Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Отлетал (Ил-96-300)
Отлетал (Ил-96-300)
Фото: президентский борт, Ил-96-300 с бортовым номером RA-96008 «Яков Моисеев» Очень символично: 30 марта исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного авиаконструктора С.В. Ильюшина. Утром того же дня, 30 марта 2014 года, в 8 часов 7 минут в аэропорту Шереметьево приземлился Ил-96-300 с бортовым номером RA-96008 «Яков Моисеев» авиакомпании «Аэрофлот». Это был последний полет последнего отечественного самолета в парке национального перевозчика.

Первый последний

Ему повезло с историей: в зависимости от цели он может считаться и последним советским и первым российским. Первый опытный полет совершил в 1988 году – при СССР, а серию пошел уже в 1993-м, в России. На этом, впрочем, везение закончилось. Задуманный как первый в отечественной истории широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, он должен был составить конкуренцию Boeing-747. Вполне вероятно, он бы ее и составил – по мнению большинства аналитиков Ил-96 по целому ряду показателей превосходит Boeing-747, но беда в том, что к моменту его постройки «Джамбо» и сам устарел. А тут еще и СССР вдруг приказал долго жить. В разваливающейся стране реализация проекта предсказуемо уткнулась в финансовые трудности, тем временем заокеанские и европейские коллеги ушли далеко вперед, построив и Boeing-777, и Boeing-787, и даже Аirbus-380. Путь от начала проектирования до выкатки из цеха первого образца занял почти 20 лет. В мире, одной ногой стоящем на пороге XXI века – непростительно долго. В родном Отечестве, правда, Ил-96-300 все же сумел стать абсолютным рекордсменом: по максимальному числу пассажиров – 435, максимальной коммерческой загрузке – 58 тонн и максимальной дальности полета – 12 800 км. В разные годы российской новинкой даже интересовались в Венесуэле, Перу (дошло до подписания соглашений), Китае и на Ближнем Востоке. В 2005-2006 гг. три Ил-96-300 закупила Куба, в том числе один – в качестве первого борта президента. На сегодняшний день Cubana de Aviaci?n осталась последней в мире авиакомпанией, где первый российский самолет возит простых смертных пассажиров.

Летающий Кремль

Строго говоря, в России девяносто шестые тоже остались. Причем не где-нибудь, а в Специальном летном отряде ГТК «Россия» - возит первых лиц государства. В данный момент в СЛО эксплуатируются восемь Ил-96-300, в том числе четыре в модификации ПУ – «пункт управления». Внешне от обычных президентский борт отличает лишь небольшой плексигласовый желоб в верхней части фюзеляжа. В нем, говорят, прячется «ядерный чемоданчик». А точнее система связи и дистанционного управления РВСН – на случай, если третья мировая начнется, когда верховный главнокомандующий окажется в воздухе. Про «летающий Кремль» вообще много чего говорят. Отделка в Швейцарии, покраска в Голландии, дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, драгоценные камни и эксклюзивные породы дерева – куда же без них. Разумеется, пуленепробиваемая броня, где только можно, и система спасения первого лица в случае катастрофы. То ли мега-катапульта, то ли нано-парашют – людская фантазия тут никак не придет к единому мнению. Официальные источники, впрочем, не отрицают: летающий флагман отделан в «державном» стиле «с намеком на имперские амбиции России». В начале года Управление делами Президента анонсировало заказ еще двух Ил-96-300 Воронежскому авиастроительному заводу. Планируется, что машины передадут заказчику до конца 2015 года. Тешиться иллюзиями, впрочем, не стоит. Выбор первых лиц на судьбу проекта уже не повлияет – просто Президенту по статусу не положено летать на иномарках. Серийное же производство остановлено еще пять лет назад по решению министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Официальная формулировка: «перспективы нет». Одновременно с этим было принято решение об отмене пошлин на иномарки вместимостью свыше 300 человек, поставившее окончательную жирную точку. В таких условиях конкурировать с гигантами «А и Б» ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» не в состоянии.

Ненужный рекордсмен

Первый российский, первый широкофюзеляжный дальнемагистральный, первый президентский – недолгий век этого уникального самолеты насыщен эпитетами и событиями с приставкой «первый». Например, первый, отнятый за долги: в 2008 году лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у авиакомпании KrasAir (Красноярские авиалинии) в связи с неплатежеспособностью. До этого подобных прецедентов на российском авиарынке не случалось. Первый, совместивший опытные полеты с коммерческими: после нескольких рекордных испытательных полетов (например, из Москвы в Петропавловск-Камчатский и обратно без посадки за 18 с небольшим часов или из Москвы в Портленд через Северный полюс за 15 часов) из-за острого дефицита денег продолжение эксплуатационных испытаний пришлось проводить одновременно с грузовыми перевозками. Кстати, тот первый 18-часовой полет выполнял как раз «Яков Моисеев». Первый, способный летать без штурмана. Благодаря обновленному комплексу авионики удалось сократить экипаж до трех человек, сократив тем самым расходы потенциальных заказчиков. Правда, три человека – это меньше чем четыре, как было на предыдущих «Илах» и «Ту», но все равно больше чем два, как на Boeing и Airbus. Первый в отечественной истории, разработанный с участием западного капитала. Причем капитала прежде всего интеллектуального. Речь идет о модификации Ил-96М, в постройку которого внесли лепту сразу несколько американских фирм. На свет интернациональное дитя, как водится, появлялось в муках. Шутка ли: фюзеляж удлинили, всю авионику поменяли, а вместо простеньких ПС-90 поставили двигатели Pratt & Whitney. Это был первый и последний в мировой практике опыт скрещивания российского самолета с американскими двигателями. В природе такие серьезные мутации, как правило, не приживаются, вот и Ил-96М, построенный в единственном экземпляре, до совершеннолетия не дотянул: в мае 2009 г. был разрезан на металлолом.


Фото: президентский борт.

Самый безопасный

Наконец, Ил-96-300 – первый в практике российского, если не мирового, авиастроения самолет, не потерпевший ни одной катастрофы за всю историю эксплуатации. Единственный инцидент случился с бортом RA-96016 (он же «Борт №1» или просто «путинский») 29 сентября 2004 года. Во время взлета в аэропорту Лиссабона он столкнулся со стаей птиц, что привело к поломке двигателя. Об этом вряд ли кто-нибудь когда-нибудь узнал, но момент попал в объектив португальского споттера (любителя авиационной фотографии), и уже 5 октября о нем раструбили газеты. Взлет был прерван, самолет отбуксировали на стоянку. Владимира Путина в этот момент на борту не было. А если б и был, обычно в заграничных вояжах президента сопровождает «второй первый» – резервный борт, предназначенный как раз для таких случаев. Буквально на следующий день в Португалию прилетели техники СЛО, которые, осмотрев борт, заявили, что птицы не при чем. Причиной поломки стал конденсат, попавший на приборную панель и исказивший показания. То есть с двигателем было все в порядке, но прибор показывал, что он не вышел на взлетный режим. Словом, репутацию стопроцентно безаварийного самолета этот случай не подмочил. Тут, правда, требуется серьезная оговорка – формулировка «за всю история эксплуатации» подразумевает всего 28 машин, включая опытные образцы. Ровно столько Ил-96-300 сошло с конвейера Воронежского завода, тогда как количество летающих по миру Боингов с Аэробусами исчисляется тысячами. В настоящий момент восемь Ил-96-300 остаются в СЛО, три на Кубе, остальные давно списаны или распилены. Куда денет свои отлетавшие машины «Аэрофлот», пока не известно. В феврале ректор Московского государственного технического университета Гражданской авиации Борис Елисеев обмолвился, что надеется получить одну из них для практического обучения студентов. Еще три Ил-96-400Т продолжают работать в авиакомпании «Полёт», но четырехсотые – это грузовая модификация, соответственно пассажиров они не возят. Так что шанс полетать на самом первом и самом безопасном российском самолете у вас остался, только если вы кубинец или Президент.

Поделиться: Елена Леликова
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;