Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Трехмоторный лидер
Трехмоторный лидер
C середины 2007 г. в эксплуатацию было введено более 260 бизнес-джетов Falcon 7X, и с того момента совокупный налет всех таких эксплуатируемых воздушных судов составил 440 тыс. летных часов, отмечают официальные представители Dassault Falcon Jet. Издание Business & Commercial Aviation (B&CA) провело уже второй по счету опрос среди операторов самолетов Falcon 7X, учитывая, что к настоящему времени эксплуатируемые бизнес-джеты достигли зрелого возраста и получили десятки различных усовершенствований. В соответствии с выводами предыдущего опроса в 2011 г. операторы Falcon 7X отмечали, что эти самолеты обладают более высокой скоростью, дальностью полета и комфортабельностью салона по сравнению с используемыми ими ранее бизнес-джетами среднего и большого класса. Большинство этих операторов перешли на 7X с самолетов семейства Falcon 2000 и Falcon 900, поэтому они сохраняют лояльность по отношению к бренду Falcon. Неудивительно, что операторы 7X в новом опросе, так же как и в предыдущем, в качестве приоритетных качеств этого бизнес-джета выделяют лучшую топливную эффективность в своем классе, избыточную мощность трех двигателей, панель приборов EASy и отличные взлетно-посадочные характеристики. Но на этот раз операторы также остались довольны эксплуатационной надежностью бизнес-джета и уровнем технической поддержки компании Dassault. Пять лет назад в последних двух областях отмечались возможности для совершенствования. В 2011 г. от операторов поступали жалобы о недостатках приборной панели EASy. Многие эксплуатанты отмечали, что Dassault не смогла предоставить клиентам ряд обещанных возможностей. Как стало известно, большинство этих недостатков было устранено в опциональном оборудовании EASy II/II+ и посредством обновления программного обеспечения. Уэс Густафсон, авиационный менеджер компании Valkyrie 7X LLC в Международном аэропорту Боинг Филд-Кинг Каунти (Сиэтл), дает самые лестные отзывы в адрес бизнес-джета, так же как и в 2011 г. "Это машина укороченного взлета и посадки. Она отличается великолепной аэродинамикой, электродистанционной системой управления (fly-by-wire) и различными устройствами безопасности. Она проста в управлении и очень эффективна", — говорит он. Самолет обладает самой высокой степенью герметизации кабины среди всех выпускаемых воздушных судов Falcon, обеспечивая давление в салоне при полетах на крейсерских высотах, соответствующих высоте от 1220 до 1520 м. В качестве опции компания Dassault предлагает систему увлажнения воздуха в салоне. Операторы также отмечают, что багажный отсек в хвостовой части судна по размерам больше отсеков на старых моделях Falcon. Некоторые операторы дали высокую оценку взлетным характеристикам самолета в жарких высокогорных условиях, подчеркнув, что избыточная тяга, создаваемая тремя двигателями, делает его одним из немногих бизнес-джетов, обеспечивающих необходимый градиент набора высоты в аэропортах Скалистых гор. Многие также отмечают, что дальности полета ВС вполне достаточно для совершения беспосадочных перелетов между большинством североамериканских и европейских городов. В случае выполнения полетов между Северной Америкой и Азией необходимо садиться в Анкоридже для дозаправки с последующим полетом в пункт назначения. Но некоторые операторы говорят, что могут совершать беспосадочные перелеты между Японией и Западным побережьем США при сопутствующем попутном ветре. Операторы самолетов Falcon 7X также отмечают, что это воздушное судно обладает относительно низким профилем по сравнению с другими дальнемагистральными бизнес-джетами большой вместимости. Давние эксплуатанты самолетов Falcon 900 подчеркивают схожесть внешнего вида 7X с его старшим собратом, но при этом последний имеет более длинный фюзеляж и больший размах крыла. Часть из них выражают восхищение способностью компании Dassault построить такой крепкий планер при сравнительно небольшой собственной массе.


ДЕМОГРАФИЯ ОПЕРАТОРОВ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Согласно информации Dassault, из всех самолетов, находящихся в эксплуатации, 117 бизнес-джетов базируется в Европе, что соответствует 45% всего имеющегося парка. В это число входят 18 самолетов в Швейцарии, 13 — во Франции, 8 — в Люксембурге, по 7 машин в Бельгии, Дании, Германии и Португалии, 6 — в России, 4 — на Украине и еще несколько в других странах континента. В числе европейских корпоративных операторов компания Flying Service в Антверпене эксплуатирует пять ВС. У компании Shell Oil четыре самолета базируется в Роттердаме, Dassault Falcon Service эксплуатирует четыре бизнес-джета, базирующихся в парижском аэропорту Ле-Бурже. Компания Volkswagen AG, давний оператор самолетов Falcon, увеличила парк ВС Falcon 7X в Вольфсбурге до четырех единиц. Palmali Shipping Group из Стамбула эксплуатирует два самолета. Военно-воздушные силы Франции имеют в своем составе два бизнес-джета в качестве VIP-самолетов. Компания Formula One Management в Лондоне работает с самолетом с серийным номером 008 с 2008 г. Компания по производству часов премиум-класса Patek Philippe из Женевы эксплуатирует один 7X с 2009 г. А ее сосед — компания Rolex Montre продала свой Falcon 7X и заменила его самолетом Bombardier Global 6000 в 2012 г. Такие самолеты находят пристанище среди чартерных операторов США, таких как TAG Aviation и NetJets Europe, тогда как другие ВС находятся в распоряжении частных владельцев. На Северную Америку приходится вторая по величине группа операторов — в частности, на этом континенте эксплуатируется одна пятая всего парка ВС. Более 50 самолетов Falcon 7X базируется в США — в два раза больше по сравнению с результатами последнего опроса. Полдюжины бизнес-джетов базируется в Канаде, пять самолетов — в Мексике. Американские корпорации Archer Daniels Midland (ADM) и AT&T, так же как Honeywell, Emerson Electric, Lowe’s Companies, Liberty Global и Liberty Media, McKesson, United Technologies и Whiteco Industries, эксплуатируют бизнес-джеты 7X. Богачи, сколотившие свои состояния в компании Microsoft, в Силиконовой Долине, в виноградниках Напа и гостиничном бизнесе, также летают на самолетах Falcon 7X. Texas Pacific Group эксплуатирует два самолета, подтверждая удовлетворенность владельца и моделью и брендом. Cisco Systems заменила свои 7X на самолеты Global 5000 в 2014 г. Компания Nextel больше не работает с 7X, а фирма ADM выставила свои бизнес-джеты 7X на продажу в связи с сокращением летного департамента. При этом пилоты ADM до сих пор с восхищением отзываются о возможностях самолета. Следующая по величине группа операторов базируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с 14 самолетами в Гонконге, 11 — в Китае и по одному в Малайзии, на Филиппинах и в Сингапуре. Все операторы, с которыми мы связались, выбирают версию с увеличенной стояночной массой до 31800 кг и максимальной взлетной массой 31750 кг, что на 453 кг больше по сравнению со спецификацией. Увеличение было необходимо, так как с обычным оборудованием базовая масса самолета выросла с 15560 до 16600 кг. Увеличение массы позволяет операторам перевозить восемь человек при полной заправке. Недостатком этого является увеличение стандартной дистанции взлета с 1690 до 1730 м. По информации компании Dassault, средняя продолжительность рейсов для парка ВС Falcon 7X составляет всего лишь 2,5 ч, что на 17% больше по сравнению с тем, что было пять лет назад. Таким образом, средняя дистанция полета достигает 2900 км. Принимая во внимание стандартные условия, Falcon 7X может использовать для таких полетов взлетно-посадочные полосы длиной 840 м, поскольку он обладает наилучшими взлетными характеристиками среди большинства легких бизнес-джетов. Компания Dassault отмечает, что Falcon 7X способен выполнять полеты на расстояние свыше 9000 км с восемью пассажирами на борту на крейсерской скорости 0,8М и совершить посадку с резервным запасом топлива по правилам NBAA IFR. Эта информация согласуется с данными о базовой операционной массе воздушных судов, полученными от операторов бизнес-джетов. Однако большинство операторов не устраивает резерв топлива в 1080 кг согласно правилам NBAA IFR. Многие из них предпочитают, чтобы остаток топлива после посадки составлял от 1360 до 1810 кг. При выполнении международных рейсов, когда в непосредственной близости нет запасных аэродромов, некоторые операторы предпочитают сохранять резервный запас топлива в размере 2300 кг. Более высокий резерв топлива необходим для адекватной реакции на непредвиденные ситуации, такие как раннее снижение с крейсерских высот, выполнение указаний диспетчера, полет в зоне ожидания и уход на запасной аэродром. Операторы отмечают, что с учетом увеличенного резервного запаса топлива максимальная длительность полета самолета варьируется от 11,5 до 12,0 ч, при этом после посадки на борту остается 1360 кг топлива. Каждые дополнительные 450 кг топлива в качестве резервного запаса сокращают продолжительность полета на 25 мин. В то же время большинство операторов отмечают, что им редко приходится обращаться к характеристикам максимальной дальности полета бизнес-джета. Поэтому в большинстве рейсов они обычно поднимаются на высоту выше 9100 м и достигают крейсерской скорости 0,85М. В первый час полета расход топлива колеблется от 1360 до 1590 кг/ч. Во время второго часа полета расход падает до 1220–1270 кг/ч. К концу полета он составляет 1130 кг/ч и меньше. Операторы также отмечают, что при полете на скорости 0,83М существует лишь небольшая потеря топливной эффективности по сравнению со скоростью 0,8М при выполнении дальних перелетов. На более коротких дистанциях, таких как перелеты с одного побережья США на другое, можно поднять бизнес-джеты до высоты чуть более 12200 м и спланировать полет с учетом расхода топлива, равного 1360 кг/ч. Обычно в таких случаях в баках остается достаточное количество резервного запаса топлива. В дальних перелетах операторы пропорционально снижают крейсерскую скорость вплоть до 0,8М. С более высокой взлетной массой самолет поднимается на эшелоны FL370 — FL390 в зависимости от температуры окружающего воздуха. Расход топлива в первый час полета колеблется между 1590 и 2040 кг/ч в зависимости от условий вылета, темпов набора высоты по указанию диспетчера и ограничений скорости. На втором часу полета расход топлива падает до 1360 кг/ч и ниже. По мере сжигания топлива снижается общая масса самолета, и после серии ступенчатого набора высоты расход топлива падает до 1000 кг/ч к точке начала снижения. Большинство операторов отмечают, что фактические характеристики самолета совпадают со спецификациями Dassault. Однако заводские данные по высоте, дальности, скорости полета, а также по расходу топлива должны быть скорректированы для более высокой базовой операционной массы, для более высокой температуры воздуха и более высокого резервного запаса топлива. Сравнительно небольшое количество дальних перелетов, выполняемых операторами, говорит о том, что большинство базирующихся в США эксплуатантов предпочитают использовать самолеты без специально оборудованной зоны для отдыха экипажа. Существует достаточно широкое разнообразие доступных конфигураций салона бизнес-джетов Falcon 7X, отражающих потребности и предпочтения разных операторов. Наиболее распространенная схема характеризуется наличием туалета и основной кухни по правому борту в передней части салона и вспомогательной кухни по левому борту. На таких самолетах основной салон поделен на три зоны, с четырехместной клубной секцией в передней части, центральной четырехместной конференц-группой по левому борту напротив комода-креденцы по правому борту, а также с одним трехместным диваном и одним или двумя индивидуальными креслами в задней части салона. Основной туалет для пассажиров расположен в хвосте самолета, также в этой части судна находится багажный отсек, к которому есть доступ во время полета. Некоторые самолеты оснащаются горизонтальными койками в передней части салона, тогда как на других устанавливают спальные кресла в основном салоне для отдыха экипажа. Бизнес-джеты с полноразмерной зоной отдыха экипажа по правому борту отличаются расположением кухни сразу за входной дверью. Несколько самолетов получили расширенную зону экипажа и кухню увеличенной площади за счет отказа от двух кресел в передней части салона. Большая часть таких компоновок позволяет вместить от 12 до 16 пасс. с различными комбинациями индивидуальных или конференц-кресел и диванов. Однако в среднем загрузка самолетов, по информации опрошенных операторов, составляет 3,5 чел. Крупные корпорации, эксплуатирующие большое количество самолетов, имеют более высокую наполняемость по сравнению с частными владельцами.


ПЯТЕРКА ЛУЧШИХ И ХУДШИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В последний раз, когда мы опрашивали операторов Falcon 7X, они не решались демонстрировать восторг относительно этого бизнес-джета. На этот раз они были более щедрыми на похвалу, возможно, из-за повышения эксплуатационной надежности и улучшения качества поддержки. Дальность полета, скорость и топливная эффективность снова оказались близки к вершине пятерки лучших особенностей. Самолет может выполнить беспосадочный перелет из Пекина в Женеву, из Буэнос-Айреса в Сент-Льюис или из Будапешта в Сиэтл. Операторам также понравилось увеличение крейсерской скорости на 30 узлов во время дальних перелетов по сравнению с самолетами Falcon 900LX и 2000LXS. На скорости 0,8М более крупное, более стреловидное измененное крыло Falcon 9X намного эффективнее. Эксплуатанты отмечают, что расход топлива этого бизнес-джета на скорости 0,8М практически такой же, как у 900LX. "Наши пассажиры просто влюбились в этот самолет. Он — быстрый, тихий и простой в эксплуатации", — отмечает авиационной менеджер одной из крупных корпораций. Другой шеф-пилот сказал: "Что может не понравиться в этом самолете?!" Топливная эффективность была важным фактором в конкурентном сравнении операторов бизнес-джета Falcon 7X с другими дальнемагистральными самолетами от Bombardier и Gulfstream. По оценке эксплуатантов, Falcon 7X сжигает на одну треть меньше топлива по сравнению с конкурентами аналогичного класса. Комфорт пассажиров и уровень шума в салоне также находятся в числе главных положительных особенностей ВС. Диаметр фюзеляжа Falcon 7X такой же, как у самолетов семейства Falcon 900, но при этом салон длиннее практически на 1,8 м, а 28 иллюминаторов по своим размерам больше, чем у предшественников. Степень наддува салона была увеличена с 0,63 атм (на 900EX) до 0,69 атм (на 7X), что в результате дает ощущение более низкой высоты в салоне во время крейсерского полета. Например, на эшелоне FL450 давление в салоне соответствует высоте менее 1500 м. В итоге снижается утомляемость экипажа и пассажиров во время дальних перелетов. Низкий уровень шума в салоне также снижает нагрузку. Один из операторов подчеркнул, что уровень шума в его самолете во время крейсерского полета в задней части салона составляет 48 дБ. Передовые технологические особенности бизнес-джета, включая цифровую электродистанционную систему управления и панель приборов EASy, также высоко оцениваются операторами. На момент покупки операторы Falcon 7X были уверены в том, что их самолеты обладают более продвинутыми технологиями по сравнению с конкурентами от Bombardier и Gulfstream. Тогда это был единственный серийный самолет бизнес-авиации с цифровой ЭДСУ. В настоящее время Bombardier, Embraer и Gulfstream также предлагают серийные самолеты с цифровой ­ЭДСУ. Эксплуатанты уверены, что благодаря ЭДСУ самолеты Falcon 7X обладают более плавными характеристиками в условиях турбулентности, поскольку бортовые компьютеры автоматически посылают незаметные команды системам управления по всем трем осям. ЭДСУ также позволила инженерам компании Dassault уменьшить размеры хвостового оперения, поскольку цифровое управление объединяет в себе функции систем автостабилизации и защиты от выхода за предельные режимы полета. Графический интерфейс приборов EASy с трэкболом и указательной системой ввода хорошо воспринимается пилотами Falcon 7X. Большинство пилотов уже не рассматривают его в качестве новой и передовой конструкции. Они особенно признательны за обновление оборудования и программного обеспечения EASy II, которые включают в себя систему синтетического видения, систему наведения при заходе на посадку WAAS/LPV, функции CPDLC, ADS-B и FANS 1/A. Первые версии операционной системы EASy II содержали ошибки. Через девять месяцев после презентации Dassault выпустила версию EASy II+, в которой были исправлены все выявленные ошибки ПО. Но обзавестись приборами EASy II/II+ — это все равно, что получить один свободный столик в ресторане Guy Savoy в Париже. Это лишь первый шаг. Как и в меню этого ресторана, всё в панели приборов EASy II/II+, включая вышеупомянутые функции, выполняется на заказ и стоит немалых денег. Необходимо запланировать от 1 до 1,25 млн долл., чтобы обновить свой Falcon 7X до полной версии. Компания Dassаult также возьмет 1 млн долл. за систему управления полетом с индикацией на лобовом стекле и инфракрасную камеру EVS. В то же время операторы затруднились назвать пять особенностей самолета, которые нравятся им меньше всего. Есть определенные претензии к автомату тяги Falcon 7X. Эксплуатанты отмечают, что автомат тяги работает нормально на крейсерских режимах полета, однако он остается недостаточно гибким, чтобы выдерживать заданную скорость во время захода на посадку, особенно в условиях порывистого ветра. Многие подчеркивают, что им приходится отключать автомат тяги и вручную управлять тягой двигателей при маневрировании. Из списка недочетов исчезли те замечания, которые были получены во время предыдущего опроса, включая проблемы с компьютером, такие как ложные или случайные сообщения CAS (расчетная воздушная скорость), коды ошибок, полученные во время загрузки, и ошибки тестирования ЭДСУ. Такие неисправности уже не являются причиной задержки или отмены вылета. Нужно отметить, что на самолетах Falcon 7X необходимо четко придерживаться предусмотренной карты контрольных проверок. Большинство операций должно быть выполнено, пока воздушное судно находится на стояночном тормозе, включая запуск ВСУ и процедуру самодиагностики ЭДСУ после запуска двигателей. Операторы отмечают, что им приходится проходить через весь комплекс самодиагностики ЭДСУ каждый раз после выключения или перезапуска двигателей. В ходе каждой такой проверки бортовые компьютеры производят полное отклонение органов управления ВС. "Складывается ощущение, что самолет ведет себя, как мокрая собака, которая пытается отряхнуться", — говорит один из операторов. Другой шеф-пилот отмечает, что его пассажиры уже привыкли к таким причудам: "В частности, мы не знаем ни одного другого самолета с ЭДСУ, который требовал бы таких проверок". Во время последнего опроса многие операторы высказывались о проблемах с демпфером рысканья в условиях бокового ветра. Однако целая серия сервисных бюллетеней, направленных на программное обеспечение, отвечающее за органы управления ВС, помогла исправить эту проблему. Операторы также отмечают, что в кабине экипажа появилось больше свободного пространства, поскольку джойстик заменил собой штурвал и колонку. Благодаря джойстику также облегчается доступ к креслу пилота. Кроме того, пилотам понравились и раскладные столики. Компания Dassault оборудует самолеты телескопическим водилом — правда, его применение ограничено массой 22230 кг. Дополнительный сервисный бюллетень позволяет использовать более надежное водило, рассчитанное на массу до 31840 кг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самолеты Falcon 7X способствуют выполнению надежных, быстрых, экономичных дальнемагистральных бизнес-перевозок. Однако этот бизнес-джет недешев в эксплуатации. Большинство операторов, участвовавших в опросе, подчеркнули, что их самолеты включены в сервисную программу FalconCare, которая распространяется практически на все виды технического обслуживания, включая А-check (600 ч / 9 мес.), B-check (2400 ч) и C- check (96 мес.). Средняя стоимость участия в программе составляет 22500 долл. в месяц, 575 долл. за один летный час и 575 долл. за один цикл взлета/посадки. Обслуживание двигателей покрывается программой Eagle Service Plan (ESP) от компании Pratt & Whitney Canada, стоимость которой составляет 260 долл./ч за двигатель. Обслуживание ВСУ в рамках программы Honeywell MSP обходится в 47 долл. за один летный час. Эксплуатационная надежность в настоящее время составляет 99,6%. Службы поддержки, базирующиеся в Северной Америке, Бразилии, странах Европы и Азии, могут быть вызваны для обслуживания бизнес-джетов в ситуации AOG ("самолет на земле") в полевых условиях. Кроме того, компания Dassault предлагает программу Falcon Response, которая представляет собой расширенный AOG-сервис, предусматривающий использование двух самолетов Falcon 900 для доставки небольших запчастей, ручного инструмента и техников для ремонта неисправного ВС. Крупные детали и специализированное оборудование доставляются на грузовиках или грузовыми самолетами. Если за короткий срок вернуть самолет в эксплуатацию невозможно, то бизнес-джет Falcon 900 может быть задействован для доставки пассажиров в требуемый пункт назначения. Ситуация с запасными частями за последнее время значительно улучшилась. По информации Dassault, в 98% случаев запасные части прибывают в технический центр клиента раньше назначенного срока. Склады запасных частей в Нью-Йорке, Париже, странах Африки, Азии и Ближнего Востока сокращают время транзита. В настоящее время некоторые операторы высказывали недовольство доступностью запчастей для запланированных инспекций и ожиданием поставки AOG-деталей. В целом же операторы Falcon 7X довольны своим самолетом. И это является хорошим основанием для предстоящего запуска программы Falcon 8X, запланированной на вторую половину этого года. Большая часть заказчиков бизнес-джетов 8X были эксплуатантами самолетов 7X. Новая модель, по сути, является итерацией предшественника, поэтому риски в процессе разработки были минимальными и особых проблем в период становления проекта быть не должно. Лояльность к бренду среди операторов Falcon 7X становится сильнее, чем когда-либо. Программы технического обслуживания FalconCare, Pratt & Whitney Canada ESP и Honeywell MSP позволили эксплуатантам с точностью прогнозировать операционные затраты. Самолеты Falcon всегда проектировались с особой страстью. И как отмечают операторы бизнес-джетов 7X, эта страсть отлично сочетается с повседневной практикой.

Поделиться: ato.ru

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;