Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Прагматичный романтик - Алан Полсон
Прагматичный романтик - Алан Полсон
Прагматичный романтик - Алан Полсон
На фото: Gulfstream I. В апреле этого года исполнилось 90 лет со дня рождения Алана Полсона (1922-2000) - авиаконструктора, пилота-спортсмена и предпринимателя, чье имя стало знаковым в развитии всей деловой авиации XX столетия.

Начало карьеры

Будущий инженер и предприниматель родился 22 апреля 1922 года в городке Клинтон, штат Айова. Как и множество других детей времен экономической депрессии, начинал подрабатывать уборщиком в отеле и уличным продавцом газет. После окончания школы в 1941 году Полсон получил свою первую настоящую работу – помощником механика в корпорации TWA. Несмотря на весьма скромную зарплату в 30 центов в час, это трудоустройство было похоже не счастливый билет – ведь больше с авиацией Алан не расставался в своей жизни никогда. Отслужив в 1943–1945 годах в авиации США по своей прямой специальности авиационного техника, Алан закончил курс инженерного дела в Университете западной Вирджинии, а затем вновь вернулся в TWA.

От старых автомобилей к подержанным самолетам

Без отрыва от своей работы бортмеханика, Полсон получил свои первые права на управление пассажирским самолетом и перешел на должность пилота. Используя возможность время от времени путешествовать по воздуху бесплатно, которую компания предоставляла своим сотрудникам, Алан совершает регулярные полеты в Чикаго, где покупает дешевые машины и перегоняет для перепродажи своим ходом в Калифорнию. Идея оказалась удачной: на вырученные деньги Алан вскоре купил большой автофургон, в котором смог перевозить по нескольку машин за одну поездку. Однако удачные торговые операции с автомобилями не отвлекают молодого пилота от мыслей об авиации, а, напротив, подталкивают к развитию своего дела именно в этом направлении. В 1951 году Полсон покидает TWA и регистрирует свою первую собственную компанию, которая скупает невостребованные двигатели Wright R-3350 от самолетов Boeing B-29s, разбирает их и продает авиационным компаниям уже в виде запасных частей. С 1955 года компания Полсона начинает приобретать подержанные самолеты, сначала разбирая их и выгодно реализуя в виде запчастей, а потом успешно собирая один новый самолет из нескольких старых. При этом молодая компания специализируется именно на моделях бизнес авиации, предпочитая работать с небольшими самолетами, которые в своих целях используют корпорации того времени, – Conviar 240 и Convair 340s. Растущий послевоенный рынок требует много машин в различных ценовых диапазонах, и полсоновская California Airmotive Corp. становится одной из ведущих компаний мира, работающих на рынке авиационного секонд-хэнда. В начале 1960-х Полсон открыл для себя новое поле деятельности. Он занялся переоборудованием пассажирских воздушных судов в грузовые. Наибольший коммерческий успех принесли переоборудованные под грузовые перевозки машины Lockheed Constellations. В 1973 году заметно разросшаяся корпорация Алана Полсона была переименована в American Jet Industries. Успешного предпринимателя и одаренного инженера Полсона не устраивала размеренная жизнь в кресле председателя совета директоров созданной им корпорации. При любой возможности он лично берет в руки штурвал, чтобы не понаслышке оценить летные свойства самых различным машин, участвует наряду с профессиональными спортсменами-пилотами в соревнованиях, показывая впечатляющие результаты. Так, на авиагонке «1000 миль» в Калифорнии Полсон на самолете Douglas DC-7BF пришел шестым из двадцати участников, установив при этом рекорд экономии топлива. Отлично разбираясь в мельчайших технических характеристиках всех современных ему машин, Полсон не переставал думать о создании собственного летательного аппарата. Первая попытка создания такой машины относится к 1970 году, когда конструкторская группа Полсона начала разрабатывать собственную машину под рабочим названием American Hustler - комбинированный реактивно-турбовинтовой самолет для деловых людей, который мог садиться на небольших аэродромах. При взлете и посадке Hustler использовал пропеллер, а на больших высотах, для увеличения скорости - реактивный двигатель, расположенный в задней части воздушного судна. Первый испытательный полет состоялся в январе 1978 года, но в серию машина не пошла.

Gulfstream

Обладая превосходной интуицией бизнесмена, за свою жизнь Алан Полсон сделал немало выгодных приобретений, однако самым удачной из этих сделок смело можно назвать покупку в 1978 году за 52 миллиона долларов компании Grumman American. Grumman American, выросшая из Grumman Aircraft Engineering, возникла в начале 1950-х годов и сразу заявила о себе как проектировщик и производитель боевых самолетов, которые собирались на собственном предприятии в городке Бетпейдж, штат Нью-Йорк. В конце 1950-х специалисты Grumman, используя технические наработки военного авиастроения, построили свою первую машину для деловых людей - модифицированный турбовинтовой самолет Gulfstream I (GI). Самолет брал на борт 12 пассажиров. Его максимальная скорость составляла около 560 километров в час, рейсы выполнялись на высоте около 7 500 метров, дальность полета составляла 3,5 тыс. километров. Новая машина для комфортабельных служебных перелетов сразу нашла своих заказчиков, и в конструкторском бюро Grumman приступили к проектированию ее реактивного аналога. К моменту покупки компании Полсоном такой джет, а им стал Gulfstream II, был создан и успешно опробован в небе. В 1978 году Полсон становился хозяином многочисленных новых производственных площадей, оснащенных первоклассным оборудованием, административных зданий, принадлежавших ранее корпорации Grumman, ценнейшей технической документации, а главное – работодателем еще 1700 опытных специалистов, готовых приступить к созданию новых деловых реактивных самолетов. Став президентом и главным исполнительным директором компании, Полсон переименовал ее в Gulfstream American. В 1981 году компания Gulfstream American представила глубокую модификацию второго «Гольфстрима» - модель Gulfstream IIB, обладавшую улучшенными летно-техническими характеристиками, и получила от своих клиентов заказы на 40 таких самолетов. Но главной задачей этого этапа Полсон сделал проектирование модели Gulfstream III - нового самолета, который должен был иметь большую скорость и дальность полета, чем GII. Самолет GIII совершил свой первый полет в декабре 1979 года, а первая поставка была произведена в 1980-м. Это был первый бизнес-джет, совершивший перелет через оба полюса. Вдохновленный успехом и желая производить больше «Гольфстримов», Полсон в 1982 году покупает самолетостроительное отделение корпорации Rockwell International. Объединив все эти мощности, Полсон стал председателем совета директоров Gulfstream Aerospace - самого крупного производителя частных реактивных самолетов в мире, объем продаж которого в 1984 году превысил 1 миллиард долларов (!). Gulfstream IV – на этой машине Алан Полсон и его команда установили 35 мировых рекордов.

Второе дыхание

В 1985 году Полсон делает неожиданный для многих шаг – продает свою преуспевающую корпорацию концерну «Крайслер» за 637 миллионов долларов. Однако в 1989-м, когда компания Chrysler решила продать компанию Gulfstream, Полсон объединился с компанией Forstmann Little & Co. - частной инвестиционной фирмой, специализирующейся на приобретении контрольных пакетов акций корпораций с помощью кредита, - и вновь выкупает Gulfstream. Десятилетие после повторного приобретения в 1989 году стало для компании Gulfstream временем существенных достижений. Вставший у руля корпорации во второй раз Полсон полон новых планов и идей. В том же году он встречается с генеральным конструктором «ОКБ Сухой» Михаилом Симоновым и объявляет о намерении совместно построить сверхзвуковой самолет делового класса Supersonic Business Jet, SSBJ (через несколько лет американская сторона вышла из проекта из-за высоких технических и экономических рисков). В 1990 году 68-летний Полсон с экипажем устанавливает 35 международных авиационных рекордов во время серии знаменитых кругосветных перелетов на машине Gulfstream IV. В 1995 году было завершено создание производственного центра для комплексных испытаний модели Gulfstream V и начались разработки самолета GV - первого бизнес-джета сверхбольшой дальности. В 1997-м компания Gulfstream запустила одновременное производство двух моделей - GIV-SP и GV. В течение нескольких месяцев после первой поставки модели GV в июне 1997 года было установлено приблизительно 40 рекордов между различными парами городов и/или по скорости и расстоянию полета, а команда разработчиков модели была удостоена награды Robert J. Collier Trophy 1997, самой престижной награды в аэронавтике и астронавтике Северной Америки. В конце 1990-х уже тяжело больной Полсон окончательно расстается с «Гольфстримом», продав принадлежащий ему контрольный пакет акции этой компании гиганту военной промышленности - корпорации General Dynamics.

В небе и на земле

В насыщенной событиями жизни Алана Полсона были не только авиационные рекорды и смелые конструкторские решения. В 1983 году преуспевающий инженер и бизнесмен увлекся разведением чистокровных скаковых лошадей и закупил ряд конных заводов в Кентукки, Флориде и Калифорнии. В первые же годы его питомцы показали хорошие результаты на скачках в США и Франции. О новом конезаводчике, имя которого уже хорошо было известно в кругах деловой элиты мира, вновь заговорили с уважением. В 1991 году чистокровный жеребец Арази, принадлежащий Полсону, завоевал титул «Европейский жеребец года». Приобрести призера пожелал известный заводчик шейх Мухаммед. Полсон предложил ему выкупить 50% стоимости будущих призов Арази за 9 миллионов долларов, что и было сделано. В 1996 году председатель совета директоров корпорации Gulfstream установил еще один рекорд, правда, на сей раз на земле. На скачках в Северной Америке и Дубае его чистопородные скакуны получили рекордное количество призовых - 9 086 629 долларов.


На фото: Алан Полсон посередине *** В 2000 году Алан Юджин Полсон – обладатель многих малых престижных авиационных наград и рекордов, почетный профессор пяти университетов, скончался от рака в возрасте 78 лет в одном из частных госпиталей Калифорнии. Несомненный успех Алану Полсону в авиации и, в частности, в самолетостроении был связан с тем, что этот человек обладал на первый взгляд трудно сочетаемыми качествами. С одной стороны, он был трезвым и расчетливым бизнесменом, крепко стоящим на земле. С другой – периодически и довольно неожиданно мог проявить себя как фантазер, романтик и даже авантюрист, основывающий свои действия не на расчете, а на интуиции. К этому рецепту успеха следует добавить его глубочайшие инженерные познания (до последних лет жизни и руководства своей корпорацией Полсон любил вникать в мельчайшие технические подробности авиационного машиностроения и эксплуатации крылатых машин), а также любовь к небу и уважение к профессии пилота, каковым он и себя по праву считал до самого конца своей жизни.

Поделиться: Алексей Марков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;