Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Дмитрий Хайтовский об одной из самых больших бед отечественной авиации и совсем скромно о не совсем скромном вкладе «Аэрограда Коломна» в ее решение. В конце ноября в крупнейшем подмосковном аэроклубе «Аэроград Коломна» началось обучение первой группы пилотов-любителей на самолете Cessna. Специально для студентов летной школы в Коломну прилетела Cessna 172SP с маркировкой S. На сегодняшний день это единственная в Подмосковье машина, сертифицированная именно для обучения новичков. О том, как помогать людям осуществлять мечту, параллельно делая неплохой бизнес и решая задачу едва ли не государственного масштаба, мы беседуем с заместителем директора «Аэрограда» Дмитрием ХАЙТОВСКИМ. - Дмитрий, давайте с самого начала. Лётная школа «Аэрограда» - что это и зачем? Насколько я знаю, в качестве парашютного клуба «Аэроград Коломна» существует уже более 12 лет, и довольно неплохо, надо сказать, существует. 13 с лишним тысяч постоянных членов клуба, в сезон до 1,5 тыс. прыжков с парашютом в день, международные рекорды и соревнования высочайшего класса. Зачем вам понадобилось еще и летать учить? - Все очень просто. В один прекрасный день мы поняли, что имея такие просторы и такую материально-техническую базу неразумно заниматься только парашютными прыжками. Тем более, чего греха таить, парашютный спорт – штука довольно сезонная, и если рассматривать его как бизнес желательно иметь что-то подкрепляющее. А раз так, то решено было провести этакую, как говорили в одно время, диверсификацию бизнеса: если у нас есть все, что нужно, включая уникальные человеческие ресурсы, то нужно этим пользоваться. Так родилась идея Авиационного Учебного центра, и вот уже два года мы выпускаем пилотов-любителей гражданской авиации. - Но группа курсантов, которая приступила к обучению в конце ноября, насколько я знаю, для вас особенная. С чем это связано? - Да, действительно, это первая группа, которая будет обучаться полетам на «Цессне». Специально для этого был приобретен самолет марки 172SP S. Конкретно эта машина с очень маленьким налетом и, по заверению нашего дилера, одна из самых «свежих» в московском регионе. Более того, это единственная в России модель, разрешенная для первоначального летного обучения. В отличие от стандартной она имеет так называемую «стеклянную кабину» с жидкокристаллическим дисплеем вместо «будильников», как называют летчики стрелочные приборы. - В семействе «Аэрограда» эта «Цессна» будет единственной? - Весной ожидаем еще два таких же самолета. И в будущем целиком ориентируемся именно на этот тип, так как только модификация S сертифицирована для обучения. - Но почему именно «Цессна»? - Потому что это своего рода школьная парта. И самый популярный самолет в мире к тому же. Есть, конечно, и другие – Даймонды, Пайперы, например. Но с «Цесной» разве что «Пайпер» может поспорить по популярности, да и тот проиграет, потому что она все же более распространена в мире. Кроме того, она дальше ушла в техническом плане, хотя история у них примерно одинаковая, где-то с 30-х гг. прошлого века. Cessna 172SP S оснащена автопилотом, то есть это абсолютно полноценный самолет, на котором можно и учиться, и по маршруту летать, и даже парашютные прыжки совершать, если возникнет такая необходимость. - ОК, с самолетом разобрались. Но для полноценного обучения одного самолета все-таки мало, нужно много чего еще… - Разумеется, задолго до того, как минули клич о наборе группы, была проделана огромная работа. Подготовили учебники, есть целый набор переводных книг, конспектов. Связались с фирмой «Джет трансфер» - они переводили руководство по летной эксплуатации самолета и руководство по эксплуатации стеклянного комплекса «Гармин» - того самого, с ж/к дисплеем. Соответственно, именно эта компания обладает авторскими правами на переводы. Так вот, они любезно разрешили нам пользоваться своими изданиями. - Дмитрий, давайте с самого начала. Лётная школа «Аэрограда» - что это и зачем? Насколько я знаю, в качестве парашютного клуба «Аэроград Коломна» существует уже более 12 лет, и довольно неплохо, надо сказать, существует. 13 с лишним тысяч постоянных членов клуба, в сезон до 1,5 тыс. прыжков с парашютом в день, международные рекорды и соревнования высочайшего класса. Зачем вам понадобилось еще и летать учить? - Все очень просто. В один прекрасный день мы поняли, что имея такие просторы и такую материально-техническую базу неразумно заниматься только парашютными прыжками. Тем более, чего греха таить, парашютный спорт – штука довольно сезонная, и если рассматривать его как бизнес желательно иметь что-то подкрепляющее. А раз так, то решено было провести этакую, как говорили в одно время, диверсификацию бизнеса: если у нас есть все, что нужно, включая уникальные человеческие ресурсы, то нужно этим пользоваться. Так родилась идея Авиационного Учебного центра, и вот уже два года мы выпускаем пилотов-любителей гражданской авиации. - Но группа курсантов, которая приступила к обучению в конце ноября, насколько я знаю, для вас особенная. С чем это связано? - Да, действительно, это первая группа, которая будет обучаться полетам на «Цессне». Специально для этого был приобретен самолет марки 172SP S. Конкретно эта машина с очень маленьким налетом и, по заверению нашего дилера, одна из самых «свежих» в московском регионе. Более того, это единственная в России модель, разрешенная для первоначального летного обучения. В отличие от стандартной она имеет так называемую «стеклянную кабину» с жидкокристаллическим дисплеем вместо «будильников», как называют летчики стрелочные приборы.


Фото: Cessna 172SP S – единственная модель легендарного американского самолета, на которой в соответствии с российским законодательством могут обучаться новички. - В семействе «Аэрограда» эта «Цессна» будет единственной? - Весной ожидаем еще два таких же самолета. И в будущем целиком ориентируемся именно на этот тип, так как только модификация S сертифицирована для обучения. - Но почему именно «Цессна»? - Потому что это своего рода школьная парта. И самый популярный самолет в мире к тому же. Есть, конечно, и другие – Даймонды, Пайперы, например. Но с «Цесной» разве что «Пайпер» может поспорить по популярности, да и тот проиграет, потому что она все же более распространена в мире. Кроме того, она дальше ушла в техническом плане, хотя история у них примерно одинаковая, где-то с 30-х гг. прошлого века. Cessna 172SP S оснащена автопилотом, то есть это абсолютно полноценный самолет, на котором можно и учиться, и по маршруту летать, и даже парашютные прыжки совершать, если возникнет такая необходимость. - ОК, с самолетом разобрались. Но для полноценного обучения одного самолета все-таки мало, нужно много чего еще… - Разумеется, задолго до того, как минули клич о наборе группы, была проделана огромная работа. Подготовили учебники, есть целый набор переводных книг, конспектов. Связались с фирмой «Джет трансфер» - они переводили руководство по летной эксплуатации самолета и руководство по эксплуатации стеклянного комплекса «Гармин» - того самого, с ж/к дисплеем. Соответственно, именно эта компания обладает авторскими правами на переводы. Так вот, они любезно разрешили нам пользоваться своими изданиями.


Фото: Та самая стеклянная кабина (Glass Cockpit) с новейшим комплексом Garmin G1000, состоящим из двух больших дисплеев, на которые выводится вся информация о полете. Комплекс оборудован автопилотом, способным управлять самолетом от момента набора высоты до этапа снижения и захода на посадку. - То есть никакого самиздата, никаких «авторских программ»...? - Абсолютно! Весь преподавательский и инструкторский состав подбирался с учетом жесточайших критериев, ведь не секрет, что человек может первоклассно летать, но при этом совсем не уметь учить. Поэтому все наши пилоты-инструкторы, штурманы и др. – это не просто очень опытные и именитые люди. Все они имеют стопроцентный набор документов, который позволяет им именно преподавать. Например, курс практической аэродинамики сегодня (с Дмитрием Хайтовским мы беседовали в самый первый день занятий новой группы) читает Александр Сергеевич Тимохин – в свое время очень известный летчик, государственный чиновник, очень долго работавший в Росавивации. Сейчас он на пенсии, но с удовольствием отдает свои знания, опыт и секреты мастерства новому поколению. - А сами курсанты: кто они? И на что они могут рассчитывать после окончания курса? - Процентов восемьдесят звонящих нам – люди, которые хотели бы научиться летать с нуля, но под корочкой у них живет мысль сделать полеты своей профессией. То есть для подавляющего числа курсантов обучение на пилота-любителя – это лишь первый шаг к большой цели. Но нужно очень хорошо отдавать себе отчет, что в наших условиях достижение этой цели – дело невероятно сложное, трудоемкое и, говоря откровенно, дорогостоящее. Понимая это, мы стараемся дать людям некий комплекс услуг. Не просто заявляем: «Хотите летать? Приходите к нам!», а пытаемся сделать процесс чуть более доступным, ну или хотя бы не таким болезненным для кошелька. Ни в коем случае не хочу утверждать, что мы одни такие «правильные», но нам действительно кажется, что это важно. Все, наверное, уже слышали, что в России сейчас страшный дефицит пилотов. Одному только «Аэрофлоту» нужно в год порядка 160 новых специалистов. Но иностранцев по закону брать на работу нельзя, а Сасовское летное училище – оно у нас, по сути, единственное осталось – такого количества обеспечить не может. Точнее, для одного «Аэрофлота», наверное, может, но есть же еще десятки других авиакомпаний… Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны люди, которые мечтают летать, с другой авиакомпании, где некому работать. И если мы, стоя где-то посередине, попытаемся в меру своих возможностей этот дисбаланс немножко выправить, кому станет хуже? - Можно чуть подробнее про доступность и безболезненность для кошелька? - Понимая, что платят люди из собственного кармана, мы предлагаем разные варианты. Например, при оплате всего курса сразу (на пилота-любителя нужно налетать минимум 42 часа) резко снижается стоимость летного часа. Экономия получается в районе 100 тыс. рублей. Буквально на днях заключаем соглашение с одним из банков о предоставлении кредитов. Причем это будет не простой потребительский кредит, а целевой кредит на летное обучение с отсрочкой платежа и очень хорошим процентом. Благодаря этому человек может летать хоть каждый день, не урезая кардинально своих расходов, при этом каждый летный час будет обходиться ему на 2 тыс. дешевле. То есть мы не только учим, но и помогаем людям сделать обучение возможным. -Отлично, человек отучился, получил сертификат «пилот-любитель». Но он же все равно не сможет прийти с ним в отдел кадров авиакомпании и устроиться на работу? - Действительно, сертификат пилота-любителя дает право летать в качестве пилота-любителя, и не более того. Но при любом развитии дальнейших событий это первый шаг для человека, решившего сделать полеты своей профессией, без него все равно никак. Современные Федеральные Авиационные Правила предполагают, что при наличии высшего технического образования и суммарном налете 200 часов (включая 42 часа первоначальной программы) пилот-любитель может получить коммерческое пилотское удостоверение, которое в перспективе позволит ему работать. Мы в «Аэрограде» по программе «пилот коммерческой авиации» учить – пока – не имеем права, но работаем в тесном контакте с Сасовским летным училищем гражданской авиации. Ну, а дальше, как я уже говорил, в России имеет место страшный дефицит пилотов, поэтому без работы точно никто не останется.



Поделиться: Елена Леликова
  • Один год и 40 млн гривен понадобится аэропорту "Киев" (Жуляны) для того, чтобы обойти Борисполь в борьбе за сектор бизнес-авиации. Что думают об Украине мировые операторы бизнес-джетов
  • Председатель правления Avia Solutions Group Гядиминас Жемялис рассказал "АвиаПорту" о планах компании на следующий год, о предварительных результатах 2012 года и о новых стартапах компании

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;