Как мотивировать топ-менеджера? | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Как мотивировать топ-менеджера?


НОВОЕ В МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА 

Вопрос удержания и мотивации персонала, в частности топ-менеджмента, всегда стоит остро. Долгосрочные тенденции по сокращению предложения на рынке труда, ограничения на трансграничные сделки и движение капитала, а также визовые и миграционные ограничения еще больше повысили актуальность данной проблемы бизнеса. 

Если в отношении рядового персонала успех борьбы за трудовые ресурсы во многом определяется сохранением конкурентного уровня зарплат и размера социального пакета, то для топ-менеджмента необходим особый подход. Известно, что сопричастность и роль «партнера» по бизнесу существенно повышают мотивацию и в конечном счете могут привести к существенным по сравнению с затратами на мотивацию выгодам бизнеса. До 2022–2023 годов многие мотивационные программы на рынке труда, прежде всего в компаниях с иностранным участием, были представлены в виде share participation-планов или программ по мотивации путем «участия» сотрудников в прибыли компании. Такие мотивационные инструменты зачастую были реализованы на уровне иностранных юрисдикций и в соответствии с их законодательством, и ввиду текущей ситуации; доступ к ним весьма ограничен. 

В нашей практике мы столкнулись с повышенным интересом к обновлению систем стимулирования сотрудников и, в частности, с потребностью по созданию и локализации в России программ «участия» в бизнесе для топ-менеджмента. Создание такой программы и возможность участия менеджмента в прибыли являются сложными, но реальными задачами, где конечное решение и имплементация будут зависеть от многих факторов, таких, как, например, наличие или отсутствие публичного статуса у компании, количество участвующих в программе лиц, а также, возможно, одного из самых важных факторов — необходимости соблюдения требования о преемственности условий между «старой», часто иностранной, и «новой», российской, программами.

РЕШЕНИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 

Инструменты фондового рынка дают множество потенциальных решений задачи мотивации топ-менеджмента, начиная с опциона на акции (но только если компания публичная) и заканчивая фьючерсами на акции. Опцион на акции является одним из наиболее очевидных и классических механизмов, позволяющих обеспечить прямое участие сотрудников в капитале и прямое получение дивидендов.

ПИФы и ЗПИФы можно выделить в самостоятельную категорию — так, законодательство позволяет формировать закрытые интервальные фонды, вход и выход из которых может быть ограничен конкретными датами, и синхронизирован, например, с датами премирования или публикации финансовой отчетности компании. При этом фонд предполагает двухуровневую структуру: кроме получения сотрудниками прав участия в фонде, необходимо определить, во что вкладывается фонд, — это могут быть в том числе акции или доли в компании, что также позволит распределять часть дивидендов в качестве мотивации сотрудникам.

Безусловно, данный подход имеет и свои ограничения, например, необходимость организации допэмиссии или выкупа акций из свободного обращения, что может быть сопряжено со значительными затратами работодателя, а также формирование нового класса миноритариев, интересы которого необходимо будет учитывать.

ОПЦИОННЫЙ ДОГОВОР В РАМКАХ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

Опционный договор по Гражданскому кодексу следует отличать от описанного выше опциона, являющегося ценной бумагой (в рамках законодательства о рынке ценных бумаг). Такой опционный договор в соответствии с гражданским законодательством позволяет предоставить сотрудникам право требовать выплаты исходя из размера прибыли компании или непосредственно получить доли или акции компании. Основным практическим отличием опционного договора по ГК на доли / акции от опциона как ценной бумаги является отсутствие необходимости выполнения сложных регуляторных требований к ценным бумагам. 

ВОЗМОЖНОСТИ ЦФА 

Законодательство о цифровых финансовых активах (ЦФА) вступило в силу в 2021 году. По сути, ЦФА — это заключенная в цифровом формате форма договора с практически произвольным предметом, в том числе включающим разные типы «обычных» договоров. Плюсом ЦФА является гибкость инструмента — на рынке уже представлены различные виды ЦФА, выпущенные крупными компаниями: от ЦФА, представляющих собой простые облигации, до ЦФА, представляющих собой сделку по продаже права требования на долю в недвижимости. При этом инструмент связан с определенными ограничениями и рисками, в частности, по причине ограниченной правоприменительной практики нового законодательства. 

В отношениях с сотрудниками инструмент ЦФА позволяет заключить опцион на реальные активы — доли или акции в форме ЦФА или, например, опцион на выплату квазидивидендов в зависимости от наступления или ненаступления определенных событий — достижения компанией целевых финансовых показателей и пр. Использование ЦФА для программ премирования может быть и затруднено тем, что пользователи ЦФА зачастую должны иметь статус квалифицированного инвестора. Также актуальны вопросы о безопасности хранения и обращения ЦФА в существующих условиях.

ПЕРЕСМОТР ТРАДИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРЕМИРОВАНИЯ 

Многие потенциальные решения, перечисленные выше, можно назвать экзотическими, не все из них имеют широкое распространение (по крайней мере пока) и могут оказаться неприменимыми с учетом специфики бизнеса. Если решения выше оказываются сложными и нереализуемыми, всегда остается возможность имплементации системы стимулирования в рамках традиционного бонусного механизма и ТК РФ. Трудовое законодательство позволяет гибко подходить к формированию целей, механизма расчета премии и длительности периода оценки. Так, в дополнение к обычной квартальной или ежегодной премии возможно установить долгосрочную премию, выплата которой будет зависеть от показателей бизнеса в динамике (например, рентабельности, чистой прибыли и т.д. за три-четыре-пять лет). Размер премии также может быть привязан к динамике финансовых показателей — например, X% прироста чистой прибыли за три года.

Выбор конкретного механизма долгосрочной мотивации требует тщательного анализа и встраивания в существующую систему мотивации и премирования. При этом сложные механизмы не всегда могут быть самыми лучшими по совокупности критериев. Задача требует не только правового и финансового анализа и разработки конкретных документов, но и правильного донесения до сотрудников преемственности новой системы с целью избежать отторжения с их стороны. Эта задача решается в том числе корректной, часто неформальной презентацией выгод новой системы для сотрудников с раскрытием потенциальных сумм бонусов для каждого в отдельности. Важно также демонстрировать и обеспечивать связь между участием в программе и результатами деятельности сотрудника — участие просто по факту наличия трудового договора без требования достижения специфических KPI может иметь место, но должно быть обосновано с точки зрения роли сотрудника и места долгосрочной программы в совокупной системе оплаты труда.

Автор текста: Алексей Швынденков, партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний «Мариллион»

Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти