Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Все больше людей говорят: "Да, я летал на суперджете"
Все больше людей говорят: "Да, я летал на суперджете"
Все больше людей говорят: "Да, я летал на суперджете"
Вице-президент по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации - о будущем суперджета и о том, когда в воздухе появится аналог Формулы-1. Ольга Чебыкина: Светлана Брониславовна, добрый день. Светлана Крайчинская: Добрый день. ОЧ: Объединенная авиастроительная корпорация уже второй раз участвуетв WorldSkills Hi-Tech. В прошлом году были неплохие результаты, третье место, что говорит, видимо, о том, что для вас это стратегически важное направление. Почему еще в прошлом году, когда WorldSkills Hi-Tech проходил в экспериментальном формате, вы приняли решение участвовать? СК: В прошлом году мы решили поучаствовать в порядке эксперимента. Мы выбрали компетенции, которые показались нам наиболее интересными - фрезерные, токарные работы на станках с ЧПУ, инженерная графика. Нам было важно посмотреть на результаты и на саму систему соревнований. Неожиданно для нас мы заняли первое место в компетенции "Токарные работы", наш токарь победил, что нас порадовало. У нас были и отрицательные результаты, когда участники не смогли выполнить задание. Оказалось, что с такими задачами они на своей работе не сталкивались. Поэтому год назад мы приняли стратегическое решение: мы включаемся в систему мероприятий WorldSkills по самым разным направлениям, продолжаем участие в чемпионатах промышленности, организуем и проводим открытые корпоративные и отраслевые чемпионаты в таком же формате. И мы предлагаем предприятиям попробовать провести свои чемпионаты профессионального мастерства с использованием этой модели. В июне этого года мы провели первый корпоративный чемпионат. Он был открытым, мы пригласили для участия другие авиастроительные предприятия России. В частности, участвовал холдинг "Вертолеты России". Мы добавили количество компетенций и попробовали сделать новую компетенцию, которой не было на чемпионате промышленности - это производственная сборка изделий авиационной техники. Эта компетенция в первую очередь нужна нам и вертолетчикам, поскольку именно мы делаем готовое изделие. Мы считаем, что для нас она ключевая, потому что результат, продукт - самолет - зависит от способностей персонала, который занимается сборкой конечного продукта. В этом году мы провели отбор, и в Екатеринбург приехали победители корпоративного чемпионата, люди, которых мы уже видели в деле и понимаем их способности. Теперь их задача - сравнить себя с участниками, которые в этом году собрались на чемпионат. А поскольку конкуренция сейчас куда сильнее и многие компании уже привели отбор, то, соответственно, по результатам этого года мы будем думать, как нам развиваться дальше в этом направлении. ОЧ: Если переместить нашу беседу ближе к земле, то вот что происходит: одно дело обучить людей так, чтобы они потом были правильно адаптированы и максимально эффективным образом использованы на предприятиях. Другое дело - приманить людей, который получили профильное образование, и мотивировать их работать на предприятиях. За кадром мы с вами уже говорили о том, что во многих отраслях катастрофический кадровый голод. Ваша корпорация разрабатывает глобальную стратегию кадровой политики. Как вы боретесь за кадры? СК: Один из факторов, на который мы сделали ставку, это стабильность, второй фактор - перспектива. Предприятия загружены заказами, у нас есть понятные четкие планы в первом приближении до 2025 года - это госпрограмма развития авиационной промышленности и конкретные планы по производству авиационной техники, в количестве самолетов, которое мы произведем. Есть стратегия корпорации до 2035 года - это новые модели, новые разработки, новые самолеты, которые появятся в перспективе 20 лет. Когда мы приглашаем ребят на работу, мы показываем им не только сегодняшнюю ситуацию - мы говорим: "Ребята, у вас 20 лет, ваши планы впереди. Вам есть чем заняться". Особенность нашей отрасли, как и ряда других высокотехнологичных, заключается в том, что у нас достаточно длинный цикл создания продукта. От разработки самолета до его запуска в производство проходит несколько лет. Серийное производство самолета - это десятки лет. Эксплуатация самолета - 30-40 лет. Нам важно согласовать и состыковать жизненный цикл молодого специалиста с циклом жизни нашей техники. ОЧ: Объединенная авиастроительная корпорация разработала серию онлайн-игр по управлению авиационным предприятием. Говорит ли это о том, что в этой сфере тоже есть кризис кадров и вы пытаетесь сформировать резерв молодых людей, которые захотят быть не чиновниками и не менеджерами, а захотят прийти и управлять авиационными предприятиями? СК: Год назад мы разработали онлайн-игру "Управление авиационным предприятием", чтобы показать школьникам и студентам, с каким комплексом вопросов сталкивается авиастроение, занимаясь производством авиационной техники. Конечно, это упрощенный симулятор, он показывает только небольшой круг вопросов. Тем не менее, он дает представление в целом об отрасли. В игру мы заложили реальный сценарий. Эта игра связана с производством конкретных моделей самолетов, известных всем - Superjet 100, самолет Ан-148, отечественный самолет МС-21, который в перспективе ближайшего года должен выйти на отечественный рынок. Ребята, играя, получают представление о комплексе вопросов, немножечко узнают про саму технику, немножко понимают ситуацию на рынке и тем самым входят внутрь авиастроения. Мы провели такую игру во множестве регионов России, регулярно проводим ее на различных чемпионатах, и количество людей, которые сыграли в нее, приближается к десятку тысяч. Мы будем продолжать это делать, чтобы популяризировать представление об отрасли. ОЧ: Sukhoi Superjet - одна из громких российских премьер отечественного авиастроения. Планы по его выпуску были скорректированы в связи с ситуацией на внутреннем российском рынке. Как обстоит дело с зарубежными контактами? Есть ли подтвержденные долгосрочные планы заграничных поставок? СК: Я уже года четыре на каждом мероприятии, на которым рассказываю про авиастроение и кадровые вопросы, провожу такой экспресс- опрос: я задаю людям, сидящим в зале, вопрос, кто в течение последнего года летал на самолете отечественного производства. Несколько лет назад в зале была тишина. Сейчас все больше и больше людей поднимают руки и говорят: да, я летал на суперджете. Это означает, что понимание того, что есть отечественные продукты, доверие к отечественным продуктам на уровне массового сознания растет. Sukhoi Superjet - это первый самолет, сделанный в постсоветское время. Это современный самолет с большим количеством технических решений, которых не было в предыдущих поколениях самолетов. И это самолет перспективный, поскольку у него есть большие планы по модификации, по модернизации, по созданию бизнес-версии. Он уже летает за рубежом, в компании Interjet. Есть целый ряд направлений потенциальных продаж этого самолета. Думаю, что в ближайшее время он начнет летать по миру. Я не могу, к сожалению, озвучивать коммерческие планы, это дело компании. Но я хочу сказать, что в сознании потребителей этот самолет есть. В ближайшее время планируется выход на рынок еще одного отечественного самолета. Сейчас он называется МС-21, в эксплуатации ему будет присвоено другое имя. Это самолет, который создает корпорация "Иркут". Он еще более современный, с большим количеством новых решений. Перспективы отечественного гражданского рынка очень заманчивые. ОЧ: Я, готовясь к интервью, изучала на сайте "Сколково" карту будущих профессий и перспективных отраслей. Это изучение поглотило меня на несколько часов, потому что интересно представить, как трансформируется мир уже в ближайшее время. Большой раздел там занимает авиация - беспилотные аппараты и прочее. Насколько мы конкурентоспособны в этой отрасли, например, в производстве дронов? СК: У нас есть как минимум два направления развития новых профессий. Первое вырастает внутри корпорации, оно связано с практикой, которая уже существует в корпорации. В частности, это производство из композиционных материалов. Мы уже делаем часть элементов самолета из композитов. У нас создано предприятие " композит", у него два филиала, в Ульяновске и в Казани. Это современнейшее производство, которое изготавливает детали самолета из композиционных материалов. В связи с этим появился целый ряд профессий, которых раньше не было. Это и сборщик изделий из полимерных композиционных материалов, и технолог, и конструктор - профессионалы, которые должны уметь конструировать из нового вида материала, разрабатывать технологии производства, производить. Уже в следующем году мы планируем разработку профессиональных стандартов по этой группе специальностей. Второе направление - перспективное. Оно возникает на стыке между корпорацией и образовательным учреждением, где растет новое поколение будущих профессионалов. Например, направление беспилотников. Не секрет, что практически во всех технических вузах есть кружки и секции по авиамоделированию, где ребята реально занимаются разработкой беспилотников - разных конструкций, с разными техническими свойствами, с разным назначением. Мы договорились с группой наших авиационных технических вузов - лидером выступил технический университет Нижнего Новгорода, - и со следующего года мы будем проводить регулярные конкурсы среди студенческих команд по беспилотникам. Это аналог Формулы-1, но в воздухе и про беспилотники. Буквально вчера мы договорились с ассоциацией беспилотных летательных аппаратов, что они подключатся к проекту. Мы совместными усилиями обсудим задачи - то есть какие беспилотники с какими функциями нужны, требования к соревнованиям, поскольку это тоже определенный вид спорта. И будем проводить такие соревнования совместно с ассоциацией. Это означает, что вырастает новая профессиональная группа: конструкторы, пилоты беспилотных летательных аппаратов, те, кто будет обеспечивать их эксплуатацию - целое профессиональное направление. Оно пока растет, и мы считаем, что заниматься им нужно в первую очередь в учебных заведениях. Если через какое-то время появится такое направление бизнеса, то у нас уже будут готовые кадры, которые смогут вести и обеспечивать этот бизнес.

Досье

Светлана Крайчинская, вице-президент по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации. Родилась в 1964 году на Украине. Окончила Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, кандидат психологических наук. Прошла магистерскую программу по специальности "Банковское дело" в университете г. Боулдер, Колорадо, США. Работала психологом на заводе "Арсенал", директором по управлению человеческими ресурсами в "Оборонпроме". С 2014 года - вице-президент по персоналу в Объединенной авиастроительной корпорации. В 2015 году вошла в состав правления ПАО "ОАК". Объединенная авиастроительная корпорация - российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России. 90,3% акций принадлежат государству, 5,6% - Внешэкономбанку, 4,1% - частным акционерам. Задача холдинга - сохранить за Россией роль третьего в мире производителя самолетов и увеличить за 10 лет совокупную выручку предприятий, которые войдут в состав компании, с $2,5 млрд до $7-8 млрд.

Поделиться: http://malina.am/ Ольга Чебыкина
  • Kомпания Rockwell Collins, ведущий поставщик авионики и провайдер информационных услуг, рассматривает возможные стратегии, партнеров и необходимые приобретения других фирм, чтобы сохранить за собой доминирующую роль на рынке
  • Завершение сертификации новых самолетов CS100 и CS300 авиапроизводителя Bombardier профинансирует правительство провинции Квебек. Согласно заявлению компании, местное Министерство экономики согласилось приобрести 49,5% акций

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;