Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Самоучка, изменивший мир
Самоучка, изменивший мир
Основатель и руководитель ряда крупных промышленных компаний, пилот-любитель, президент клуба авиавладельцев «Piaggio Avanti» и постоянный автор рубрики «Business Aviation» в журнале «Forbes» Клинт Аллен делится воспоминаниями о своем знакомстве с Биллом Лиром – изобретателем, предпринимателем, создателем бизнес-джета Learjet, во многом повлиявшим на становление отрасли деловой авиации в США и во всем мире. 7 октября 1963 года произошел настоящий переворот. В это день первый в истории самолет Learjet взлетел в небо Канзаса, в рекордно короткое время набрал высоту в 41 тысячу футов (12,5 км) и достиг ошеломляющей скорости – 973 километра в час. Это был триумф Билла Лира – блестящего, вспыльчивого, решительного, креативного, неукротимого гения, с восемью классами образования. Ему удалось поразить мир, навсегда преобразив отрасль деловой авиации, которая с его появлением достигла невиданного прежде уровня производительности, полезности, практичности и доступности полетов для всей Америки. «Мне говорили, что я его никогда не построю. А если построю, то он не полетит. А если и полетит, то я не смогу его продать. Но я взялся – и смог», - говорил Билл Лир. Оригинальная модель бизнес-джета Learjet 23 была выпущена на рынок в октябре 1964 года. Вскоре после этого компания «Lear Jet» стала акционерным обществом, и в ее лабораториях началась работа над следующими моделями – Learjet 24 и 25. Я впервые встретился с Биллом Лиром, будучи начинающим инвестиционным банкиром в начале 1970-х годов. В то время Билл только что продал свою Lear Jet Industries компании Gates Rubber, и был полностью охвачен мечтами о своем новом проекте. Под впечатлением от «Clean Air Act» (Закона о чистом воздухе) и других волнующих общество экологических вопросов, Лир собирался разработать революционный экологически чистый паровой двигатель для легковых автомобилей и городского автотранспорта. Он искал возможность получить кредит на свои исследования, но большинство банкиров отнестись к этому скептически. Однако ему все же удалось найти на Уолл-Стрит источник финансирования, который посчитал его проект перспективным. Таким образом, вести этот проект был назначен я, инвестор-новобранец. Банковские кредиторы предположили, что «Паровая компания Лира» сможет стать проектом, который «выстрелит» в отдаленной перспективе, несмотря на то, что даже люди из ближнего окружения Билла Лира были в этом не слишком уверены. Не был уверен в его перспективах и я, но как частный пилот, недавно получивший лицензию, определенно был рад возможности познакомиться и поработать с основателем предприятия-авиагиганта. Штаб-квартира «Паровой компании Лира» размещалась в ангаре, в городе Рино, штата Невада. Моим первым шагом в этом проекте стало – организовать небольшую группу представителей инвестиционных организаций, которые могли бы заинтересоваться этой сделкой, и прилететь вместе с ними в Неваду на самолете Learjet. Привлекательной была при этом уже сама возможность прокатиться на борту нового бизнес-джета, но еще больше меня притягивала возможность лично познакомиться с его создателем Биллом Лири. И Билл не разочаровал. Он неотступно сопровождал группу инвесторов в ходе ее экскурсии по объекту и оживленно, убедительно, вдохновенно описывал свое изобретение в мельчайших подробностях. Посланцы Уолл-Стрит были загипнотизированы. И это все – еще до того момента, как он продемонстрировал нам готовый гоночный автомобиль, оборудованный паровым двигателем, мощностью в 500 лошадиных сил. Наступило время обеда, и мы отправились на нижний этаж, где был установлен огромный газовый гриль. Билл Лир надел белую поварскую куртку и начал готовить гамбургеры для всех сотрудников и делегации гостей предприятия. И как мне сказали, он занимался этим постоянно. Конечно, это не совсем типичное поведение для генерального директора компании, но как мы знаем, Билл во всем был не совсем обычным топ-менеджером. Он всегда находился среди своих инженеров и рабочих, работал бок о бок с ними. Это был его стиль, и люди любили его за это. После обеда Билл Лир пригласил нас на тест-драйв парового двигателя в специально подготовленный автобус, и тут мы смогли стать свидетелями его легендарного духа соперничества. Мы выехали на трассу – в салоне находилась делегация банкиров и три инженера «Паровой компании» с набором инструментов для тестирования заезда. Автобус направился в сторону невадской пустыни; Билл Лир ходил взад-вперед по проходу салона, с удовольствием комментируя работу своего изобретения. Мы спокойно ехали со скоростью 55 миль в час (88 км/ч), когда нас с ревом обогнал туристический автобус Greyhound. Билл бросился вперед и крикнул водителю: «Догнать и обогнать его!» Один из инженеров, наблюдавших за контрольно-измерительными приборами, крикнул в ответ: «Билл, это не очень хорошая идея. Мы еще не готовы к этому». «К черту!» - крикнул Билл, и началась погоня. Потенциальные инвесторы встревоженно смотрели на инженеров, в то время как автобус ускорился и начал догонять Greyhound. Невзирая на предупреждения инженеров, Билл потребовал от водителя гнать дальше. «Мы не отступим!» - кричал он, переполняемый озорным восторгом. На скорости почти в 130 км/ч паровой автобус легко обошел Greyhound, и Билл Лир продолжал кричать: «Молодец, мальчик!», пока соперник не остался далеко позади. Обратная дорога в Рено была более спокойной, к большому облегчению инженеров, но осознание победы не оставляло Билла. И когда паровой автобус Лира был представлен в Сан-Франциско, а мэр Джозеф Алиотто под прицелом множества телекамер вручил Биллу Лиру символические ключи от города, Билл обернулся ко мне и подмигнул. Получение кредита в конечном итоге привело к подлинной революции в бизнес-авиации, основой для которой стали новые проекты Learjet. Билл Лир создал еще несколько моделей самолетов, в том числе знаменитый Lear Fan 2100: турбовинтовой самолет из композитных материалов с толкающим винтом – использованные при его создании революционные технологии используются сегодня большинством производителей корпоративных самолетов. Тогда же была заложена основа проекта, который мы сегодня знаем как Bombardier Challenger. Помимо этого Билл Лир создает автомобильный радиоприемник Motorola – Motor Victrola, восьмидорожечные кассеты для стерео-магнитофонов, системы автопилота для реактивных авиалайнеров, радио-навигатор и радио-пеленгатор для самолетов, и множество других технических изобретений. Несколько лет спустя Билл Лир умер от лейкемии, и мы потеряли одного из самых инновационных, динамичных, продуктивных изобретателей, не говоря уж о его талантах по продвижению своих достижений. Я счастлив, что имел возможность соприкоснуться с человеком-легендой.

Поделиться: JETS.RU по материалам Forbes

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;