Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
"Уберизация" авиапарка
"Уберизация" авиапарка
NewLeaf, новый канадский ультралоукостер с необычной бизнес-моделью, приступил к выполнению полетов. Его аналогом по использованию возможностей экономики совместного использования можно назвать российский проект Bookinna. Tенденции новой постиндустриальной экономики постепенно начинают проникать и в индустрию воздушных путешествий. Одно из ключевых направлений — так называемая Shared Economy, или экономия за счет совместного использования. В английском, а следом и в русском языке, уже появилось словечко "уберизация" — первой широко известной компанией, применившей подобный подход в массовом масштабе, стала система дешевых такси Uber, позволяющая за счет налаженной информационной сети использовать свободные ресурсы частных водителей, которые в противном случае вообще остались бы непроданными. Вслед за этим началась — с большим или меньшим успехом — уберизация всевозможных бизнесов. Гражданская авиация во всем мире — отрасль с очень высоким уровнем государственного регулирования, поэтому многие новации проникают в нее довольно медленно. Тем не менее процессы идут, и весьма симптоматичным стал пример нового канадского ультралоукостера NewLeaf, который в конце июля приступил к выполнению полетов из Виннипега в Килоуну и Хамильтон. Предыдущая фраза уже содержит парадокс и выражает особенность новой экономики. Дело в том, что в парке компании NewLeaf нет ни одного самолета. Более того, у нее нет даже свидетельства эксплуатанта. Полеты для NewLeaf выполняет чартерный перевозчик Flair Airlines на своих самолетах Boeing 737-400. Так что NewLeaf можно считать виртуальной авиакомпанией. Однако возглавляют ее признанные профессионалы. Председателем совета директоров стал Бен Болданза, бывший гендиректор и президент американской низкотарифной Spirit Airlines, которая по итогам 2015 г. показала рентабельность 11,7% и оказалась, вероятно, самой прибыльной американской авиакомпанией, а также, судя по публикациям и комментариям, самой ненавидимой пассажирами. Президент и гендиректор NewLeaf — Джим Янг, который прежде возглавлял Continental Airlines, а впоследствии занимался возрождением после банкротства (по Главе 11) авиакомпании Frontier Airlines и ее преобразованием в ультралоукост-перевозчика. Коммерческим директором NewLeaf стал Дин Дакко, который до этого был директором по маркетингу в Malaysia Airlines. Так что собрались серьезные профессионалы. Бизнес-модель NewLeaf можно было бы назвать ультралоукостом: компания работает в низшем ценовом сегменте и все услуги заказываются отдельно — в дополнение к собственно перелету можно приобрести перевозку багажа, выбор места, приоритетную посадку на борт, напечатанный посадочный талон и предоставление напитков в полете. Однако принципиальное новшество бизнес-модели в том, что компания для своих перевозок продает свободные емкости других перевозчиков. Запуск компании NewLeaf, о котором говорили еще начале 2016 г., задержался на несколько месяцев — в это время правительство Канады решало, требуется ли NewLeaf собственное свидетельство эксплуатанта. Власти признали бизнес-идею NewLeaf 29 марта, назвав ее "моделью непрямого поставщика авиатранспортных услуг (Indirect Air Service Provider Model). Выступая на конференции, организованной аналитической компанией CAPA, Джим Янг объяснил выбор такой модели для NewLeaf. По его словам, в Канаде действует несколько чартерных перевозчиков вроде Flair Airlines, основная работа которых заключалась в перевозке вахтовиков на труднодоступные шахты и нефтяные скважины. Около десяти лет это оставалось прибыльным бизнесом, но сейчас экономика Канады находится в состоянии спада, мировые цены на нефть тоже упали, так что спрос на эти перевозки сократился и у перевозчиков появились избыточные емкости. С другой стороны, чтобы создать лоукост-авиакомпанию с нуля, требуется не менее 50 млн долл. "Это прекрасная возможность, — говорит Янг, — если у вас есть хороший доступ к капиталам". Альтернативный вариант — купить существующего перевозчика с действующим свидетельством эксплуатанта и превратить его в ультралоукостера, однако найти надежную компанию по сходной цене тоже трудно. В результате выбор пал на развитие новой бизнес-модели. По мнению Джима Янга, подобная модель служит развитием концепции экономики совместного использования, позволяющей эффективно продавать свободные ресурсы, — в качестве примеров, кроме Uber, можно привести сервис по поиску жилья для путешественников Airbnb или Яндекс.Такси. Во всех случаях новая компания использовала уже существующие ресурсы — свободные квартиры или машины — и создавала новый бизнес. ДИНАМИЧЕСКОЕ ПАКЕТИРОВАНИЕ — НОВЫЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ Необходимо отметить, что пока проект NewLeaf не привлечет к сотрудничеству других авиаперевозчиков, предложенная бизнес-идея больше походит на маркетинговый канал продаж перевозок на простаивающем флоте Flair Airlines, нежели на пример использования всех возможностей Shared Economy. Между тем в России уже развивается проект Bookinna, который направлен на продажу свободных ресурсов не только разных авиакомпаний, но и отелей. Принципиальная новизна продукта заключается в том, что емкости авикомпаний и отелей, которые в противном случае остались бы непроданными, собираются в единый пакет в онлайн-режиме (это и называется динамическим пакетированием) и продаются с хорошей скидкой, которая обеспечивает спрос. При этом в системе Bookinna заказчик видит только суммарную стоимость пакета, без разделения на перелет и проживание, а продается пакет под брендом туроператора "Инна Тур". В результате получается, что ни авиакомпании, ни отели не устраивают собственных распродаж, которые могли бы испортить отношения с партнерами и подорвать основной бизнес, поскольку потенциальные заказчики начнут дожидаться момента, когда (и если) снизятся цены на свободные места. "В системе используются только перевозки регулярными рейсами, — подчеркивает председатель совета директоров "Инна Тур" Инна Бельтюкова, — поэтому речь не идет о продаже горящих чартеров, которые то ли состоятся, то ли будут отменены из-за отсутствия спроса".

Поделиться: ato.ru

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;