Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Рано радоваться. Обязательную сертификацию аэродромов могут отменить. Что дальше?
Рано радоваться. Обязательную сертификацию аэродромов могут отменить. Что дальше?
Рано радоваться. Обязательную сертификацию аэродромов могут отменить. Что дальше?
Вчера на рассмотрение Госдумы внесен законопроект за номером № 503168-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Документ предлагает отменить обязательную сертификацию для ряда аэропортов и аэродромов. Если конкретнее, речь идет об аэродромах, не участвующих в международных полетах и принимающих воздушные суда с числом пассажиров не более 20. Как говорится в пояснительной записке к документу, он призван привести российские правовые нормы в соответствии с международными. Имеется в виду «Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного « от 30 декабря 1991 года и «Конвенция о международной гражданской авиации», открытая для подписания в 1944 году и ратифицированная СССР еще в 1970-м. В отличие от России, другие страны-участницы Конвенции сертификации всех без исключения аэродромов не требуют. В США, например, даже аэродромы, осуществляющие регулярные коммерческие перевозки, освобождены от сертификации при условии, что осуществляют их на воздушных судах с числом мест 9 и менее. Нерегулярные коммерческие перевозки на судах для 31 и менее пассажиров также не требуют дополнительных условий. Похожая ситуация в Австралии: сертификат не нужен аэродромам, занятых в коммерческих перевозках с судами на 30 и менее пассажиромест и взлетной массой не больше 5700 кг. А что у нас? В России поблажек нет. Будь то международный аэропорт или вертолетная площадка на крыше жилого комплекса, получать сертификат все равно надо. Для небольших частных аэродромов выполнение необходимых для этого условий зачастую превращается в непреодолимое препятствие. Типичный портрет такого аэродрома: бывшее сельскохозяйственное поле с грунтовой полосой и строительный ангар, выполняющий роль и административного здания, и диспетчерского пункта и теплой стоянки одновременно. Да, в последнее время многие из них пытаются развивать инфраструктуру, но в основном это сводится к строительству кафе и каких-то вариантов размещения, да и то лишь вокруг Москвы и других крупных конгломератов. Остальной России подобные инвестиции не под силу, не говоря уж об установке металлодекторов, круглосуточной охране и прочих вещах, которые подразумевает выдача сертификата. По самым оптимистичным прикидкам, создание новой площадки с нуля с соблюдением всех норм законодательства сейчас занимает 4-5 лет. Именно поэтому на просторах Отчизны-матушки столь широко процветает так называемая «партизанщина» - существование малой и частной авиации по принципу «авось». Росавиация одна, а самолетов, вертолетов, автожиров, планеров и прочей летающей мелочи много – авось не заметят. И именно поэтому расследование любого ЧП с участием малой авиации, как правило, заканчивалось формулировкой «полет совершался с нарушением законодательных норм». Далеко ходить не надо Характерный пример – нашумевшая катастрофа Ан-2 в Свердловской области. В июне 2012 самолет использовался для мониторинга пожарной обстановки и сел на законсервированный аэродром города Серов. 12 июня Ан-2 с тринадцатью пассажирами на борту, в том числе начальником областной ГИБДД Дмитрием Ушаковым, улетел в неизвестном направлении и не вернулся. Широкомасштабная поисковая операция продолжалась несколько месяцев и ни к чему не привела. Лишь в мае 2013 года останки самолета и людей случайно обнаружили охотники. В ходе расследования выяснилось, что пилот Хатип Кашапов и сторож аэродрома Юрий Соболев (он же – муж директора аэродома Валентины Соболевой) решили воспользоваться вынужденной стоянкой и подзаработать на организации развлекательных полетов. Ни один надзорный орган, разумеется, не уведомлялся. Еще один – не столь характерный, но очень уже показательный в свете разговора о положении региональных аэродромов случай – Ижма. 7 сентября 2010 года Ту-154 АК «Алроса» совершил аварийную посадку на случайно обнаруженную полосу якобы заброшенного аэродрома Ижма в республике Коми. Никто из 72 пассажиров не пострадал. Случай получил большой резонанс: пилотам присвоили звания Героев России, отдельного признания удостоился Сергей Сотников, в одиночку долгие годы поддерживавший взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии. И мало кто обратил внимание, что аэродром, официально закрытый еще в 2003 году, на самом деле продолжал работать как вертолетная площадка – именно поэтому на нем и теплилась жизнь.


Старая песня Вообще, о необходимости либерализации законодательства для небольших аэродромов заговорили не вчера. Еще год назад предложение об отмене сертификации внес сенатор от Липецкой области Максим Кавджарадзе. Законопроект предлагал разделить всю авиацию на коммерческую и авиацию общего назначения(АОН) и именно последнюю освободить от обязательной сертификации. Прописывался и четкий перечень деятельности, которой могут заниматься несертифцированные аэродромы: авиационно-химические работы, спортивные и тренировочные полеты, авиационный туризм, аэрофотосъемка и т.д. До рассмотрения, правда, дело так и не дошло. Возможно, потому, что бесплатным обучением и аэрофотосъемкой в России давно никто не занимается. Все вышеперечисленное давно поставлено на коммерческие рельсы, а значит прежде, чем писать законы, нужно как минимум определиться с терминами. А может потому, что у идеи нашлось немало противников. В частности, эксперт по правовым вопросам ICAO Виталия Бордунов тогда заявил, что отмена сертификации принесет скорее вред, чем пользу, поскольку в этом заинтересовано лишь «небольшое количество состоятельных владельцев частных летательных аппаратов, проживающих в Москве и Подмосковье». «Эти поправки не несут пользы для авиации общего назначения, более того - они вредны. Авиация не терпит бардака и отсутствия дисциплины», - резюмировал эксперт. Тем не менее, не прошло и года, как соответствующие поправки все же попали на рассмотрение народных избранников. Нагородили Впрочем, радоваться пока рано. Если внесенный в Госдуму проект все же будет обретет статус закона (то ест выдержит три чтения в Госдуме, получит одобрение Совета Федерации и подпись премьера), глобальной либерализации законодательства все равно не произойдет. Скорее, наоборот. Уже 1 июля этого года в силу вступают поправки к федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», от которых у владельцев небольших частных площадок шевелятся волосы на голове. Вкупе с Приказом Минтранса РФ за номером 40 закон весьма недвусмысленно уточняет понятие «транспортная безопасность». Соблюдаться она должна на всех без исключения аэродромах, вертодромах и площадках приземления и подразумевает целый список мер, в числе которых наличие интроскопов (рентгеновских аппаратов для сканирования багажа) и заборов по всему периметру аэродрома. Знающие люди уже подсчитали, что купить станок для производства сетки-рабицы обойдется дешевле, чем покупать ее количестве, необходимом для ограждения площадки площадью 100-150 гектаров. А самый дешевый интроскоп, кстати, стоит 1,5 миллиона рублей, не говоря уже о расходах на дополнительный персонал, поскольку «транспортная безопасность» подразумевает досмотр хотя бы ручной клади каждого посетителя аэродрома. Фактически законодатели решили уравнять частную и малую авиацию с транспортной. Несколько лет назад подобное попытались провернуть власти Германии. Маленьким аэродромам тогда пришлось доказывать свое право на жизнь (соблюдение всех требований их попросту убило бы) через суд. Главным аргументом стал тот факт, что транспортная авиация подразумевает транспортировку чего-либо (людей или грузов) из точки А в точку Б. А когда самолет с курсантом делает пару кругов над аэродромом или везет на выброску парашютистов-спортсменов, а затем садится в той же точке, перемещения тел в пространстве не происходит. Как отреагирует российское авиационное сообщество, увидим совсем скоро. Интуиция подсказывает, что до судов дело вряд ли дойдет. Во-первых, Россия – не Германия, а во-вторых, как уже сказано выше, самолетов и аэродромов у нас много, а Росавиация – одна.

Поделиться: Елена Леликова

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;