Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Перспективы рынка гражданских вертолетов
Перспективы рынка гражданских вертолетов

В преддверии крупной вертолетной выставки Heli-Expo 2008, которая состоится в конце этого месяца в Хьюстоне (США), мы решили обратиться к соответствующей тематике и рассмотреть существующие на сегодняшний день прогнозы и основные тенденции развития рынка.

Долгое время данная отрасль представляла собой один из самых узких и медленно развивающихся сегментов авиационной промышленности, а средняя сумма годовых поставок в период 1988—2003 гг., по данным Teal Group, составляла менее 1,3 млрд. долларов США. Эти непростые времена остались в прошлом – гражданское вертолетостроение в последние несколько лет находится на подъеме.

Прогнозы

Перспективы развития рынка гражданских вертолетов на ближайшие годы вполне положительны. Рассмотрим основные аспекты прогнозов двух ведущих аналитиков в этой области – компании Honeywell и Rolls-Royce.

Специалисты Honeywell оценивают общемировой объем поставок в 3,5 тыс. машин в период 2007—2011, рост при этом составит 40% по сравнению с предыдущим пятилетием, а среднегодовое количество выпускаемых вертолетов достигнет 700 единиц. Что касается более далекой перспективы, то емкость вертолетного рынка в период 2007—2017 гг. может превзойти 8 тыс. машин. Пик поставок ожидается в 2009 г. новый подъем начнется с 2012.

Оценивая потребность рынка, компания опиралась, прежде всего, на собственное исследование – был проведен достаточно репрезентативный опрос 919 главных пилотов и менеджеров авиационных департаментов компаний, в целом эксплуатирующих более 2,4 тыс. вертолетов по всему миру.

Региональное распределение поставок вертолетов на ближайшие пять лет, по оценке Honeywell, будет выглядеть следующим образом. В лидерах по-прежнему останется Северная Америка, доля которой составит 42% от общего объема рынка, в Азиатский регион будет поставлено 22%, в Европу и Латинскую Америку – по 15%, оставшиеся 5% вертолетов придутся на Ближний Восток и в Африку.

Прогноз компании Rolls-Royce охватывает более продолжительный период с 2007 по 2016 год, в течение которого производство гражданских вертолетов (исключая военные заказы на гражданские модели) достигнет объема в 6095 единиц, при этом общая стоимость распределится следующим образом: планеры – 24 млрд., двигатели – 16,2 млрд. долларов США. Аналитики Rolls-Royce подчеркивают выход на ведущие позиции однодвигательных и легких двухдвигательных газотурбинных вертолетов, которые займут соответственно 41% и 40% рынка (что близко к оценке Forecast International – см. справа). Также отмечаются тенденции к усилению спроса на тяжелые вертолеты с двумя силовыми установками и сдвиг интереса корпоративных заказчиков в сторону двухдвигательных машин большего размера.

Факторы роста

Анализ статистических данных и прогнозов развития рынка позволяет выделить несколько основных факторов роста.

- Высокие цены на энергоресурсы и топливо, которые стимулируют инвестиции в поиск и разработку новых месторождений, в том числе и в удаленных и труднодоступных уголках мира. Эти процессы приводят к увеличению спроса на вертолеты, которые просто незаменимы для такого рода работ. - Растущая потребность в новых вертолетах со стороны различных государственных структур, таких как полиция, службы спасения и т.п. Вертолеты отлично зарекомендовали себя в решении задач по устранению последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий. - Спрос со стороны корпоративных заказчиков также имеет четкую тенденцию к росту. Экономический подъем в мире и рост прибылей корпораций являются прочным основанием для этого. В России интерес к новым вертолетам западного производства прослеживается именно со стороны крупных компаний, что дает основания производителям оценивать российский рынок как один из самых перспективных.

Появление через 3—4 года новых моделей вертолетов, по ожиданию специалистов Rolls-Royce, также должно оказать стимулирующее воздействие на рынок.

Российские перспективы

В России будут действовать практически все те же факторы роста, немного иначе стоит только расставить акценты. Определяющее значение будет иметь спрос со стороны добывающего и нефтегазового сектора и корпоративного сегмента. Рост интереса к высокотехнологичной западной технике обусловливают высокие цены на энергоресурсы и прибыли предприятий, «провал» в предложении новых отечественных газотурбинных вертолетов среднего и легкого класса и неудовлетворительная организация технического сервиса, слабая инфраструктура транспорта в регионах. Наметившаяся в последнее время активизация политики продаж со стороны иностранных вертолетостроителей и их дилеров также будет стимулировать возрастание спроса.

Мы оцениваем потенциальный объем поставок новых газотурбинных вертолетов на российский рынок в несколько десятков в 2008 году, большинство составят легкие и средние машины западного производства с одним и двумя двигателями. Лидером останется Eurocopter, в последние годы активно утверждающий свои позиции на местном рынке, за ним последуют AgustaWestland и Bell Helicopters, которые и будут бороться за второе место в России. Принимая во внимание существенную положительную динамику военного вертолетостроения, нацеленность российских производителей на международный рынок и поддержку отрасли со стороны государства, следует ожидать, что на этой волне произойдут изменения и в гражданском направлении. В этом случае отечественные вертолеты смогут отвоевать определенную часть внутреннего рынка после 2010 года, с появлением новых моделей, при условии, что проблема организации послепродажного технического обслуживания будет решена.

Полную версию обзора рынка гражданских вертолетов читайте в февральском номере журнала «TopFlight».


Поделиться: http://jets.ru Алексей Королев

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;