Авиабиржа: преимущества первичного и вторичного рынков
Когда речь заходит о выборе собственного самолета на авиационном рынке, одним из основных вопросов, с которым столкнется покупатель, будет: «Какой же самолет купить — новый или уже имевший хозяина?»
Текст: Андрей Алейников
Вторичный рынок предлагает достаточно разнообразный выбор самолетов и вертолетов разных производителей, с широким диапазоном цен, годов производства, раскрасок и цветов салона, количества мест и наличия дополнительного оборудования, в то время как поставку нового самолета необходимо ожидать, как правило, от одного года и более, за исключением случаев, когда уже заказанный другим клиентом самолет по разным причинам не забирают (в этом случае есть шанс получить самолет в конфигурации, выбранной предыдущим заказчиком). Иногда вопрос изменения интерьера решается в разумные сроки, а вот установка дополнительного оборудования может стать невозможной или очень дорогостоящей, соответственно и срок поставки изменится. Есть еще варианты приобретения «демонстраторов» — самолетов, которые принадлежат производителю и используются для презентационных ознакомительных полетов потенциальных покупателей. На демонстраторы предоставляется скидка, хотя гарантия и бонусы в виде бесплатного обучения летчиков обычно предоставляются как для нового самолета.
Конечно, стоимость нового самолета в разы превышает стоимость аналогичной модели на вторичном рынке. Не секрет, что, сойдя с конвейера, самолет сразу теряет в цене. Однако ряд современных и оснащенных новейшей авионикой самолетов новой модельной линейки на вторичном рынке практически недоступен. Кроме того, если у вас уже есть самолет, а также желание поменять его на более новую модель, производители предлагают программу трейд-ин, когда достаточно оплатить разницу между стоимостью этого самолета (по оценке производителя и, как правило, заниженной) и нового.
Среди плюсов приобретения нового самолета следует отметить наличие гарантийного обслуживания, подбор дополнительных конфигураций и индивидуальных особенностей интерьера, более лояльное отношение банков по первоначальному лизинговому взносу, бесплатное первоначальное обучение пилотов, более активный спрос на чартерном рынке в случае сдачи самолета в аренду третьим лицам. Отрицательными сторонами являются время ожидания поставки, так называемые детские болезни и, конечно, достаточно высокая первоначальная стоимость воздушного судна.
На вторичном рынке происходит более сотни сделок по купле и продаже самолетов бизнес-авиации, при этом покупателю доступны практически все необходимые инструменты для того, чтобы не купить кота в мешке. Информация по наличию самолетов находится в открытом доступе, и подобрать нужную модель не составит затруднений.
Ресурсы самолетов бизнес-авиации достаточно большие (ориентировочно 40 лет и от 20 000 летных часов с возможностью продления), поэтому до сих пор можно купить за бесценок еще летающие модели самолетов производства 70-х. Конечно, такие самолеты требуют серьезных вложений в дополнительное оборудование, требования к ним ужесточаются авиационными администрациями многих стран.
Основными критериями при выборе самолета вторичного рынка остаются модель самолета, страна регистрации и эксплуатации, налет часов, наличие программ на двигатели и планер, наличие инцидентов и происшествий, повторяющихся технических проблем, дополнительное оборудование, конфигурация салона и так далее. Замечу, что в случае выбора конкретного самолета есть возможность поставить самолет на предпродажную инспекцию (Prepurchase inspection), задача которой — выявить все возможные проблемы технического характера, после чего еще до покупки устранить их или отказаться от сделки. Оплачивает инспекцию покупатель, а проводится она на авторизованной сервисной станции, имеющей допуск к обслуживанию данного типа воздушного судна.
Программы по двигателям и планеру очень удобны, ведь даже при продаже самолета к покупателю переходит право пользования программами и в случае необходимости — капитального ремонта двигателя. Например, новый собственник пользуется всеми правами и выгодами контракта без дополнительных расходов, кроме сбора по переоформлению договора на нового владельца.
И безусловным плюсом вторичного рынка является факт, что уже через несколько дней после закрытия сделки можно активно пользоваться своим самолетом или вертолетом.
Желаю мудрых покупок!