0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Господдержка инвестиций

Новая реальность, обусловленная пандемией, повлекла за собой снижение инвестиционной активности. Именно поэтому запуск нового инвестиционного цикла и комплексные меры по стимулированию инвестиций рассматриваются Общенациональным планом восстановления экономики РФ (Национальный план) как один из приоритетов. Восстановление экономики предполагается за счет увеличения объема крупных частных инвестиций при снижении госвложений. В этом контексте ключевым является вопрос утверждения и последующей настройки нормативной базы, в первую очередь предоставления инвесторам гарантий, обеспечивающих их уверенность в стабильности регулирования. Существенное значение имеет и формализация государственного субсидирования инвестиционных проектов, включая налоговые льготы.

В течение 2020 года правительством были приняты основные подзаконные акты, направленные на фактический запуск новых инструментов стимулирования инвестиций: соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Таким образом, формальных препятствий для реализации проектов на основе любой из платформ на сегодняшний день нет.

СПИК

Специнвестконтракты — прежде всего инструмент промышленной политики. Механизм СПИК не является новым — на его основе реализуется 45 инвестиционных проектов. По итогам длительных обсуждений в 2019 го­ду концепция СПИК была пересмотрена. Обновленный механизм (СПИК 2.0) предполагает смещение акцента в пользу используемой технологии — ее соответствия мировому уровню; значение имеют и качественные характеристики производимой на основе такой технологии продукции. В правительственный перечень современ­ных технологий включается не конкретная модель, а именно технология и характеристики продукции. Отсутствие используемой технологии в перечне создает формальные препятствия для реализации проекта на платформе СПИК. Бизнес может предложить дополнить перечень, если предложение имеет объективное подтверждение.

В рамках СПИК 2.0 отказались от минимального порога инвестиций (ранее — 750 млн руб.), что позволяет масштабировать данный инструмент и на относительно небольшие по объему инвестиций, но значимые проекты.

Ранее специнвестконтракты заключались в заявительном порядке, а итоговое решение принимала межведомственная комиссия. Такой порядок часто подвергался критике как недостаточно прозрачный. В рамках СПИК 2.0 приоритет за конкурсной процедурой его заключения. Скорее всего случаи заключения СПИК с единственным заявителем не будут редкими. Например, новый порядок предусматривает предварительное согласование места производства, что скорее всего ограничит круг потенциальных интересантов в силу влияния места производства на показатели проекта.

Интересна и возможность признания победителями конкурсного отбора нескольких его участников. Следует отметить ее потенциал в целях стимулирования проектов в отдельно взятой отрасли промышленности или группы проектов (например, производство композитных материалов).

На федеральном уровне предоставляются налоговые льготы, в том числе по налогу на прибыль. Региональным законодательством могут предусматриваться дополнительные льготы, как наиболее значимые — льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль, также участникам СПИК могут предоставляться субсидии.

СЗПК

По своей сути СЗПК предполагает предоставление гарантий неизменности регуляторного режима реализации проекта на весь срок его реализации, а также возмещение затрат инвестора на инфраструктуры.

Сфера применения у СЗПК значительно шире СПИК. В текущих реалиях СЗПК рассматривается как ключевое частно-правовое соглашение между государством и инвестором. А его применение, в отличие от СПИК, не ограничено производством промышленной продукции. За отдельными исключениями СЗПК может быть заключено в отношении крупных инвестиционных проектов практически во всех отраслях экономики. Прямо поименованы проекты в области транспортной инфраструктуры, производства СПГ, проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, цифровой экономики, экологии и сельского хозяйства.

Применимость СЗПК в отношении проектов в области промышленного производства позволяет рассматривать его в качестве альтернативы СПИК, в отличие от которого заключение СЗПК не обусловлено использованием современной технологиии из правительственного перечня. Именно такая универсальность СЗПК востребована бизнесом, о чем свидетельствуют уже заключенные СЗПК: в декабре 2020 года были подписаны девять пилотных соглашений с обширным отраслевым и географическим охватом проектов.

СЗПК может быть заключено вне конкурса, в порядке частной инициативы. Государственная поддержка предоставляется в зависимости от выполнения поро­говых значений капиталовложений, законом предусмотрена их прогрессивная шкала.

Действующее регулирование не лишено ограничений. Наиболее значимое — в состав капиталовложений не включаются заемные и кредитные средства. В современных реалиях необходимо либо исключение данных ограничений, либо снижение порогов капиталовложений для предоставления господдержки. Предположительно правительством будет выбран второй вариант, и заемные средства не будут отнесены в состав капиталовложений.

В рамках СЗПК допускается возмещение затрат на сопутствующую или обеспечивающую инфраструктуру, необходимую для реализации проекта. Механизм возмещения значительно растянут во времени — возмещение гарантировано по итогу инвестиционной стадии. В этом контексте замену субсидирования налоговым вычетом посредством снижения налоговых отчислений можно рассматривать как сбалансированное решение.

В ближайшее время ожидается значительная доработка регулирования СЗПК, идет обсуждение изменений. При этом анонсируемые Правительством сроки изменения правового режима довольно оптимистичны. Учитывая опыт разработки закона о СЗПК, можно ожидать, что согласование подходов между властью и бизнесом, а также настройка нормативной базы займут значительную часть 2021 года. Требует решения и вопрос с обратной силой изменений, улучшающих положение бизнеса по уже реализуемым в рамках СЗПК проектам.


* * *

Оба рассмотренных механизма предоставляют гарантии стабильности регулирования при реализации проектов. С учетом планируемой донастройки регули­рования СЗПК может оказаться более универсальным реше­нием. В то же время итоговый выбор между СПИК и СЗПК будет зависеть от специфики проекта и объема льгот, в том числе пре­доставляемых на региональном уровне.

Читайте также
Гастрономические вечеринки на Новый год в Москве и Петербурге

Хотя на дворе еще календарная осень, но на большую часть России пришла самая настоящая зима и практи...

Время для себя: островная жизнь на Milaidhoo Island Maldives

Курорт Milaidhoo Maldives расположен на уютном острове длиной в 300 м, в самом сердце биосферного за...

Зимний сезон на Красном море

Залитый теплым солнечным светом, курорт Шарм-эль-Шейх — идеальное место для пляжного отдыха, которое...

Из зимы в лето: путешествие в мир роскоши на побережье Персидского залива

Зимний сезон особенно располагает для отдыха на островах, особенно там, где можно отдохнуть всей сем...

Comlux работает над третьим ACJ TwoTwenty

Четвертый самолет должен прибыть в ближайшем будущем.

Вкус осени: обновления в меню наших любимых ресторанов

Гастрономический рынок России набирает силу и активно развивается: практически каждый месяц на ресто...

Турция запретила полеты частных самолетов в Армению

По данным Ops Group, запрет на пролеты, введенный в мае в отношении армянской авиакомпании Flyone, с...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Вкусно как в детстве: в Греции прошел фестиваль еды для детей

Детский гастрономический фестиваль, посвященный Хэллоуину, по традиции прошел 31 октября в греческом...

AERO-2024

AERO-2024 - ведущая выставка авиации общего назначения, одна из самых важных в мире отраслевых встре...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти