Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Самолет и легенда

В преддверии выхода в свет нового, третьего издания каталога самолетов и вертолетов бизнес-авиации «Planet Jet Guide», представляем серию статей, впервые увидевших свет в прошлогоднем выпуске этого уникального издания.

В мире авиации давно бытует поговорка, что хороший самолет всегда бывает красивым. А уж в бизнес-авиации такое утверждение становится неписанным правилом – все самолеты красивы по-своему. Но есть и безусловные «красавцы» - такие, как любимец крупнейших бизнесменов, голливудских звезд и известных спортсменов, знаменитый бестселлер компании Gulfstream Aerospace – бизнес-джет Gulfstream IV. Стремительные линии фюзеляжа, изящные и, в то же время, «мускулистые» крылья, завершенные щегольскими «крылышками Уиткомба», пропорциональность и некоторая «поджарость» всей конструкции – ничего лишнего – поневоле притягивают к себе взгляды. Признаки «голубой крови» налицо. Цифра в названии модели в некотором роде «говорящая», ведь Gulfstream IV на самом деле бизнес-самолет в четвертом поколении и, пожалуй, самый знаменитый во всей линейке прошлых и современных моделей компании.

Однако, как мы знаем, покорить мир бизнеса и стать легендой не так просто, и одной только внешней красотой здесь явно не обойтись. Gulfstream IV не только доказал свое право на лидерство, но снискал и исключительную популярность среди динозавров мирового капитала, при всех своих миллиардах умеющих считать деньги и выбирать верные и надежные инструменты для ведения бизнеса. Так какова же твоя легенда, красавчик?

Официально компания Gulfstream Aerospace ведет отсчет своей истории с 1958г, когда появился ее первый самолет бизнес-класса Gulfstream I. Однако истоки уходят дальше и ведут к компании Грумман Эйркрафт, еще с довоенных лет занимавшейся разработкой и строительством военной авиатехники, в основном морской палубной авиации и самолетов-амфибий.

В послевоенное время компания сумела угадать растущую потребность рынка в самолете административного класса, предназначенного для комфортной перевозки небольших групп статусных пассажиров. Интересный факт – решение о работе над гражданским самолетом было принято на совещании, которое длилось менее пяти минут! Итогом работы в этом направлении стал турбовинтовой Gulfstream I – «дедушка» последующих моделей компании. Название самолету – Gulfstream – придумал сам руководитель и владелец компании Лерой Грумман, отвергнув иные варианты, и звучное имя во многом оправдало себя. Рынок с готовностью принял предложение – всего было выпущено около двух сотен самолетов этого типа, причем затраты на разработку окупились уже на третьем десятке проданных самолетов. Новое время предъявляло и новые требования – большая скорость и дальность полета постепенно становились во главу угла. Это вызвало появление на свет к середине 60-х реактивного бизнес-самолета Gulfstream II, летные качества которого значительно отличались от «предка» - максимальная скорость выросла более чем в полтора раза, а дальность полета увеличилась почти на 2800 км. Салон новой модели стал более комфортным и вмещал 8-12 пассажиров. Продажи начались весьма успешно, и первый же образец самолета, которому полагалось бы стать опытным, был куплен и доставлен владельцу как первый из ряда серийных машин.

С 1969г. производство гражданских бизнес-самолетов было выделено в отдельную дочернюю структуру компании Грумман, а вскоре, в 1973 г, и продано. Наступил период смены владельцев и изменений названий компании, однако ключевое слово «Гольфстрим» оставалось «неприкосновенным». Одновременно начались работы по созданию новой модификации – в 1979г представлен Gulfstream III, отличавшийся от предшественника более длинным фюзеляжем, экономичными двигателями и новой формой крыла, что в совокупности заметно улучшило летные характеристики самолета, выросла крейсерская скорость и дальность полета.

Как видим, родословная у нашего героя весьма неплохая. Приходит время вывести на сцену и его самого.

В восьмидесятых годах ситуация на рынке начинает меняться. Если ранее Гольфстрим практически «царствовал» в сегменте бизнес-самолетов средней дальности (реактивные самолеты корпораций Сессна и Лир Джет занимали другую нишу, представляя более легкий класс), то теперь появились иные претенденты на «престол». Это, прежде всего, европейцы из Dassault Falcon, разрабатывавшие модели Falcon 50 и Falcon 900, и соседи-канадцы – корпорация Bombardier, объединившая под своим крылом ряд авиационных производителей и представившая бизнес-модель Challenger 601 на базе регионального реактивного самолета Canadair. Многие в это время небезосновательно критиковали американского производителя за негибкую ценовую политику. Но Гольфстрим нашел, чем ответить конкурентам – с 1983г. началась работа над созданием новой модификации, главные акценты были вновь поставлены на увеличение скорости и дальности полета, при более экономичной работе двигателей, удлинение фюзеляжа, за счет чего повышалась не столько вместимость, сколько уровень комфорта в салоне.

В 1985г. впервые был представлен Gulfstream IV – будущая легенда деловой авиации. В облике новой модели, безусловно, проявилось «наследие предков»: стремительные линии, вертикальные законцовки крыльев, фирменные «гольфстримовские» овальные иллюминаторы, которых теперь стало по шесть с каждого борта. Более мощные, но одновременно экономичные двигатели Rolls-Roys Tay, увеличенная емкость топливных баков, усовершенствованная форма крыла позволили самолету достигать средней крейсерской скорости в 850 км/ч, при максимальной дальности полета в 7815 км. Естественно, на самолете была установлена самая передовая на тот момент система авионики. Это уже была реальная претензия на переход в иной класс - бизнес-самолетов большой дальности полета.

Новая модель прекрасно вписалась в растущую нишу дальнемагистральных межконтинентальных бизнес-самолетов, и по ряду параметров просто оказалась вне конкуренции. Характерная черта Gulfstream – стремительный набор высоты сразу же после взлета, знаменитая «гольфстримовская свечка», - дала возможность быстро выходить на эшелон и двигаться далее по маршруту уже с экономичной скоростью, уменьшая расход топлива. В этой области, например, до сих пор еще держится мировой рекорд, установленный в 1995г. на модификации Gulfstream IV-SP – набор высоты 3000 метров с полезной загрузкой в одну тонну за 1 минуту 31 секунду. В 2001 г на Gulfstream IV-SP установлен мировой рекорд скорости на известном маршруте – средняя скорость самолета, следовавшего из Бедфорда (США) в Москву, чтобы принять участие в Межународном Авиакосмическом Салоне составила 860.64 км/ч. Всего на самолетах модификации Gulfstream IV и Gulfstream IV-SP было установлено более 70-ти мировых и национальных рекордов. В установке ряда рекордов в качестве первого пилота активно участвовал Ален Полсон – человек, тесно связанный с историей компании Gulfstream Aerospace и долгое время являвшийся ее владельцем.

Прекрасные технические характеристики, «дальнобойность» и скорость, а к тому же просторный и комфортный салон сделали четвертый Гольфстрим настоящим бестселлером. Правда, не сразу, трудности в экономике США начала девяностых привели к временному снижению спроса, но, начиная с 1994 года, продажи резко пошли вверх. Вскоре мы видим Gulfstream IV и флагманом корпоративного флота крупнейших транснациональных компаний, и личным самолетом «тугих кошельков» с Уолл-Стрит, и дорогой игрушкой мировых знаменитостей и звезд Голливуда. Люди, многие из которых сами являлись легендой, приобретая самолет, вольно или невольно повышали его собственный статус. Именно Gulfstream IV постепенно становится одним из престижных символов «успешной жизни», необходимым атрибутом «сильных мира сего». Упоминания о нашем герое часто встречаются на страницах журналов «Forbes», «Fortune» и других авторитетных изданий рядом с именами владельцев.

Однако использование удачной модели не ограничилось только сферой корпоративной и частной авиации. Более сотни специально оборудованных самолетов было закуплено для нужд государственных структур и специальных служб разных стран, прежде всего, разумеется, США. Десятки Gulfstream IV и ныне используются для перевозки высокопоставленных чиновников и первых лиц государств, в качестве патрульных самолетов береговой охраны, как небольшие транспортные самолеты в армии и ВМС, для срочных медицинских эвакуаций, а машина, принадлежащая Национальной администрации по океану и атмосфере США, активно задействована в сфере отслеживания и изучения ураганов.

Доработанная модификация Gulfstream IV-SP (Special Performance) была запущена в производство в начале 90-х, главным отличием стало увеличение полезной загрузки самолета. Продажи обеих модификаций четвертой серии оказались весьма успешными, до окончания выпуска в декабре 2002 г. клиентам было поставлено 500 машин. Легендарный самолет служит и поныне – сотни «четверок» бороздят небесные просторы. Кроме того, в том же 2002 г были запущены в серию прямые «потомки» Gulfstream IV – G300 и G400, а их новые модификации G350 и G450 с улучшенными пилотскими кабинами прочно занимают место и в современной линейке моделей компании.

Вот такой он, Gulfstream IV - этот красавчик-американец, с хорошей родословной и узнаваемой «породистой» внешностью, славным прошлым и не менее достойным настоящим. Семья дальнемагистральных бизнес-самолетов Gulfstream Aerospace росла и совершенствовалась, технологии, отработанные на «четверке», с успехом воплотились в Gulfstream V, в начале 90-х вошедшем в нишу сверхдальних самолетов. Лучшие черты знаменитого предка нашли продолжение и в нынешней гордости компании, ставшей с 1999 г частью корпорации Дженерал Динамикс, – новом флагмане модельного ряда сверхдальнем G550. «Потомство» Gulfstream IV живет и множится, достигает успехов и занимает достойное место в растущей семье самолетов бизнес-авиации.

Все права на данную публикацию принадлежат порталу JETS.ru. Любое использование, цитирование или перепечатка возможны только с письменного разрешения редакции


Поделиться: http://jets.ru/ Алексей Королев

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;