлись Рудольф Нибель, который еще в 1931г. запатентовал первый в мире «ракетный двигатель на жидком топливе» и получил от американских бизнесменов миллион марок за демонстрационный запуск своих ракет в США, и доктор философских наук Курт Вамке, защитивший диссертацию по теме «Исследование истечения газов через цилиндрические сопла», не имевшую даже отдаленного намека на философию (режим особой секретности в действии). Впрочем, Вернер фон Браун также был не лыком шит – во-первых, почти окончил машиностроительный факультет Цюрихской высшей технической школы, а, во-вторых, имел папу барона, входившего в постоянное окружение рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Папа-то и пристроил сына подсобным рабочим к ракетному гению Небелю, заодно поспособствовав защите еще одной «философской» диссертации. Сразу после этого в жизни юного «философа» произошла череда удачных совпадений. Сначала во время испытательного запуска погиб Вамке. А затем папа-барон проявил недюжинное служебное рвение, раскопав в биографии Небеля еврейские корни. Путь к карьере был расчищен. В 1936г. Гитлер лично приказал передать 24-летнему Вернеру фон Брауну, недостаточно зрелому в научном отношении, но стопроцентно надежному с точки зрения нацистской идеологии, техническое руководство проектом V-2.


Фото: Катапульта-«Вальтер»-для-запуска-Фау-1

План мести

Первый запуск V-2 состоялся лишь в марте 1942г. К этому моменту ежегодный бюджет проекта достиг 150 млн. марок – столько же Третий рейх тратил на производство всех своих танков. При этом назвать проект успешным не получалось: лишь каждый десятый запуск V-2 происходил штатно. Остальные либо падали, либо летели не туда, либо вообще не могли оторваться от земли. Дела на фронте обстояли не слишком хорошо, и уже осенью приказом фюрера Пенемюнде был вычеркнут из списка объектов особой важности. Реальные танки были важнее призрачных ракет. А тут еще бомбардировка союзников, практически уничтожившая производство… Нет, допустить подобного поворота дел «ракетный барон» не мог. Особую обиду фон Браун затаил на англичан, по сути лишивших его своим налетом доступа к громадному финансовому потоку. Он моментально подготовил доклад об альтернативной разработке. Вообще-то, занималось ей не конструкторское бюро фон Брауна, а фирма «Физилер», ранее осуществившая несколько удачных запусков беспилотников, но именно барону-младшему пришла гениальная идея объединить обе идеи. Проект завораживал не столько своей амбициозностью и открывающимися перспективами, сколько невероятностью. Такого в истории человечества еще не было: если вместо двигателя приделать ракетный двигатель к самолету, который сам, без помощи пилота, долетит до нужной точки и там взорвется, получится убойное орудие, перед которым армия союзников окажется бессильна. Самолет-снаряд так и назвали: Vergeltungswaffe-1. В переводе – «оружие возмездия». В целях секретности его обозначили как мишень для тренировок зенитной артиллерии Flakzielgerat, (сокращённо FZG). Внутрифирменное обозначение Fi-10 позднее трансформировалось русскими в «Фау» - под таким названием самолет знали в СССР. Сами же немцы использовали кодовое обозначение Kirschkern - «Вишнёвая косточка». Говорят, Гитлер после доклада своего барона радовался как ребенок. «Убедительность доводов Вернера фон Брауна произвела на Гитлера такое же сильное впечатление, как позднее на генералов Пентагона», - писал в 1955г. западногерманский журнал «Дер Шпигель». А после просмотра фильма об экспериментальных пусках ракет фюрер воскликнул: «Благодарю вас! Почему я до сих пор не верил в успех вашей работы? Меня просто плохо информировали!». Разумеется, финансовых трудностей Пенемюнде после этого не испытывал. Уже к октябрю (меньше чем за два месяца) производство на острове было полностью восстановлено: благодаря соседству с концлагерем Узедом недостатка в рабочей силе не было, а в качестве мотивации узников использовался неопровержимый довод – смертная казнь.

Большая побудка

В ночь с 12 на 13 июня 1944г. жители Лондона проснулись от отвратительного писка. За этот жуткий звук Фау-1 так и прозвали: buzz bomb – жужжащая бомба. Самолет-снаряд взорвался на Гроув Роад, унеся жизни 11 человек. Всего за историю своего применения Фау-1 убили почти 6 тысяч лондонцев. 17 197 человек получили тяжелые ранения, 23 174 отделались небольшими травмами. Было полностью разрушено 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья Несмотря на страшные цифры, для самого Гитлера такой результат вряд ли был удовлетворительным: расчет был совсем иной. Первый удар по Лондону был запланирован еще на 20 апреля – день рождения фюрера. Задолго до этого нацисткая пропаганда развернула массированную кампанию запугивания. Англичанам рассказывали, что в недрах гитлеровской империи изобретено беспощадное оружие, которое станет ответом Англии за ее бесконечные авианалеты и бомбардировки немецких заводов. Операция возмездия состояла из трех этапов. Первый назывался «Большая побудка» - в 4 часа ночи на Лондон должны были обрушиться 300 самолетов-снарядов. В тот же день следовал этап «Салют» - еще 100 штук. И, наконец, «Большой отбой» - еще 300 Фау-1 следующей ночью. В течение последующих дней планировалось запускать на Ландон по три самолета-снаряда каждый час. Предполагалось, что через 20 дней Черчилль вынужден будет начать переговоры о мире. На деле же в первые сутки операции в сторону Лондона было запущено лишь 10 самолетов-снарядов. Из них три сразу разрушились в воздухе, еще один сошёл с траектории. Чуть лучшего результата удалось добиться 15 июня: из 244 выпущенных Фау-1 отказали «лишь» 43.


Фото: Авианалет-Фау-1-на-Лондон

Саботаж

Высокий процент неудач имел сразу несколько причин. И первой из них были отнюдь не технические провалы в знаниях главного конструктора. Большинство самолетов Фау-1 не долетали до цели в силу банального… саботажа. Да-да, тот самый саботаж, за который нацисты наказывали самым жесточайшим образом. По иронии судьбы, оружие возмездия Третьего рейха делали самые заклятые его враги – советские узники концлагерей и немецкие инженеры, осмелившиеся исповедовать идеалы коммунизма. Впрочем, среди немцев были и вполне лояльные к Гитлеру. Подающие надежды ученые, которых органы СС арестовывали в силу так называемого «превентивного заключения». Практика «превентивного заключения» возникла в гитлеровской германии в самом начале войны, когда страна остро нуждалась в рабочих руках и умных мозгах, но пыталась еще соблюдать международные принципы законности. Согласно ей, обвинение могли предъявить кому угодно – под видом профилактики, а затем при малейшем нарушении режима, которое неизбежно произойдет в силу провокации, превентивно заключенный становился обыкновенным узником. Самолеты-снаряды Фау-1 собирали в концлагерях Узедом и Дора. О существовании последнего вплоть до последних месяцев войны вообще никто не знал. По сути это был даже не концлагерь, а гиганский туннель в горе, который, как ненасытный дракон, поглощал все новые и новые партии узников. Однажды войдя в туннель, живым из него уже не выходили – там жили, там спали, там же голыми руками прорывали новые и новые помещения, строили железные дороги и цеха. Имперское руководство отдало приказ о том, что заключённые, так или иначе связанные с производством Фау-1, являются «носителями тайны», не должны переводиться в другие лагеря и ни при каких обстоятельствах не могут быть освобождены. В цех, где собирали самолеты, пускали лишь избранных – советских электриков и немецких инженеров. Они-то и делали что могли – портили снаряды, собирали самолеты с невидимыми несведущему глазу изъянами. Во второй половине 1944г. за подобные диверсии были показательно казнены 57 узников Доры – их повесили на крюках, прикреплённых к металлической балке, висящей на подъёмном кране на железнодорожной платформе. Платформа с телами медленно проехала по всему тоннелю – в назидание оставшимся в живых, которые обязаны были смотреть, ни в коем случае не закрывая глаз. За этим строго следили стоявшие тут же офицеры СС. В Узедоме условия были немного полегче. Ровно настолько, насколько слово «полегче» применимо к понятию концлагерь. Но здесь люди хотя бы видели солнечный свет. Именно отсюда в феврале 1945 г. на угнанном бомбардировщике сбежал советский летчик Михаил Девятов.

Тактико-технические характеристики

Фау-1 построена по обычной аэродинамической схеме. Фюзеляж длиной 6,58 м выполнен из тонкой стали, крылья размахом около 5,5 м – из стали или фанеры. Максимальная скорость полета – 656 км/ч, по мере расхода топлива – до 800 км/ч. Топливо – обыкновенный бензин, что, кстати, сыграло немаловажную роль на стадии одобрения проекта. Все предшествующие разработки предусматривали дефицитные и дорогие виды топлива. Система управления самолетом – автопилот. На носу самолета был установлен особый счетчик, где вручную – исходя из требуемого времени полета – устанавливалась определенная величина. Во время полета набегающий поток воздуха скручивал счетчик до нуля, и самолет переходил в пикирование. Дальность полета таким образом рассчитывалась с точностью ±6 км. Еще одним неоспоримым преимуществом Фау-1 стала цена: начальная смета предполагала стоимость 10 тыс. рейхсмарок, однако к концу войны один экземпляр обходился всего лишь в 3,5 тыс., поскольку производство окончательно переместилось в концлагеря с бесплатной рабочей силой. Первое детище фон Брауна – крылатая баллистическая ракета Фау-2 – стоила в 10 раз больше.


Фото:Модель-Фау-1-в-музее-Пенемюнде

Проект Selbstopfer – немецкие камикадзе

К середине войны гитлеровские ВВС сильно поистрепались. Поэтому от изначальной идеи запускать Фау-1 с самолета-носителя пришлось отказаться – свободных самолетов катастрофически не хватало. Фирмой «Вальтер» была разработана специальная катапульта. Но вскоре пришлось отказаться и от этого варианта: гигантская 48-метровая конструкция легко обнаруживалась с помощью аэрофотосъемки. В силу этого места дислокации катапульт подвергались постоянным бомбардировкам с воздуха. Кроме того, запущенные с помощью пусковой установки самолеты летели всегда на одинаковой высоте, с одинаковой скоростью и в одном направлении. Английская ПВО, осознав это, буквально в считанные дни перестроила стратегию защиты. Истребители-перехватчики встречали Фау-1 еще на границе Бельгии и Франции, а редкие прорвавшиеся самолеты утыкались в сеть аэростатов заграждения, развернутую уже на подступах к Лондону. Всего в борьбе с Фау-1 были задействованы 2800 зенитных орудий, 2000 аэростатов и 11 эскадр истребителей. Для уничтожения предприятий, где собирали самолеты-снаряды, ВВС союзников совершили более 15 тыс. вылетов. В связи с таким поворотом командованием Люфтваффе было принято решение вернуться к первоначальному плану. В качестве самолетов-носителей решили использовать безнадежно устаревшие бомбардировщики He-111H-22, состоявшие на вооружении бомбардировочной эскадры III/KG-3 Blitz Geschwader («Молниеносная эскадра»). Но и на сей раз англичане сумели быстро сориентироваться. Так, 23 июня британский «Спиритфайтер» подошел вплотную к летящему самолету-снаряду (раньше их пытались расстреливать с довольно большого расстояния, так как взрыв почти тонны взрывчатки в радиусе 100 м от атакующего самолета грозил гибелью обоим), приподнял своим крылом крыло Фау-1, тем самым свалив его в крутое пикирование. Четырьмя днями позже пилот истребителя «Темпест» направил на самолет-снаряд воздушный поток своей машины и вогнал его в штопор. В то же время, немецкие ВВС продолжали нести потери: из 100 бомбардировщиков He-111, задействованных в атаках, погибли около трети – операция отделения самолета-снаряда от самолета-носителя была чрезвычайно сложна, поэтому часто оба самолета взрывались вместе. Вот тогда-то злой гений Фюрера и выдал очередной грандиозный план. В недрах Третьего рейха началась разработка пилотируемого самолета-снаряда Fieseler Fi 103R (он же V4). О камикадзе речь не шла – планировалось, что направив самолет на цель, летчик должен выпрыгнуть с парашютом. На деле же все понимали – если в момент неосторожного отделения Фау-1 пусть с плохонького, но все же бомбардировщика, гибли оба самолета, человек в этой мясорубке не выживает и подавно. Тем не менее, было построено 175 образцов V4, а в армии начали подготовку отряда пилотов-смертников (Selbstopfer) в количестве 200 человек. Однако, до боевого применения ни первых, ни вторых дело так и не дошло: положение немецкой армии было настолько отчаянным, что несостоявшиеся камикадзе отправились на фронт в качестве пополнения для пехоты. Да, дела у Люфтваффе шли все хуже…

Поделиться: Елена Леликова
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /
  • Несмотря на то, что Bombardier Challenger 300 внешне очень напоминает своего собрата по семейству – широкофюзеляжный самолет Challenger 605, - в действительности он представляет собой разработку «с чистого листа», в свою очередь став эталоном
  • Среди российских авиашкол, которые предоставляют возможность получить образование частным лицам, особенно выделяется Авиационная школа Аэрофлота. Она принимает как желающих получить базовую подготовку, так и тех, кто стремится к повышению квалификации

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;