Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Самолет и пассажиры в информационных потоках
Самолет и пассажиры в информационных потоках
Самолет и пассажиры в информационных потоках
Благодаря растущей быстроте и дешевизне обмена данными в повседневной жизни мы постепенно привыкаем быть постоянно подключенными к информационным потокам: получать и передавать текстовые сообщения, фотографии, видеозаписи, находить понадобившиеся сведения буквально на лету. Сказав "на лету", мы сразу вспоминаем о воздушных путешествиях. До недавнего времени пассажир во время полета оставался полностью отключен от любых, даже самых медленных каналов связи. Постепенно ситуация начала меняться, стал появляться доступ к электронной почте, а потом и полноценный доступ в Интернет через бортовую сеть Wi-Fi. Однако мы находимся на пороге глобальных перемен: распространение каналов связи и повышение их пропускной способности должно принципиально изменить облик и характер авиаперевозок. Отрасль быстро движется к реализации концепции e-Aircraft — подключенного самолета, — в рамках которой обеспечивается целостный подход к информационному обеспечению самых разных аспектов воздушного транспорта — "от носа до хвоста", как говорит Ян Докинс, гендиректор компании SITA OnAir, которая занимается комплексными коммуникационными решениями в авиации.

Подключенный пассажир

"Пассажиры уже готовы, — говорит Ян Докинс. — Исследования показали, что 97% пассажиров приносят с собой на борт самолета то или иное персональное устройство. Естественно, все они хотят в полете подключиться". По словам Докинса, 83% пассажиров имеют смартфоны, 46% — ноутбуки, 39% — планшеты. Сумма превышает 100%, поскольку многие пассажиры имеют с собой пару устройств, а 15% пассажиров проявляют полную цифровую всеядность — они путешествуют с ноутбуком, планшетом и смартфоном одновременно. Пассажиры ожидают в самолете наличия Wi-Fi-сети, которая позволит им выходить в Интернет, проверять электронную почту и общаться в социальных сетях. Кроме того, пассажиры в полете хотели бы пользоваться рядом сервисов для своих мобильных устройств, в частности смотреть фильмы, слушать музыку и получать новости. Можно ожидать, что уже в скором будущем авиакомпании откажутся от громоздких стационарных бортовых систем развлечения в полете (IFE), поскольку пассажиры и так имеют свои устройства, и все, что им нужно, — это Wi-Fi и разъем питания. "Думаю, что стационарные системы IFE все-таки сохранятся в высоких классах обслуживания, поскольку места оборудуются большими экранами", — считает Ян Докинс. Подобно тому как в повседневной жизни появляется все больше мест с бесплатными сетями Wi-Fi, доступ к сети на борту самолета тоже должен стать бесплатным. "Это позволит сделать услуги массовыми и развить множество сервисов, — говорит Докинс. — Система в конечном итоге будет окупаться, но другими способами, чтобы пассажирам не пришлось платить просто за доступ к Сети". Каждый пассажир на своем гаджете имеет персонализованную под себя цифровую среду, и вкупе с бесплатным доступом к глобальной сети это дает авиакомпаниям возможность развивать свои цифровые программы взаимодействия с пассажиром, поскольку он остается на связи до полета, во время полета и после полета. Наличие у пассажиров собственных цифровых устройств создает новый канал взаимного обмена информацией между пассажирами и авиаперевозчиком.

Подключенный экипаж

Подобный целостный подход позволяет поднять на новый уровень все бизнес-процессы, связанные с обслуживанием пассажиров, в частности персональное информирование в реальном времени, урегулирование ситуаций, связанных с задержками рейсов, отслеживание багажа, контроль за самочувствием пассажира и медицинскую поддержку. Радикальный шаг вперед в бортовом обслуживании состоит в оснащении бортпроводников планшетами. Это позволит не только избавиться от множества бумаг и сэкономить время, но и персонализировать общение пассажира с бортпроводником, который будет иметь под рукой всю необходимую информацию о запросах и предпочтениях пассажира, а также о его статусе в программе лояльности. Также появляется возможность онлайновой авторизации кредитных карточек, что должно придать существенный импульс развитию торговли на борту самолета. "Авиакомпания "Аэрофлот" стала первым перевозчиком в России и СНГ, приступившим к внедрению планшетов CrewTablet на основе iPad Mini для повышения эффективности бизнеса, — говорит президент SITA в Европе Дэйв Беккер. — Бортпроводники "Аэрофлота" получат 2000 планшетов со специальным программным обеспечением (500 уже закуплено). Также сейчас мы совместно работаем над подключением планшетов к Интернету на борту самолета, что позволит всегда оставаться на связи. Эти работы идут в рамках реализации концепции e-Aircraft, конечным результатом которой должна стать интеграция наземных и бортовых систем авиакомпании". Другой важный элемент концепции e-Aircraft, который остается уже вне поля зрения пассажира, — это электронные планшеты пилотов EFB. Они не только в значительной степени переводят весь документооборот на безбумажную основу, но и повышают безопасность и эффективность полетов, например, путем обеспечения пилотов информацией о погоде в режиме онлайн. Кроме того, пилоты с помощью своих электронных планшетов могут через систему ACARS обмениваться сообщениями с наземными службами, что позволяет оптимизировать многие рабочие процессы на всех этапах выполнения полетов.

Самолет на связи

В рамках современного подхода подключенный самолет e-Aircraft сам становится подвижным элементом глобальной информационной системы. Обмен данными происходит не только между пилотами, диспетчерами и собственным центром управления полетами авиакомпании. В современных самолетах все большее распространение получают системы самодиагностики, и анализ информации о поведении систем самолета в режиме реального времени позволяет отслеживать возможные отказы и даже предсказывать их, а также заранее планировать все работы по техническому обслуживанию и избегать избыточных работ. Предварительная подготовка позволяет сократить время, необходимое для работ по ТОиР. Следующим этапом станет онлайн-передача на землю всех данных из бортовых самописцев самолета. По словам Докинса, сейчас продолжаются испытания этой системы с одной из крупных европейских авиакомпаний. Транслируется более 2000 параметров полетной информации. После внедрения эта система позволит еще более повысить уровень безопасности полетов. Другой аспект информационного обмена с самолетом — мониторинг его местоположения. В июле три авиакомпании —Singapore Airlines, Royal Brunei и Norwegian Air Shuttle – стали новыми заказчиками системы непрерывного мониторинга местоположения воздушных судов AIRCOM FlightTracker. Эта технология основана на использовании данных, которые передает ответчик самолета для обеспечения автоматического зависимого наблюдения (АЗН), на основе которого строятся будущие аэронавигационные системы. Большинство современных самолетов уже оборудовано подобными ответчиками, поэтому установки на борту никакого дополнительного оборудования не требуется. Внедрение системы осуществляется путем обновления программного обеспечения, которое уже используется в авиакомпаниях. В результате появляется возможность точно отслеживать местоположение самолетов (пока с интервалом 15 мин, который считается достаточным) и видеть любые их отклонения от установленной траектории полета, а также оперативно обнаруживать их исчезновение. "Затрагивая самые разные аспекты воздушных перевозок, концепция e-Aircraft обеспечивает целостный подход "от носа до хвоста самолета", — говорит Ян Докинс. — Мы наблюдаем глобальные перемены: самолет и пассажиры в нем перестают быть оторванными от остального мира, они остаются подключенными на всех этапах".

Поделиться: http://www.ato.ru/content/samolet-i-passazhiry-v-informacionnyh-potokah Алексей Синицкий
  • Главным новшеством свежей редакции Воздушного кодекса стала возможность изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта не только их разработчиком, но и разработчиком изменений таких типовых конструкций
  • Чешская компания Aircraft Industries, полностью принадлежащая Уральской горно-металлургической компании (УГМК, г. Верхняя Пышма Свердловской области), сегодня, 15 июля, представила прототип нового 19-местного самолета L-410NG

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;