Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Топ мировых открытий бизнес-авиации

Топ мировых открытий бизнес-авиации

Топ мировых открытий бизнес-авиации
Какое открытие или изобретение в мире деловой авиации послужило стимулом для дальнейшего развития отрасли и вывело ее на новые рельсы, а что можно назвать настоящим прорывом? На этот счет существуют разные мнения. Мы решили собрать наиболее популярные точки зрения, обратившись за помощью к профессионалам рынка. Все события расположили не по их значимости, а в хронологическом порядке.

1950–1960

Первый самолет для служебных полетов Gulfstream GI

В конце 50-х годов американский производитель военных воздушных судов Grumman Aircraft Engineering Co. спроектировал свой первый самолет для перевозок состоятельных и высокопоставленных пассажиров. Воздушное судно получило название Gulfstream GI в честь течения Гольфстрим, проходящего вдоль побережья Флориды, которая была излюбленным местом отдыха директоров Grumman. Рассчитанный на 12 пассажиров, турбовинтовой GI был способен развивать скорость 563 км/ч и летать на расстояние 3541 км. «GI фактически открыл новую нишу на мировом рынке, – представитель компании Exclases Holdings, эксклюзивного дистрибьютора AgustaWestland в России и странах СНГ Егор Кузнецов. – Дальнейшая история отрасли – это стремление производителей соответствовать требованиям скорости, дальности и комфорта без ущерба для безопасности пассажиров». Первый тестовый полет: 14 августа 1958 года. Сертификация FAA: 1959 год.

1960–1970

Начало реактивного периода в бизнес-авиации Falcon 20 Многофункциональность

В мае 1963 года на завод французского авиастроителя Dassault в Мериньяке, недалеко от Бордо, прибыла американская делегация. Представители авиакомпании Pan America во главе с прославленным летчиком Чарльзом Линдбергом (первым в одиночку перелетевшим Атлантический океан) интересовались прототипом многоцелевого реактивного самолета Myst?re 20. Оператору требовались воздушные суда для деловых перелетов, которые можно было бы продвигать на американском рынке. Бизнес-джет понравился Линдбергу, и в итоге Pan America разместила заказ на 40 таких самолетов с опционом еще на 120 машин. Впоследствии конструкция первого серийного бизнес-джета (переименованного в Falcon 20) претерпела некоторые изменения, в частности было доработано крыло и установлены новые двигатели. «Трудно представить другой бизнес-джет, положивший начало росту корпоративных перелетов, производство которого за четверть века достигло бы 500 единиц и который использовался бы не только корпорациями, но и такими клиентами, как FedEx и береговая охрана США», – отмечает вице-президент по стратегической работе с клиентами TMP Government Адам Коноуэ (Adam Konowe). Первый тестовый полет: 4 мая 1963 года. Сертификация FAA: 1965 год.

Jet Dragon Надежность

В начале 60-х годов на авиационный рынок вышел революционный бизнес-джет DH.125 Jet Dragon. Разработанный с нуля британским производителем самолетов de Havilland, Jet Dragon заметно отличался от других спроектированных в это время воздушных судом, бравших начало от истребителей. Позднее на базе Jet Dragon был создан ряд моделей, включая знаменитый BAe-125-800, или Hawker 800. «125-й – первый бизнес-джет, созданный специально для гражданских полетов, – говорит коммерческий директор аэропорта Оксфорд Джеймс Диллон-Годфрей (James Dillon-Godfray). – Благодаря надежности и высокой прочности этот самолет 49 лет спустя остается мировым бестселлером среди бизнес-джетов среднего класса – лучшее доказательство того, что конструкция судна была верно определена с первого же дня. Известно, что, когда самолет BAe-125-800 премьер-министра Ботсваны подвергся боковым ракетным ударам над Анголой, никто не пострадал, даже несмотря на серьезную разгерметизацию. Один из двигателей был поврежден, но все основные системы находились в рабочем состоянии, и самолет благополучно приземлился в военном аэропорту. Позже бизнес-джет отремонтировали, и он летает по сей день». Первый тестовый полет: 13 августа 1962 года. Сертификация FAA: 1964 год.

Learjet 23 Скорость

Примерно в это же время над созданием двухдвигательного бизнес-джета трудился американский авиаконструктор и радиоинженер Билл Лир. Лир увидел потенциал для своей разработки в закрывшемся проекте швейцарского истребителя-штурмовика доктора Ганса-Люциуса Штадера FFA P-16 и, основав частную компанию, приступил к проектированию нового самолета под рабочим названием SAAC 23 (переименованного в честь своего создателя в Learjet 23). Интересно, что конструкция крыла, топливные баки и стойки шасси на Learjet 23 были практически без изменений взяты с проекта P-16. Первая модель семейства Learjet, способная развивать скорость до 903 км/ч, в свое время установила ряд скоростных рекордов, перевернув представление о частных полетах. Например, в 1965 году с пятью наблюдателями на борту пилотам удалось поднять Learjet 23 на высоту 12 192 м за 7 минут 21 секунду. Первый тестовый полет: 7 октября 1963 года. Сертификация FAA: 1964 год.

1970–1980

Появление винглетов

В 1977 году на выставке NBAA посетителям продемонстрировали прототип бизнес-джета Learjet 28 с крыльями, концы которых были изящно изогнуты к небу. Считается, что этот бизнес-джет – первый серийный самолет деловой авиации, на котором были применены законцовки крыла, или винглеты. «После многосторонних испытаний инженеры определили, что самолеты, крылья которых имеют законцовки, расходуют меньше топлива, что, в свою очередь, ведет к увеличению дальности полета на 5–7%, – рассказывает генеральный директор московского филиала компании Arcus-Air Logistic Евгений Толстых. – Благодаря своим аэродинамическим характеристикам винглеты позволяют сократить дистанцию взлета, то есть делают возможным использование локальных аэропортов с небольшими ВПП».

1980–1990 Долевое владение

Автором концепции долевого владения в деловой авиации был американский бизнесмен и в прошлом руководитель Goldman Sachs Ричард Сантулли (Richard Santulli). В середине 80-х Сантулли обдумывал приобретение собственного самолета, но пришел к выводу, что при 150 часах полетов в год затея эта невыгодна с финансовой точки зрения. Тогда он нашел партнеров, которые согласились вступить с ним в долю при покупке бизнес-джета. Но договориться им так и не удалось, потому что бизнес-джет был нужен всем одновременно. «Единственная причина, по которой мне необходим личный самолет, – это возможность летать на нем в любое время», – сказал Сантулли. Позже он придумал, как разрешить эту дилемму, рассчитав, сколько самолетов требуется и какие условия должны соблюдаться, чтобы участники долевого владения чувствовали себя максимально комфортно. Программа, созданная на базе старейшего оператора деловой авиации Executive Jet Aviation, приобретенного Сантулли в 1984 году, получила название NetJets.

1990–2000

Межконтинентальные полеты

В 1995 году Gulfstream Aerospace представила публике Gulfstream V – первый бизнес-джет, способный летать на сверхдальние расстояния. «С появлением Gulfstream V впервые в истории частной авиации стали возможны межконтинентальные полеты, – говорит директор подразделения частных самолетов Air Partner Дэвид Макдональд (David Macdonald). – До этого только Gulfstream IV и Falcon 900 обладали дальностью, позволяющей с поправкой на встречный ветер совершать полеты из Лондона в Нью-Йорк. G5 открыл новую эру путешествий на дальние расстояния, сделав полеты на бизнес-джетах альтернативой первому классу регулярных авиалиний».

2000 – настоящее время

Виртуальный самолет Falcon 7X

В июне 2007 года первый дальнемагистральный Falcon 7X компании Dassault Falcon поступил к покупателю. Впервые в истории деловой авиации проектирование самолета полностью проводилось в виртуальном пространстве. Более того, Falcon 7X стал первым бизнес-джетом, оборудованным электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ), которая значительно снизила нагрузку на пилота. Первый тестовый полет: 5 мая 2005 года. Сертификация FAA: 2007 год

Слияние технологий Эра iPad

В январе 2010 года корпорация Apple представила миру первый iPad. Революционное устройство оказалось настолько удобным, что прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Гаджет позволяет просматривать страницы в Интернете, показывать друзьям фотографии, читать книги, обмениваться сообщениями. Позже появились специальные приложения, благодаря которым iPad нашел применение в деловой авиации. Так, при помощи iPad пассажиры бизнес-джетов могут управлять салоном, а пилоты используют их для просмотра летных карт и чтения документации. По словам владельца и пилота частного самолета издателя Flying Adventures Media Майкла Хиггинса (Michael Higgins), в авиации iPad создал новый мир, в котором не осталось места бумажной волоките. Статья опубликована в Top Flight N 1 (33), 2012 Полная или частичная перепечатка материала возможно только с письменного разрешения редакции.

Поделиться:
  • Документальный фильм "Руслан, который объединил мир", снятый по сценарию тележурналиста Алексея Самолетова при содействии Группы компаний "Волга-Днепр", стал финалистом Нью-Йоркского международного фестиваля телевизионных программ и фильмов
  • The co-founder of a banking software company, he's an extensive traveler. His Delta "Diamond Medallion" status and Delta American Express Reserve credit card keep him in the front of the plane