Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Топ мировых открытий бизнес-авиации
Топ мировых открытий бизнес-авиации
Топ мировых открытий бизнес-авиации
Какое открытие или изобретение в мире деловой авиации послужило стимулом для дальнейшего развития отрасли и вывело ее на новые рельсы, а что можно назвать настоящим прорывом? На этот счет существуют разные мнения. Мы решили собрать наиболее популярные точки зрения, обратившись за помощью к профессионалам рынка. Все события расположили не по их значимости, а в хронологическом порядке.

1950–1960

Первый самолет для служебных полетов Gulfstream GI

В конце 50-х годов американский производитель военных воздушных судов Grumman Aircraft Engineering Co. спроектировал свой первый самолет для перевозок состоятельных и высокопоставленных пассажиров. Воздушное судно получило название Gulfstream GI в честь течения Гольфстрим, проходящего вдоль побережья Флориды, которая была излюбленным местом отдыха директоров Grumman. Рассчитанный на 12 пассажиров, турбовинтовой GI был способен развивать скорость 563 км/ч и летать на расстояние 3541 км. «GI фактически открыл новую нишу на мировом рынке, – представитель компании Exclases Holdings, эксклюзивного дистрибьютора AgustaWestland в России и странах СНГ Егор Кузнецов. – Дальнейшая история отрасли – это стремление производителей соответствовать требованиям скорости, дальности и комфорта без ущерба для безопасности пассажиров». Первый тестовый полет: 14 августа 1958 года. Сертификация FAA: 1959 год.

1960–1970

Начало реактивного периода в бизнес-авиации Falcon 20 Многофункциональность

В мае 1963 года на завод французского авиастроителя Dassault в Мериньяке, недалеко от Бордо, прибыла американская делегация. Представители авиакомпании Pan America во главе с прославленным летчиком Чарльзом Линдбергом (первым в одиночку перелетевшим Атлантический океан) интересовались прототипом многоцелевого реактивного самолета Myst?re 20. Оператору требовались воздушные суда для деловых перелетов, которые можно было бы продвигать на американском рынке. Бизнес-джет понравился Линдбергу, и в итоге Pan America разместила заказ на 40 таких самолетов с опционом еще на 120 машин. Впоследствии конструкция первого серийного бизнес-джета (переименованного в Falcon 20) претерпела некоторые изменения, в частности было доработано крыло и установлены новые двигатели. «Трудно представить другой бизнес-джет, положивший начало росту корпоративных перелетов, производство которого за четверть века достигло бы 500 единиц и который использовался бы не только корпорациями, но и такими клиентами, как FedEx и береговая охрана США», – отмечает вице-президент по стратегической работе с клиентами TMP Government Адам Коноуэ (Adam Konowe). Первый тестовый полет: 4 мая 1963 года. Сертификация FAA: 1965 год.

Jet Dragon Надежность

В начале 60-х годов на авиационный рынок вышел революционный бизнес-джет DH.125 Jet Dragon. Разработанный с нуля британским производителем самолетов de Havilland, Jet Dragon заметно отличался от других спроектированных в это время воздушных судом, бравших начало от истребителей. Позднее на базе Jet Dragon был создан ряд моделей, включая знаменитый BAe-125-800, или Hawker 800. «125-й – первый бизнес-джет, созданный специально для гражданских полетов, – говорит коммерческий директор аэропорта Оксфорд Джеймс Диллон-Годфрей (James Dillon-Godfray). – Благодаря надежности и высокой прочности этот самолет 49 лет спустя остается мировым бестселлером среди бизнес-джетов среднего класса – лучшее доказательство того, что конструкция судна была верно определена с первого же дня. Известно, что, когда самолет BAe-125-800 премьер-министра Ботсваны подвергся боковым ракетным ударам над Анголой, никто не пострадал, даже несмотря на серьезную разгерметизацию. Один из двигателей был поврежден, но все основные системы находились в рабочем состоянии, и самолет благополучно приземлился в военном аэропорту. Позже бизнес-джет отремонтировали, и он летает по сей день». Первый тестовый полет: 13 августа 1962 года. Сертификация FAA: 1964 год.

Learjet 23 Скорость

Примерно в это же время над созданием двухдвигательного бизнес-джета трудился американский авиаконструктор и радиоинженер Билл Лир. Лир увидел потенциал для своей разработки в закрывшемся проекте швейцарского истребителя-штурмовика доктора Ганса-Люциуса Штадера FFA P-16 и, основав частную компанию, приступил к проектированию нового самолета под рабочим названием SAAC 23 (переименованного в честь своего создателя в Learjet 23). Интересно, что конструкция крыла, топливные баки и стойки шасси на Learjet 23 были практически без изменений взяты с проекта P-16. Первая модель семейства Learjet, способная развивать скорость до 903 км/ч, в свое время установила ряд скоростных рекордов, перевернув представление о частных полетах. Например, в 1965 году с пятью наблюдателями на борту пилотам удалось поднять Learjet 23 на высоту 12 192 м за 7 минут 21 секунду. Первый тестовый полет: 7 октября 1963 года. Сертификация FAA: 1964 год.

1970–1980

Появление винглетов

В 1977 году на выставке NBAA посетителям продемонстрировали прототип бизнес-джета Learjet 28 с крыльями, концы которых были изящно изогнуты к небу. Считается, что этот бизнес-джет – первый серийный самолет деловой авиации, на котором были применены законцовки крыла, или винглеты. «После многосторонних испытаний инженеры определили, что самолеты, крылья которых имеют законцовки, расходуют меньше топлива, что, в свою очередь, ведет к увеличению дальности полета на 5–7%, – рассказывает генеральный директор московского филиала компании Arcus-Air Logistic Евгений Толстых. – Благодаря своим аэродинамическим характеристикам винглеты позволяют сократить дистанцию взлета, то есть делают возможным использование локальных аэропортов с небольшими ВПП».

1980–1990 Долевое владение

Автором концепции долевого владения в деловой авиации был американский бизнесмен и в прошлом руководитель Goldman Sachs Ричард Сантулли (Richard Santulli). В середине 80-х Сантулли обдумывал приобретение собственного самолета, но пришел к выводу, что при 150 часах полетов в год затея эта невыгодна с финансовой точки зрения. Тогда он нашел партнеров, которые согласились вступить с ним в долю при покупке бизнес-джета. Но договориться им так и не удалось, потому что бизнес-джет был нужен всем одновременно. «Единственная причина, по которой мне необходим личный самолет, – это возможность летать на нем в любое время», – сказал Сантулли. Позже он придумал, как разрешить эту дилемму, рассчитав, сколько самолетов требуется и какие условия должны соблюдаться, чтобы участники долевого владения чувствовали себя максимально комфортно. Программа, созданная на базе старейшего оператора деловой авиации Executive Jet Aviation, приобретенного Сантулли в 1984 году, получила название NetJets.

1990–2000

Межконтинентальные полеты

В 1995 году Gulfstream Aerospace представила публике Gulfstream V – первый бизнес-джет, способный летать на сверхдальние расстояния. «С появлением Gulfstream V впервые в истории частной авиации стали возможны межконтинентальные полеты, – говорит директор подразделения частных самолетов Air Partner Дэвид Макдональд (David Macdonald). – До этого только Gulfstream IV и Falcon 900 обладали дальностью, позволяющей с поправкой на встречный ветер совершать полеты из Лондона в Нью-Йорк. G5 открыл новую эру путешествий на дальние расстояния, сделав полеты на бизнес-джетах альтернативой первому классу регулярных авиалиний».

2000 – настоящее время

Виртуальный самолет Falcon 7X

В июне 2007 года первый дальнемагистральный Falcon 7X компании Dassault Falcon поступил к покупателю. Впервые в истории деловой авиации проектирование самолета полностью проводилось в виртуальном пространстве. Более того, Falcon 7X стал первым бизнес-джетом, оборудованным электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ), которая значительно снизила нагрузку на пилота. Первый тестовый полет: 5 мая 2005 года. Сертификация FAA: 2007 год

Слияние технологий Эра iPad

В январе 2010 года корпорация Apple представила миру первый iPad. Революционное устройство оказалось настолько удобным, что прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Гаджет позволяет просматривать страницы в Интернете, показывать друзьям фотографии, читать книги, обмениваться сообщениями. Позже появились специальные приложения, благодаря которым iPad нашел применение в деловой авиации. Так, при помощи iPad пассажиры бизнес-джетов могут управлять салоном, а пилоты используют их для просмотра летных карт и чтения документации. По словам владельца и пилота частного самолета издателя Flying Adventures Media Майкла Хиггинса (Michael Higgins), в авиации iPad создал новый мир, в котором не осталось места бумажной волоките. Статья опубликована в Top Flight N 1 (33), 2012 Полная или частичная перепечатка материала возможно только с письменного разрешения редакции.

Поделиться:
  • Документальный фильм "Руслан, который объединил мир", снятый по сценарию тележурналиста Алексея Самолетова при содействии Группы компаний "Волга-Днепр", стал финалистом Нью-Йоркского международного фестиваля телевизионных программ и фильмов
  • The co-founder of a banking software company, he's an extensive traveler. His Delta "Diamond Medallion" status and Delta American Express Reserve credit card keep him in the front of the plane

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;