«Комар», который больно кусался | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

«Комар», который больно кусался

Ровно 70 лет назад, 30 января 1943 года состоялась один из самых громких боевых вылетов британской авиации против нацисткой Германии. В этот день группа скоростных бомбардировщиков королевских ВВС «Москито» (Mosquito) нанесла бомбовый удар по берлинскому стадиону «Спортпаласт», где с торжественным докладом об успехах немецкой Германии и в четь 10-летия прихода партии национал-социалистов к власти должен был выступать сам министр пропаганды. Выступление Геббельса было отложено на целый час и наглядно показало, что небольшие и быстрые английские бомбардировщики оказались не по зубам лучшим из ассов люфтваффе.

Кого боялся Геббельс

Министр пропаганды и один из вождей Третьего Рейса Геббельс до последних дней войны вёл дневник. После его самоубийства и взятия Берлина этот документ попал в руки союзников и был многократно опубликован. Британский бомбардировщик «Москито» (комар) упоминается там много раз. Из дневников рейхсминистра видно, какое тягостное впечатления на руководство нацисткой Гемании производили эти точечные, но очень болезненный укусы. Дело в том, что, несмотря на очень скромную бомбовую нагрузку, «Москито» (Mosquito) могли прицельно бомбить любую цель рейха в любое время оставаясь практически неуязвимыми для немецкой системы ПВО. Более того, в большинстве случаев атака «Москито» не сопровождались предварительным оповещением населения, что производило на немцев чрезвычайно гнетущее психологическое действие. Небольшую бомбу, сброшенную с «Москито», можно было получить в любой точке рейха и в любой момент без превентивных завываний сирен и призывов пройти в бомбоубежище. Достаточно сказать, что первой версией случившегося после неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года стало предположение, что фюрер пострадал от бомбы, сброшенной с лёгкого британского бомбардировщика. От бомб «Москито» в рейхе был не застрахован никто, включая самых первых лиц. Другой высокопоставленный нацист, заместитель Геринга Минх как-то в частной беседе признался, что больше всего боится, что Англия в своей воздушной войне сделает ставку именно на массовое применение «Москито». Минх был одним из ведущих специалистов Германии по авиационной промышленности и знал, что «Москито» оснащались двигателями с компрессорами наддува, спроектированными для работы на больших высотах. Соответственно, эти британские бомбардировщики имели потолок до 11 000 метров. Их крейсерская скорость на этой высоте составляла 640—675 км/ч. Такие высотно-скоростные характеристики делали их практически недосягаемым для атак даже лучшего из находящихся в то время на вооружении у нацистов перехватчика Messerschmitt Bf.109G-6, а также наземной зенитной артиллерии. Проще говоря, у немцев не было эффективных средств бороться с «Москито».

Фанерный «Стеллс»

Как бы это не звучало странно, но основным материалом для производства этой чудо-машины было дерево. В конструкции самолёта была применена толстая трехслойная фанерная обшивка, укрепленная внутри вставками из ели. Широкое использование древесины позволило достичь достаточно большой прочности при достаточно малом весе конструкции. У деревянного корпуса было ещё одно немалое для бомбардировщика преимущество - немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла. Изготавливались детали чудо-машины на небольших мебельных фабриках как в Англии, так и в Австралии с Канадой. Запасы древесины в канадских лесах для производства данной модели самолёта проблем с сырьём не сулили. Британские пилоты, имея в виду материал, из которого были изготовлены боевые машины, ласково называли их «мечта термита».

«Неправильный» бомбардировщик

Без сомнения «Москито» - одна из самых эффективных и красивых крылатых машин Второй мировой войны. Однако судьба этого лёгкого бомбардировщика была отнюдь не лёгкой. Довольно долгое время проект «Москито» мало интересовал британских военных и оставался лишь частной разработкой фирмы De Havilland Co. Дело в том, что изготовленный из дерева и почт не имевший собственного защитного вооружения, «Москито» опровергал все существующие расчёты стратегов из штаба Британских королевских воздушных сил, для которых ключевым фактором являлась бомбовая нагрузка и оборонительное вооружение. «Москито» не могли похвастаться ни тем , ни другим. Однако, несмотря на отсутствие такого оборонительного вооружения, потери среди них были одними из самых низких из всех самолётов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это очень высокими лётно-техническими характеристиками: скорость и высота полёта делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии. Если же сравнивать «Москито» (Mosquito) с другими машинами по сумме их характеристик, а главное - по эффективности боевого применения, то преимущество «комаров» становилось очевидным. Так, например, если сравнивать «Москито» в другим популярным британским бомбардировщиком, того времени, четырехмоторным «Ланкастером» (Avro 683), то достоинства первого становились видны сразу. «Москито» при бомбардировке района Берлина брал на борт только 50% бомбового веса, по сравнению с «Ланкастером», но его потери в боевых вылетах были в 10 (!) раз меньше. Стоимость производства одного «Москито», была в три раза стоимости Ланкастера, а управлялся «Москито» двумя пилотами («Ланкастер» требовал экипажа из семи человек). И самое главное – «Москито» показывал значительно лучшие показатели точности при дневном бомбометании, и, таким образом, его половинная бомбовая нагрузка причиняла врагу значительно белее тяжёлый урон.

Новая жизнь «Москито»

«Москито», за свою красоту, а также простоту в ремонте и обслуживании продолжают оставаться одной из самых любимых состоятельными коллекционерами крылатых машин времён Второй мировой войны. Так в сентябре 2012 года «Москито» модификации FB.26 был отреставрирован фирмой Avspecs Ltd для его владельца Джерри Ягена (Jerry Yagen). К восторгу многочисленных зрителей машина совершила шесть демонстрационных полётов на одном из новозеландских аэрошоу. Совсем недавно там же, в Новой Зеландии 18 января нынешнего 2013 года в рамках аэрошоу «Крылья над Вайрарапой» (Wings Over Wairarapa) «Москито» появился в сопровождении двух Спидфайеров. Наиболее полная коллекция модификаций «Москито», насчитывающая три полностью восстановленных машины, в настоящее время находится в Центре авиационного наследия в Хавиланде (Havilland Aircraft Heritage Centre) в Англии.
Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти