Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Путь в партизаны или надежда малой авиации
Путь в партизаны или надежда малой авиации
Путь в партизаны или надежда малой авиации

Самая главная тайна

Об этом не говорит ни один инструктор ни одного отечественного аэроклуба: едва на пороге замаячит потенциальный клиент, мечтающий летать, ему тут же расскажут о том, что купить самолет сегодня почти так же просто, как купить машину, а получить пилотское свидетельство – еще проще. Еще наверняка расскажут про зону J, в которой летает авиация общего назначения и в которой полеты вот уже два года имеют уведомительный характер. Про то, как красива земля с высоты птичьего полета, само собой, тоже упомянут. И только одного не скажут: летать самостоятельно за пределами «домашнего» аэродрома он, даже при наличии времени на обучение и денег на собственный летательный аппарат, скорее всего так и не сможет. Или сможет, но максимум годик-два. А дальше помыкается-помыкается, и поймет: если летать не для развлечения, а по делу, дешевле и проще личного пилота нанять. В крайнем случае, услугами воздушного такси пользоваться или бизнес-джет арендовать. Потому что несмотря на все громкие заявления сверху, потуги отдельных энтузиастов снизу и некоторую либерализацию законодательства (которая, справедливости ради, действительно имеет место быть), летать из точки А в точку В легально в этой стране все равно еще очень и очень сложно. Сами полеты-то, может, и стали уведомительными, но вот прохождение различных инстанций на право и дальше называться пилотом как были унижительно-разрешительными, так и остались. Это в Америке существует Ассоциация пилотов-инвалидов, сам факт наличия которой красноречиво говорит о том, каким именно здоровьем надо обладать, чтобы летать на чем-то маленьком и несложном. А у нас по сей день успешность прохождения медкомиссии зависит от толщины занесенного конверта. И это при том, что медкомиссия – только один и более-менее понятный новичку этап. А еще надо пилотское свидетельство регулярно продлевать. А если самолет свой – его нужно регистрировать, регистрацию тоже продлевать, чуть ли не на каждую деталь регламент проходить, и так далее и тому подобное. В общем, чтобы не разбить чью-то мечту, на этом, пожалуй, лучше остановиться.

Большой секрет для маленькой компании

Есть, впрочем, и второй способ – уйти в партизаны. Об этом, кстати, летчики-инструкторы как раз говорят. Правда, не везде, не всем и уж точно «не для прессы». На сленге авиаторов «партизанить» означает летать нелегально. На самом деле все не так страшно. То есть, нарушать закон, конечно, не есть хорошо, но реалии таковы, что не нарушать его порой даже при очень большом желании невозможно. Поэтому добрая половина страны (и это весьма оптимистичная оценка) летает по-партизански и, раз уж вспоминать про сленг, «не парится». Существует даже негласный свод правил партизана, пунктами которого бывалые летчики охотно делятся с неофитами за рюмкой чая и на форумах в сети. Так вот, одним из ключевых моментов партизанских полетов являются остановки для дозаправки, отдыха и «мало ли чего еще». И если вертолет может сесть на любую мало-мальски ровную полянку, то самолету однозначно нужна взлетно-посадочная полоса. А раз полоса – значит аэродром. А ничейных полос и аэродромов у нас не бывает, соответственно партизану такой вариант никак не подходит. Откровенно говоря, он и абсолютно законопослушному летчику подходит не очень, потому что аэродромов у нас, особенно за пределами двух столиц, катастрофически мало, а услуги существующих стоят бешеных денег... Другое дело – гидросамолет. В том-то и прелесть, что приземлиться он может на любой водоем, а уж чего-чего, а этого добра на бескрайних просторах родины хватает.

С небес на воду

Самый известный в России и в мире гидроплан – легендарный самолет-амфибия Бе-200 ЧС. Амфибия означает, что конструкция шасси такого самолета позволяет одинаково легко приземляться и на землю, и на воду. Взлетать, разумеется, тоже. Принято считать, что свою историю гидроавиация начала еще до первого полета обычного самолета. В России известно как минимум два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать и садиться на воду. Так, в 1876 году капитан I ранга Александр Можайский, уволенный в отставку после 20 лет службы на флоте, начал работу над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха. За основу фюзеляжа потомственный моряк взял чертеж корпуса обыкновенной лодки. 20 июля 1882 года самолет Можайского должен был полететь, но во время разбега потерял скорость и рухнул. Личные сбережения пионера гидроавиации к тому времени кончились, а государство финансировать столь экзотичный проект отказалось. Первый удачный вариант гидросамолета был создан американцем Гленном Кёртиссом в 1909 году. По сути он представлял собой сухопутный аэроплан, установленный на поплавки. Современная классификация гидропланов включает летающие лодки (нижняя часть фюзеляжа сделана в виде лодки); поплавковые самолеты (обычный самолет, на котором закреплены один или несколько поплавков); гидросамолеты на подводных крыльях (название говорит само за себя) и реактивные гидросамолеты. Последний класс представлен одним единственным экспериментальным экземпляром Бериев Р-1, построенным в ОКБ Бериева в 1952 году. Большинство маленьких, интересных с точки зрения частной авиации машин принадлежат именно к классу амфибий.


Окрыляющие перспективы

Конечно, с точки зрения бизнес-авиации перспектива использования гидропланов сомнительна. Как ни парадоксально, но главный минус кроется в том, что сами производители преподносят как главный плюс – компактные, легкие, очень экономичные. Но как раз из-за этой легкости, гидросамолеты такого класса очень зависимы от метеоусловий. Серьезный бизнес ждать у моря погоды – в прямом смысле этого слова – позволить себе не может. Плюс статусность. Исключения, конечно, есть из любого правила – например, дизайну французского Akoya позавидовал бы сам Джеймс Бонд – но в целом даже вертолет, не говоря уж о классических самолетах, выглядит куда презентабельнее. А вот в туристических поездках, экскурсиях в заповедные места и банальных полетах на дачу и рыбалку подобные универсалы дают явную фору и Цесснам, и Пайперам и иже с ними. Несмотря на всю свою красоту и быстроту, привезут они лишь на ближайший к месту назначения аэродром, а дальше – на машине или чем-то еще. Гидросамолет же приводнится на то же самое озеро, где предполагается ловить рыбу. Прибавить сюда упомянутую выше экономичность в виде расходов на топливо – и выводы очевидны. ЕСТЬ, ЧЕМ ПОХВАЛИТЬСЯ И НА ЧТО ПОСМОТРЕТЬ – САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МНОГОЧИСЛЕННОГО СЕМЕЙСТВА ВОДОПЛАВАЮЩИХ

«Корвет», он же Че-22

ООО «Гидроплан», Самара Гидросамолет, рассчитанный на полет одного пилота и двух пассажиров с грузом до 50 кг. Существует и 4-хместная модификация. При отказе обоих двигателей способен совершить планирующую посадку, при этом с высоты 1000 м пролететь еще 7-10 км в поисках подходящего места для приземления. Для посадки «Корвету» нужна площадка длиной всего лишь 250 метров, и неважно – грунт это или водоем глубиной от полуметра. По желанию заказчика может устанавливаться еще и парашютная система, которая в случае отказа спустит на землю не летчика, а сам самолет со всей начинкой целиком. Как и большинство гидропланов, имеет съемные крылья для удобства транспортировки. В качестве дополнительной опции можно заказать специальный контейнер для перевозки (крепится к фаркопу автомобиля), хранения и даже жилья в полевых условиях. Ориентировочная стоимость – 2,6-3 млн. рублей. В 2006 г. два самолета были импортирована на Кубу для нужд береговой охраны.


"Самолет-амфибия ЛА-8"

НПО "АэроВолга", Самара Единственная на постсоветском пространстве 8-местная амфибия, выпускаемая серийно. Разработан в 2004 г., а уже в 2011г.самолет вышел на международный рынок – пять штук приобрела сейшельская лизинговая компания. В качестве топлива используется обычный автомобильный бензин. При коммерческой загрузке 463 кг способен пролететь 1200 км. Для разбега или посадки требуется грунтовая площадка или водная поверхность длиной 300-350 метров. Существует модификация ЛА-8H без убирающегося шасси и возможностью установки лыж и пожарный вариант ЛА-8FF с интегрированным баком на 1200 литров.


AKOYA

LISA Airplanes, Франция Идея авиаконструкторов из маленькой частной фирмы, расположенной недалеко от легендарного Ле Бурже, претендует, ни много ни мало, на революцию в малой авиации. «Этот самолет вытеснит автомобиль из вашего гаража» - под таким лозунгом в конце нулевых прошла рекламная кампания «мечты Джеймса Бонда». Абсолютно «вылизанный», невероятной стильный гидроплан впервые поднялся в небо в 2007 году, а уже в 2011 пошел в серию. Выполненный из композитных материалов, он весит чуть больше 400 кг, при этом максимальная скорость составляет 250 км/ч, а расход топлива – всего 5,6 л на 100 км. Благодаря складным крыльям может храниться в обычном гараже. Изюминка Akoya – два подводных плавника, которые позволяют ему легко маневрировать на водной глади. Для взлета-посадки нужно всего 200 метров. Причем в комплект входят еще и салазки, так что кроме воды и грунта самолет может садиться и на снег, например где-нибудь в горах. В 2012 г. на крупнейшем в США авиасалоне EAA AirVenture Oshkosh гидроплан получил восторженный прием и шквал заказов. Первые поставки намечены на 2014 г., цена экземпляра составит примерно 350 тыс. американских долларов.



Поделиться: Леликова Елена
  • Управление гражданской авиации ОАЭ (GCAA) одобрило центр технического обслуживания Jet Aviation в Дубай для обслуживания самолетов Gulfstream G550 и G650

    /
  • Comlux America, центр комплектации и ТОиР компании Comlux объединилась с четырьмя ключевым студиями промышленного дизайна

    /
  • Инциденты и последующая остановка самолетов Boeing 787 в начале этого года породили новую волну критики стратегии американского авиастроителя, передающего часть производства партнерам в разных странах мира
  • Количество новых авиационных приложений для Android и iOS растёт как снежный ком. Даже если вы фанат мобильных гаджетов и не расстаётесь с планшетом ни в воздухе, ни на земле, едва ли у вас хватит времени для того, чтоб испытать их все

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;