Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Российский рынок бизнес-чартеров
Российский рынок бизнес-чартеров

Журнал «TopFlight» и портал JETS.ru представляют обзор российского рынка бизнес-чартеров, опубликованный в майском номере журнала. Статья основана на результатах совместного исследования рынка.

О формировании российского рынка бизнес-авиации, и в частности, рынка бизнес-чартеров, сказано и написано уже немало. Вместе с появлением спроса на подобного рода услуги в первой половине 1990-х возникли и первые компании, предоставляющие их. Однако до начала нового века рынок хотя и развивался, прибавляя, по нашей оценке, около 10% в год, однако оставался достаточно узким сегментом, в котором работало чуть более десятка брокеров и отечественных авиакомпаний. Все это объяснялось сложной экономической ситуацией в стране, новизной и экзотичностью самой бизнес-авиации для российских деловых кругов, так что ежегодный рост, выражавшийся в солидных процентах, логично объясняется развитием с «нуля», при котором рынок стремится заполнить существующую лакуну, пусть и довольно ограниченную.

С 1999 г. начинается «оживление» российской экономики, отразившееся в ежегодном существенном приросте ВВП, тем самым формируется основа для предстоящего бума деловой авиации. Который, собственно, и начинается с приходом нового века. В начале 2000-х строятся новые терминалы для обслуживания бизнес-рейсов, призванные обеспечить растущую потребность, но и они чрез два—три года уже не справляются с их количеством.

Профессиональные игроки рынка бизнес-чартеров в это время «снимают сливки», удерживая стабильно высокую маржу – спрос значительно превышает предложение. А рынок продолжает расти, увеличиваясь в среднем на треть в год, и на этот рост даже общий спад в авиации 2001—2003 гг. не оказывает существенного влияния. Наоборот, российские заказчики, отдавая предпочтение аренде бизнес-джетов иностранного производства, в этот период помогают держаться на плаву многим европейским авиакомпаниям. Повышающие тенденции сохраняются до сих пор и, по всей видимости, до пика еще далеко.

Прошедший год вывел отечественный рынок бизнес-чартеров на новый уровень. За 2007 г. в бизнес-терминалах аэропортов Москвы, на которые, по данным UBAA и ФАНС, приходится до 65% всех бизнес-перелетов в России, количество чартерных рейсов и объем пассажиропотока в среднем выросли на 30%, достигнув, по нашей оценке, почти 19 тыс. и 102 тыс. соответственно. А за первые три месяца 2008 г., по предварительной информации, эти показатели выросли в среднем на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом с 2003 по 2007 гг. рост составил почти 85%. Оборот рынка в 2007 г., по данным JETS.ru, оценивается примерно в 945 млн. евро.

Лидирующие позиции в плане обслуживания рейсов бизнес-авиации занимает аэропорт Внуково, на долю которого приходится до 73% всех рейсов, 19% удерживает Домодедово остальное – за Шереметьево, доля которого в последние пять лет имеет тенденцию к сокращению.

В коммерческой эксплуатации, по нашим оценкам, находится до 190 принадлежащих российским владельцам бизнес-джетов иностранного производства и около 100 отечественных самолетов, переоборудованных для нужд деловой авиации. Всего на отечественном рынке, по данным Объединенной ассоциации деловой авиации (UBAA), работают свыше 100 авиакомпаний, из них около 44 – российские. Направление спроса постепенно все больше склоняется в пользу «иномарок», безусловно лидирующих на международных маршрутах.

Основные сложности, с которыми сталкивается отечественный рынок бизнес-чартеров, являются общими для российской деловой авиации в целом. Их можно разделить на две группы, первая из них – традиционная – включает несовершенство нормативной базы, высокие пошлины на ввоз иностранной авиатехники и отсутствие внутреннего производства самолетов на фоне старения существующего парка отечественных воздушных судов. Другая группа тормозящихся факторов все сильнее проявляется по мере развития рынка – это и острая нехватка квалифицированного персонала, начиная от летно-технического и до административного, и продолжающаяся деградация аэропортовой инфраструктуры в регионах.

С 2004—2005 гг. на фоне быстро растущего спроса, количество компаний (в основном, брокерских), предлагающих услуги бизнес-авиации, начало расти как на дрожжах, и этот процесс продолжается и до сих пор. Несмотря на это, значительную часть рынка в настоящее время по прежнему контролируют несколько ведущих участников, старейшие из которых работают в области деловой авиации с 1990-х гг. Среди них можно назвать Jet-2000, Jet Transfer, «РусДжет», «Бизнес Авиация», C-Эйр, «Планета» и еще около 2—3 десятков компаний. Многочисленные мелкие брокеры – их насчитывается уже свыше сотни – более или менее успешно пытаются работать на рынке бизнес-чартеров, однако, усиливающаяся конкуренция, некоторое снижение рентабельности и возможная стабилизация спроса, по нашей оценке, в среднесрочной перспективе должны привести к выявлению ограниченного числа наиболее крупных и профессиональных участников, которые и будут играть ведущую роль в дальнейшем формировании рынка.

При всей сложности прогнозирования в российских условиях, мы можем попробовать набросать наиболее вероятную картину развития рынка заказа чартеров в России. В целом, она укладывается в общее русло, намеченное нами в январском номере журнала. В ближайшие 2—3 года рост рынка продолжится темпами, в среднем достигающими 30% в год. В дальнейшем, темпы развития несколько стабилизируются, что также может оказать благоприятное воздействие на рынок, дав необходимую передышку для решения проблемы кадрового дефицита, повышения профессионализма и качества сервиса, развития инфраструктуры.

Все права на данную публикацию принадлежат журналу «TopFlight». Любое использование, цитирование или перепечатка возможны только с письменного разрешения редакции.


Поделиться: http://topflight.ru Алексей Королев
  • В феврале текущего года компания ETIRC Aviation S.a.r.l. объявила о запуске программы производства сверхлегкого реактивного самолета Eclipse 500 в России. Первое российское сборочное авиапредприятие будет построено в Ульяновске. О перспективах российского проекта мы беседовали с генеральным директором ETIRC по СНГ Николаем Никифоровым
  • JETS.ru совместно с журналом «TopFlight» продолжает публиковать наиболее интересные материалы этого уникального для российского рынка издания

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;