Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Вторичный рынок бизнес-джетов
Вторичный рынок бизнес-джетов

JETS.ru представляет сокращенную версию обзора вторичного рынка бизнес-джетов, подготовленного специально для вышедшего в марте третьего номера журнала «TopFlight».

Дилеры радостно потирают руки – цены на бизнес-джеты с налетом держатся на очень высоком уровне, и продолжают расти. Покупатели же готовы выкладывать круглые суммы за наиболее популярные и востребованные модели, которые все реже появляются в продаже. Благоприятные времена Анализ данных по объему продаж, активности покупателей и средним розничным ценам в 2007 г. позволяет сделать вывод, что в настоящее время рынок находится на подъеме, достигая рекордных за последние несколько лет (если не за всю историю) показателей. Что же приводит к такой ситуации? Здесь следует выделить несколько причин. Во-первых, это группа факторов, оказывающая положительное влияние на бизнес-авиацию в целом: Нарастание процессов глобализации и интеграции бизнеса, перенесение ряда производств из развитых в развивающиеся страны. В целом благоприятная экономическая ситуация в мире, рост ВВП и общий экономический подъем, подкрепляемый высокими ценами на энергоресурсы и подъемом нефтегазовой отрасли. Снижение курса доллара США – поскольку абсолютное большинство производителей по традиции устанавливает цены в долларах, и сделки по купле-продаже на вторичном рынке также совершаются в валюте США, то инвестиции в долларах становятся весьма привлекательными, особенно для покупателей из других стран. Кроме того, на успехи собственно вторичного рынка влияет тот ажиотажный спрос на деловые самолеты, который стимулируется уже перечисленными факторами. Огромные очереди на поставку практически всех типов и классов бизнес-самолетов, в среднем достигающие отметки в два, а в максимуме переваливающие и за три года, безусловно, делают гораздо более привлекательной покупку на вторичном рынке, где очередей по определению не существует. Возможно, положительное воздействие на успехи вторичного рынка также оказывает продвижение производителями бизнес-джетов программ «трейд-ин» и совершенствование сети технического обслуживания.

Рекордные цены

Для вторичного рынка бизнес-джетов в той же мере характерна цикличность развития, как и для экономики в целом. Периоды подъема и спада сменяют друг друга. Этот процесс хорошо иллюстрирует график А, который представляет конъюнктуру среднегодовых рыночных цен по четырем основным классам бизнес-джетов, согласно данным независимого источника – Aircraft Bluebook Price Digest. За исходную точку отсчета был взят 2000-й год, как самый близкий к предыдущему пику подъема отрасли, соответственно, в фокусе оказались самолеты того же года выпуска. Как видим, период общего спада в деловой авиации практически полностью совпадает с ценовым минимумом на все классы. Такое падение цен вызвано, с одной стороны, снижением спроса, а с другой, увеличением количества воздушных судов, выставленных на продажу. Наиболее заметный спад отмечается в стоимости дальнемагистральных и больших бизнес-джетов – что вполне понятно, ведь эти машины лидируют как по стоимости, так и по уровню эксплуатационных и операционных расходов. В неблагоприятные времена это оказывается весьма существенным для корпоративных бюджетов.

С 2004 года намечается стабилизация и улучшение ситуации, а далее прослеживается четкая положительная динамика. В итоге к третьему кварталу 2007 г. средние цены семилетних машин приближаются к их начальной стоимости. Лидерами здесь вновь оказываются классы больших и дальнемагистральных бизнес-джетов, средняя стоимость которых на вторичном рынке всего на 0,7—1,5% отличается от их стоимости в год выпуска. Это усредненные показатели, однако, они с определенной степенью достоверности иллюстрируют динамику рынка.

Фаворитами вторичного рынка в верхнем сегменте бизнес-джетов по итогам 2007 г. стали дальнемагистральные Gulfstream V и Global Express, цена на которые в среднем превышает 40 млн. долларов США, стоимость же G550 c более поздними годами выпуска оказывается существенно выше, чем нового самолета той же модели – до 58 млн. против 47,5 (по данным Aircraft Bluebook Price Digest). Высокая цена держится и на представителей большого класса – Gulfstream IV и IV-SP (30,5 млн. за шестилетнюю машину), Challenger 604 (в среднем, 23 млн.).

Лидером в среднем сегменте является Challenger 300 – относительно новая модель Bombardier – единственный самолет этой модели, появившийся на открытом рынке в 2007 г. был оценен в более чем 24 млн. долларов. Заводская стоимость Challenger 300 – 19,98 млн. В классе легких бизнес-джетов высшую планку держат два представителя семейства Cessna Citation – CJ2 и CJ3, средние цены на которые поднялись в конце 2007 до 4,7 и 6,5 млн. долларов соответственно. Эти цифры также существенно превышают среднюю заводскую стоимость данных самолетов.

Спрос и предложение

Откуда же берутся столь высокие цены, позволяющие авиационным дилерам получать немалые прибыли? Наиболее важные факторы роста на текущий момент – это, с одной стороны, активность покупателей, а с другой – количество выставленных на продажу самолетов, то есть банальное соответствие спроса и предложения. График Б наглядно иллюстрирует сложившуюся на современном рынке ситуацию, когда спрос растет, и соответственно увеличивается число сделок, количество же самолетов в продаже существенно уменьшается. Так, объем выставленных на продажу машин в процентном отношении к активному парку бизнес-джетов, по данным JetNet, снизился с 17,1% в 2001 до 11,3% на середину 2007. Свою лепту в повышение спроса вносят и длительные очереди на поставку новых самолетов – самые популярные и востребованные модели с налетом становятся редкостью, а цена на них стремительно поднимается вверх.

Тонкий баланс

Вполне логично задаться вопросом, насколько высоко могут подниматься цены на вторичном авиационном рынке, и как долго может сохраниться существующая тенденция роста? Аналитики издания Air International News по итогам проведенного в конце прошлого года исследования, все же склонны считать, что в настоящее время цены либо уже достигли пика, либо очень близки к нему. Во всяком случае, рассчитывать на дальнейший значительный рост, по крайней мере, в сегменте больших и дальнемагистральных бизнес-джетов, вряд ли стоит. Спрогнозировать же с определенной степенью вероятности, как долго цены на вторичном рынке смогут продержаться на высоком уровне, достаточно сложно.

Оценивая общую экономическую ситуацию, легко обнаружить предпосылки как для сохранения высоких цен, так и для их снижения. С одной стороны, слабость доллара и трудности в экономике США могут способствовать некоторому снижению спроса и увеличению количества бизнес-джетов, выставленных на продажу. А с другой – бум отрасли в целом, все тот же слабый доллар и высокие цены на нефть «разогревают» новые рынки – России, Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и Индии. Прибавьте сюда Европу – и вот, компенсация возможного небольшого снижения спроса в США обеспечена с лихвой. Таким образом, понижающие и повышающие факторы находятся едва ли не в равновесии, и показать, в какую сторону двинется рынок, сможет только время. Одно можно сказать с уверенностью – для его значительного ослабления в ближайшей перспективе видимых оснований нет.

Все права на данную публикацию принадлежат порталу JETS.ru. Любое использование, цитирование или перепечатка возможны только с письменного разрешения редакции


Поделиться: http://jets.ru Алексей Королев
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;