Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой (продолжение)
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой (продолжение)
Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой (продолжение)
Вторая мировая война стала примером сплоченности наций перед всеобщей угрозой фашизма. Война заставляла даже несовершеннолетних детей и подростков, преодолевая страх и опасности, бороться с врагом. Женщины наравне с мужчинами воевали в разных родах войск. В первой части этой статьи мы рассказали о женщинах-летчицах, принимавших участие в боевых действиях в ВВС со стороны СССР и Германии – основных противников во Второй мировой войне. Также небольшой экскурс в военное время был дан в статье «Ну а девушки?». О том, как сражались женщины в других странах-союзниках по антигитлеровской коалиции, читайте в продолжении статьи «Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой».

Великобритания

Еще до начала войны Министерство авиации Великобритании признало смысл участия уже обученных женщин-пилотов во вспомогательных службах. Таким образом, когда началась война, в течение нескольких недель женщины пополнили ряды вспомогательных транспортных служб, роль которых заключалась в переброске военных самолетов с заводов на военные базы. Вспомогательная служба ВВС Великобритании (Air Transport Auxiliary, ATA) насчитывала более 3500 человек, из них около 640 летчиков. ATA была признана важнейшим и незаменимым компонентом общих усилий в стремлении к победе. Женщины-пилоты составили в среднем 16% в этой организации. Хотя первоначально только высококвалифицированные и опытные пилоты принимались в ATA, к 1943 году нехватка рабочей силы была настолько велика, что ATA инициировала обучение для женщин наравне с мужчинами. Между тем женщины-пилоты, уже работающие в ATA, были подготовлены к полетам на всех типах воздушных судов. По мере увеличения количества различных типов самолетов выросло и число женщин, присоединившихся к программе, – не только из Англии, но и из стран Содружества, из Польши, Чили и США. Женщинам ATA приходилось преодолевать множество трудностей и опасностей, связанных с транспортировкой военных самолетов, тем не менее аварийность среди них не превышала таковую среди мужчин, что вызывало уважение как у соотечественников, так и у высшего военного руководства. К концу Второй мировой войны женщины освоили все виды воздушных судов, от легких учебно-тренировочных и связных самолетов до истребителей, таких как Spitfire и Mustang, и бомбардировщиков. В последние месяцы войны женщины-пилоты ATA летали даже на первых реактивных самолетах Королевских военно-воздушных сил и назначались на командные должности, а также служили в качестве инструкторов наравне с мужчинами.

США

На другой стороне Атлантики женщины в качестве пилотов стали привлекаться гораздо позднее. Еще в июле 1941 года главнокомандующий ВВС США генерал Генри Арнольд выступал категорически против участия женщин-пилотов в боевых действиях. Однако после вступления США в войну только для переброски войск понадобилось летчиков больше, чем было во всей армии ВВС США. Чтобы решить эту проблему, было получено разрешение Конгресса на работу гражданских пилотов, признанных непригодными для службы в ВВС США по возрасту или состоянию здоровья. Специальному подразделению по стратегической переброске войск (Ferrying Division, FERD) было предложено привлекать квалифицированных женщин-пилотов. При поддержке первой леди Элеоноры Рузвельт, которая назвала их «оружием, ожидающим применения», пилот-рекордсмен Жаклин Кокран пыталась использовать свое влияние в Белом доме для формирования женской эскадрильи, но ее попытка провалилась, и она вместе с группой женщин-пилотов с разрешения генерала Арнольда присоединилась к британской ATA, чтобы перенять их опыт. Генерал Арнольд дал ей обещание, что никаких решений относительно женщин, служащих в американских военно-воздушных силах, не будет принято, пока она не вернется. Однако в сентябре 1942 года нехватка рабочей силы стала настолько острой, что Арнольд одобрил пересмотренное предложение в отношении занятости женщин-пилотов, хотя и не на полностью равноправной основе. Это предложение предусматривало создание единственной экспериментальной женской вспомогательной эскадрильи для стратегической переброски войск (WAFS) под командованием летчицы Нэнси Лав. В эскадрилью принимали только женщин с налетом минимум 500 летных часов на самолетах мощностью 200 л.с. Всего 28 женщин, имевших в среднем 1000 часов налета, были приведены к присяге. Когда весть о создании женской эскадрильи достигла Жаклин Кокран, она вылетела в Вашингтон к Арнольду. В результате ее переговоров с главнокомандующим был создан Женский отряд летной подготовки (WFTD), командиром которого и стала Кокран. Целью этой программы было обучение женщин-пилотов и доведение их квалификации до стандартов Вооруженных сил США, чтобы использовать их без участия в военных действиях. Это позволило бы освободить мужчин-пилотов для фронта. В конце концов, весь учебный центр Avenger Field в штате Техас был передан в распоряжение WFTD. В общей сложности 1830 женщин вошли в программу, и 1074 из них успешно прошли обучение и позднее служили не только в FERD, но и выполняли различные другие задачи. В августе 1943 года WAFS и WFTD слились в единую организацию – Службу женщин-пилотов ВВС США (WASP) под командованием Жаклин Кокран. Нэнси Лав заняла пост командующего транспортным подразделением. Почти сразу Кокран начала настаивать на милитаризации своей новой организации, то есть на использовании ее в военных целях – это обеспечило бы женщинам WASP статус ветеранов войны с соответствующими преференциями. Так как для этого требовалось одобрение Конгресса, законопроект был введен в Белый дом в конце 1943 года. Однако в июне 1944 года законопроект о милитаризации WASP не прошел в Палате представителей. Через шесть недель после этого Кокран опубликовала доклад, в котором настаивала на том, что без милитаризации организация должна быть упразднена. Пресс-релиз Кокран был истолкован как ультиматум, и штаб ВВС принял решение о прекращении деятельности WASP. Лишь в ноябре 1977 года пилоты WASP получили признание и статус ветеранов войны. Вклад женщин разных стран в общую борьбу с фашизмом оказался поистине неоценимым. Как сказал один из русских пилотов в обращении к своим сестрам по оружию: «Даже если бы нам пришлось положить к вашим ногам все цветы на земле, этого было бы недостаточно, чтобы почтить ваше мужество».

Поделиться: Татьяна Королева

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;