Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Полуэлектрический вертолет
Полуэлектрический вертолет
Полуэлектрический вертолет
В Военно-воздушных силах (ВВС) отключение одного или двух двигателей в целях экономии топлива — достаточно распространенная практика. В крейсерском режиме на большой высоте пилоты морских патрульных самолетов Lockheed Orion и Nimrod могут отключить сразу два двигателя, тем самым увеличивая дальность полета. Такие методы — привычное дело при эксплуатации и военных вертолетов, особенно во время длительных полетов. Однако теперь вертолетостроительные компании и производители силовых установок рассчитывают реализовать подобные схемы в коммерческом секторе. Как отмечают представители двигателестроительных компаний, повышение эффективности моторов, скорее всего, ограничено свойствами металлов и термодинамикой. Пока что эти пределы не достигнуты, но уже сейчас производители задумываются о том, как изменить концепцию силовых установок для вертолета с помощью электроэнергии. Французская компания Turbomeca испытывает так называемые концепции управления двухдвигательными силовыми установками, тестируя методы гибридизации моторов. В рамках эксперимента компания использует мощные электрогенераторы, способные запустить "спящий двигатель" для обеспечения воздушного судна движущей силой во время ключевых этапов полета, например при переходе к режиму висения после крейсерского полета. "Наличие "спящего двигателя" — один из способов улучшить характеристики, за счет которого можно оптимизировать расход топлива", — пояснил Aviation Week 6 октября на выставке в Лондоне гендиректор Turbomeca Бруно Ивен. В настоящее время главная цель Turbomeca — научиться быстро заводить "спящий двигатель". С июня компания испытывает возможности быстрого запуска мотора мощностью 2500 л. с., используя мощный пусковой генератор, который обеспечивает стремительную раскрутку двигателя. "Для демонстрации имеющейся технологии мы проводим наземные испытания, однако достичь тех же результатов в воздухе или приблизиться к сертификации удастся еще очень не скоро", — говорит Ивен. При этом гендиректор Turbomeca уверен, что полет на одном двигателе может существенно повысить характеристики современных вертолетов. По словам Ивена, силовые установки нового поколения, такие как Arrano для Airbus Helicopters H160, должны повысить топливную экономию на 15%. Использование гибридных технологий, по мнению Ивена, может улучшить этот показатель еще на 15%. "Ключевым моментом станет соблюдение весовых характеристик, — говорит Ивен. — На земле у нас есть пусковой генератор, но для полета он слишком тяжелый… Так что приходится думать об электрическом генераторе". Томаш Крысинки, директор по исследованиям и инновациям Airbus Helicopters, в чьем ведении среди прочего находится проект скоростного демонстратора технологий X3, говорит, что гибридизация вертолетных двигателей обладает определенным потенциалом для коррекции работы турбовальных силовых установок на отдельных этапах полета. По словам Крысински, основной проблемой, препятствующей использованию в коммерческой авиации однодвигательного режима в полете, является вероятность отказа силовой установки. Как считает руководство Airbus, гибридизация силовых установок поможет оптимизировать размерность двигателей. В настоящее время характеристики двигателей требуют наличия достаточной мощности для случаев отказа одного из моторов. Установка электродвигателя позволит добавлять его мощность к мощности основного двигателя — сейчас такой принцип используется на некоторых гоночных автомобилях, что позволяет увеличить их скорость. В Airbus и Turbomeca считают, что электроэнергию можно использовать в качестве источника дополнительной мощности во время висения и взлета, а также в экстренных ситуациях, таких как отказ двигателя во время взлета. В какой-то мере Airbus уже доказала возможность использования такой технологии. В 2011 г. тогда еще Eurocopter провела испытания электрической резервной системы, которая являлась аварийным источником энергии в случае отказа силовой установки на однодвигательном вертолете. Эта система обеспечивала вертолет необходимой энергией в последние моменты авторотации, позволяя машине приземлиться без повреждений. Позже в сотрудничестве с Pratt & Whitney Canada компания испытала однодвигательный режим полета на экодемонстраторе Bluecopter. В ближайшее время Airbus проведет дополнительные испытания однодвигательного режима, чтобы убедиться в нормальной работоспособности воздушного судна при отключении одного из двигателей Pratt & Whitney Canada PW206 от главного редуктора. После Bluecopter отправят на временное хранение, с тем чтобы в начале следующего года приступить к летным тестам. "У Airbus Helicopters есть дорожная карта по развитию электрических двигателей, и гибридные силовые установки — это ключевой элемент развития, — говорит Жан-Брис Дюмон, директор компании по технологиям. — Наша дорожная карта учитывает все варианты, начиная от электрических ВСУ (вспомогательных силовых установок) и заканчивая выполнением полета на электродвигателе". В AgustaWestland подтвердили, что там также рассматривают различные варианты однодвигательных режимов эксплуатации, однако предоставить детали пока отказались. В то же время известно, что компания изучает возможность полета на электрической или гибридной тяге в рамках проекта ProjectZero, представленного в 2013 г.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/poluelektricheskiy-vertolet Тони ОСБОРН

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;