Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Уильям Лир – человек, заглянувший в будущее
Уильям Лир – человек, заглянувший в будущее
Уильям Лир – человек, заглянувший в будущее
Фото: Bill Lear Sr,Charlie Gates 26 июня нынешнего года исполняется 110 лет со дня рождения Уильяма Лира (William Powell Lear) (1902-1978) – изобретателя и предпринимателя, именем которого названа одна из самых известных машин в истории деловой авиации. Кто он был – сумасшедший авантюрист, конструктор-самоучка, четырежды женатый плейбой, безрассудный игрок, талантливый менеджер, удачливый инвестор, дерзкий мечтатель, технический гений, эксцентрик, любивший своими поступками приводить окружающих в полное недоумение? Люди, лично знавшие Лира, свидетельствуют, что этот человек был одновременно всем из вышесказанного.

Судьба

Уильям Пауэлл Лир родился в городке Ганнибал, штат Миссури, в 1902 году. Будучи школьником и приписав себе год, пошел служить на военный флот США, где получил первые систематические технические знания. После увольнения поступил на свою первую и самую скромную из возможных должностей в авиации – стал разнорабочим почтового самолета. Свою первую радиолабораторию молодой изобретатель открыл в Чикаго в 1924 году. А самые серьезные открытия в области авиационной навигации последовали после того, как в 1931 году на деньги, вырученные от продажи прав на производство изобретенного им автомобильного приемника, купил свой собственный биплан и после двух с половиной часов полетов с инструктором самостоятельно поднял его в воздух. Удивительно, но изобретатель радиоприемника для автомобиля (1924), приемопередатчика (1935), авиационной курсовой системы (1946), автопилота (1949), новаторского реактивного самолета (1963), первой восьмидорожечной стереосистемы (1967), а также более полутора сотен других патентованных технических новинок, почетный доктор шести университетов был классическим самоучкой. Его формальное образование составило всего восемь классов школы. Не получив университетского диплома, Лир тем не менее принадлежал к резким критикам существующей системы образования. В частности, он неоднократно говорил, что существующая система подготовки инженерных кадров не учит использовать возможности человеческого подсознания. Лир также недолюбливал изобретателей, творящих только для того, чтобы изобретать. Сам он говорил, что для него в процессе изобретения всегда было важно сначала найти актуальную техническую проблему, а лишь только потом тратить силы и деньги на ее решение. Люди, лично знавшие Лира, говорили, что с ним было очень тяжело работать. Тем не менее «неутомимый Билл» обладал феноменальной способностью находить и удерживать около себя талантливых людей, часто превращая их жизнь в ад. Вероятно, не в последнюю очередь благодаря тому, что, часто повышая голос во время технических споров, Лир также признавал за своими конструкторами право вступать в острые словесные перепалки и даже кричать на своего упрямого босса.

Были и небылицы о «Короле Лире»

Популярные изобретения, финансовый успех, а в особенности эксцентричные поступки Лира быстро обратили нас себя внимание американской прессы, которая сразу окрестила Уильяма титулом «Король Лир», а также наградило такими трудносочетаемыми эпитетами, как злой, гениальный, неукротимый, вспыльчивый, диктатор, бешеный, непредсказуемый, добрый, динамичный, благородный, неистовый, изобретательный, смешной, дружелюбный, сумасшедший, знающий, абсурдный и беспокойный… Похоже, что все они были правдой. О «сумасшедшем Билле», например, писали, что однажды в конце Второй мировой войны он поднялся в воздух, чтобы провести очередные испытания своего автопилота L-5. В эту «воздушную прогулку» он решил взять свою жену и четырехлетнего сына Дэвида. Увлекшись отладкой изобретенной им авионики, Лир не заметил, как пересек границы зоны, контролируемой силами американский береговой охраны. На его перехват было выслано два истребителя. Не секунды не колеблясь, он усадил четырехлетнего малыша в свое кресло, приказал ему махать рукой пилотам истребителей, а сам, давясь от смеха, спрятался сзади. На авиационных заводах Лира, как и в казино Лас-Вегаса, запрещалось вешать часы. Вместо них в рабочих помещениях ставились раскладушки, на которых работающие круглосуточно Лир и его ближайшие помощники могли в случае необходимости вздремнуть 30-40 минут. Там же всегда устраивались бесплатные парикмахерские, где разрешалось стричься в рабочее время. Установивший такой порядок Лир говорил, что ввел его потому, что волосы у его сотрудников растут также в рабочие часы. Однажды инженеры посетовали своему боссу, что сборочные и наладочные работы в тесном фюзеляже небольших по размеру джетов идут медленно. Лир принял мгновенное решение – на работу была молниеносно принята и обучена смена, состоящая из карликов.

Learjet

В 1960 году Лир переезжает в Швейцарию, где неожиданно загорается новой идеей – создать небольшой частный реактивный самолет: быстрый, комфортабельный, безопасный, а главное – недорогой в эксплуатации и обслуживании. Инвесторы не верят новой затее Билла. Не обладая профессиональным опытом в самолетостроении, Лир вкладывает в создание новой машины все свое состояние. В случае успеха самолет Лира должен стать первым в истории, созданным одним человеком на собственные сбережения. И этот успех состоялся. В октябре 1963 года машина, названная Learjet, произвела свою первую серию испытательных полетов, превзойдя по скорости и высоте большую часть военных реактивных самолетов того времени. В июне 1964 года после 164 испытательных полетов Learjet был готов к государственной сертификации. Место в кабине пилота занял специальный летчик-испытатель Федерального бюро авиации (FAA) США. Он-то и допустил ошибку в манипуляции спойлером, что привело к аварии на взлете. Это был серьезный удар по проекту, однако «неутомимый Билл» не опустил руки, и через два месяца новый экземпляр Learjet прошел федеральную сертификацию. В первый же год серийного производства Лир продал своих новых реактивных машин для деловых путешествий, внешне скорее напоминавших ультрасовременные истребители, на 532 миллиона долларов.

Чистый автомобильный двигатель

В 1967 году, когда сказочно разбогатевший изобретатель и удачливый предприниматель мог бы уже почивать на лаврах и наслаждаться плодами своих былых трудов, Лир делает новый невероятный поворот в своей судьбе. За 28 миллионов долларов он продает свою компанию Lear Jet Industries и покупает военно-воздушную базу в штате Невада. Здесь в пустыне, вдалеке от суеты, Лир и его команда полностью посвящают себя созданию экологичного автомобильного двигателя будущего, который не будет загрязнять окружающую среду. На новый проект Билл тратит 17 миллионов своих собственных средств и в конце концов создает «чистый» двигатель, способный приводить в движение небольшой автобус. Однако техническая сложность нового устройства и дороговизна эксплуатации делают невыгодным его серийное производство.

Lear Fan

В конце 1970-х Лир опять возвращается к активным авиационным разработкам. В частности, к проектированию самолетов деловой авиации. Для этого он создает корпорацию, которую называет Lear Avia. Компания приступает к разработке принципиально нового джета под рабочим названием Lear Fan. Помимо прочих технических задач нефтяной кризис конца 1970-х ставит перед Лиром и его командой еще одну – новый джет должен быть сверхэкономичным. Lear Fan был построен, но увидеть эту красивую машину изобретателю было не суждено. В 1978 году он умер от острой лейкемии. Его тело было кремировано, а пепел развеян над Тихим океаном. *** Через руки Лира в течение его жизни проходили многие десятки миллионов долларов, которые страстный изобретатель смело направлял на перспективные технические разработки. После его смерти выяснилось, что на личных банковских счетах «Короля Лира» находится менее одного миллиона… Гениальный изобретатель, которого при жизни многие недоброжелатели вполне серьезно считали невменяемым, не стремился к накоплению богатств. Смысл своей жизни «неукротимый Билл» видел в решении технических проблем, которые постоянно встают перед беспокойным человечеством.

Поделиться: Алексей Марков
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /
  • Численность европейского парка бизнес-джетов сокращается, и такая тенденция сохранится в ближайшее время, считает консультант и отраслевой эксперт Байан Фоули. В качестве основных причин Фоули называет снижение темпов обновления авиапарка за счет новых самолетов
  • Первый в истории авиации одноместный самолет на солнечных батареях Solar Impulse завершил свой экспериментальный межконтинентальный перелет.
    Это был второй, завершающий этап полета: 5 июня Solar Impulse вылетел из аэропорта Барахас (Мадрид), пересек Гибралтарский пролив и через 19 часов успешно сел в аэропорту столицы Марокко.

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;