Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой
Вторая мировая война стала трагедией миллионов мирных людей. Женщины наравне с мужчинами добровольно шли на фронт и выполняли традиционно мужскую работу в тылу. Только в Советском Союзе 800 тысяч женщин служили в разных родах войск. В авиации из-за острой нехватки боевых пилотов женщины получили беспрецедентную возможность продемонстрировать свою компетентность и патриотизм. Однако у каждой воюющей страны была своя специфика службы женщин в рядах военно-воздушных сил.

Советский Союз

Особенно драматическую и значительную роль в военной авиации во время Второй мировой войны сыграли женщины, воевавшие в Военно-воздушных силах Красной Армии Советского Союза. Огромные потери, понесенные в 1941 году, вынудили правительство объявить о мобилизации женщин без детей, не занятых на других работах, в помощь фронту. Надо сказать, что Советский Союз был первой страной в мире, где женщинам-пилотам было позволено принимать участие в военных действиях и решать боевые задачи. Еще до войны многие девушки занимались в аэроклубах Осоавиахима, и к моменту начала войны среди них уже было много профессионалов своего дела. Тысячи женщин были военными авиаторами: летчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и т.д. Кроме того, само присутствие женщин на войне поднимало морально-боевой дух мужчин, побуждало их на подвиг. Были сформированы целые авиаполки, бомбардировочные и истребительные, состоявшие исключительно из женщин-пилотов. Один из таких женских авиаполков, 46-й гвардейский бомбардировочный полк, совершил в общей сложности 24 000 боевых вылетов, то есть порядка 800 было на счету каждой летчицы. Осенью 1941 года по инициативе Марины Расковой - летчицы, одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, - была сформирована авиагруппа из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного. Более всего противнику внушали страх девушки-пилоты из 588-го полка, за что были прозваны «ночными ведьмами». В 1942 году летчица 586-го истребительного авиаполка Валерия Хомякова сбила немецкий бомбардировщик Ju-88 (знаменитый «юнкерс») в ночном бою над городом. Вот что пишет о своей боевой подруге в книге «Записки летчицы У-2» пилот Ирина Дрягина: «Валерию Хомякову в числе первых зачислили в истребительный полк и назначили заместителем командира 2-й эскадрильи. Все летчики этого полка были женщины. Полк, первым из “части 122” М. Расковой, приступил к боевой работе. Летчицы днем и ночью на “Яках” отражали налеты вражеской авиации, вели разведку войск противника, сопровождали особо важные транспортные грузы, защищали единственный железнодорожный мост через Волгу». Помощь фронту стала основным стимулом жизни людей, не участвующих непосредственно в боевых действиях. «12 декабря 1942 года газета «Правда» опубликовала телеграмму: колхозники Саратовской области собрали из личных сбережений 7 млрд 41 млн рублей на строительство боевых самолетов в подарок войскам Сталинградского фронта. Этот порыв был поддержан всей страной! Даже другими странами. Так, женщины Монголии в подарок летчицам 586-го истребительного полка купили самолеты Як-1, на которых летчицы Демченко и Кузнецова в боях за Сталинград совершили 934 вылета, сбили семь Ю-88 и три ФВ-190», - вспоминает в своей книге летчица Ирина Дрягина. На счету пилота Лилии Литвяк из того же 586-го полка - 12 немецких самолетов. Летчик сбитого ею «Мессера», плененный немецкий барон, полковник из отборной эскадры «Рихтгофен», награжденный тремя Железными крестами, просил показать ему своего победителя. Узнав, что его сбила русская девушка, он был потрясен и предсказал ей как летчице большое будущее. Так бы оно и случилось, если бы не война… Многие советские женщины-пилоты погибли, еще больше получили серьезные ранения. Однако высокое чувство личной ответственности за выполнение воинского долга, чувство готовности к самопожертвованию и уверенности в полной победе над врагом помогло нашим женщинам преодолеть все грубое и страшное, что принесла им война, и выйти победителями.

Германия

В Германии, несмотря на то что женские вспомогательные службы были широко распространены в разных родах войск (в Люфтваффе, например, была вспомогательная служба связи), женщины в качестве пилотов на фронте не использовались, за редким исключением. Отчасти это объясняется тем, что при подготовке блицкрига высшее руководство Германии не сомневалось, что вторжение будет непродолжительным и победоносным. Отчасти - позицией Гитлера в отношении роли женщины в германском обществе, которая должна была ограничиваться поддержанием домашнего хозяйства и уходом за мужем и детьми. Однако были и исключения. Милитта Шенк фон Штауфенберг – одна из немногих лётчиц Третьего рейха. Фанатичная нацистка еврейского происхождения (что само по себе парадоксально), она лично принимала участие в воздушных боях над оккупированной Европой, причем самостоятельно, не получая на то разрешений. Графиня фон Штауфенберг до войны работала в немецком Институте авиационного тестирования (Deutsche Versuchsanstalt f?r Luftfahrt). Она стала единственной женщиной в Германии, получившей экспериментальную лицензию на пилотирование всех классов воздушных судов и высший пилотаж. В начале Второй Мировой войны ее направляют работать летчиком-испытателем в Люфтваффе. Она совершает более 2500 испытательных вылетов на пикирующих бомбардировщиках Ju 87 и Ju 88. Впрочем, Гитлер к ее деятельности относился довольно скептично. Однако в силу того, что ее работа имела важное значение для Германии, ей был выдан документ, в котором она приравнивалась к лицам арийской расы, что помогло ей и частично ее семье избежать концлагеря. Графиня фон Штауфенберг была сбита американским истребителем в последние дни войны. И если отбросить идеологический фанатизм, то нельзя не признать графиню фон Штауфенберг выдающимся пилотом времен Второй мировой войны. На этом список женщин-пилотов Германии не заканчивается. Наиболее известные среди них – Беате Узе, Ханна Райч, Лизель Бах, Элли Бейнхорн. Женщины служили также в транспортной и штурмовой авиации. О женщинах-авиаторах США и Великобритании во время Второй мировой читайте так же на нашем портале. Статья о женщинах пилотах на протяжении истории авиации на нашем портале.

Поделиться: Татьяна Королева
  • Пулково – единственный аэропорт гражданской авиации, обслуживающий жителей города Санкт-Петербург и Ленинградской области. Практически весь аэропорт с прилегающей инфраструктурой находится на территории, принадлежащей городу
  • В авиатранспортной отрасли сложился свой собственный эквивалент "экономики просачивающегося богатства": чем толще портфели заказов самолетостроителей Airbus и Boeing, тем вольготнее живется лизинговым компаниям и брокерам, специализирующимся на перепродаже

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;