0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
15.07.2015
Новости

40 лет назад началась экспедиция "Союз" - "Аполлон"

40 лет назад советский космический корабль "Союз" впервые в истории осуществил стыковку с американским кораблем "Аполлон". По просьбе ТАСС командир экипажа "Союза" Алексей Леонов вспоминает как готовился, чуть не был отложен, но все же состоялся в срок этот исторический полет. О ПОЛЕТЕ Полет кораблей "Союз" и "Аполлон" начался 15 июля 1975 года и продолжался, соответственно, около шести и чуть более девяти суток. Через два дня после старта корабли совершили стыковку и находились в таком состоянии 46 часов 36 минут. Инициатива Никсона Даже в обстановке холодной войны нашлись люди, которые предложили реализовать программу стыковки двух космических кораблей, вспоминает Леонов. "Поступок этих людей говорит о глобальном мышлении, о большой заботе обо всем человечестве, а не о своей выгоде. Проявил инициативу президент США Ричард Никсон. Он позвонил председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и предложил реализовать программу стыковки двух космических кораблей на орбите, чтобы космонавты и астронавты поработали вместе и обратились к жителям Земли с одним лозунгом: "Ребята, давайте жить дружно", - рассказал Леонов. Позднее Никсон прилетел в Советский Союз, где им и Леонидом Брежневым был подписан соответствующий документ, и советский экипаж представили главам государств. Встреча не по сценарию Еще до старта "Союза", при проверке оборудования, обнаружили отказ телевизионной системы. "Она представляла собой набор из пяти цветных телекамер. Мы узнали об этом еще на Земле. Даже стоял вопрос о переносе старта на сутки. Но министр общего машиностроения Сергей Афанасьев принял жесткое решение – стартовать в запланированный день", - отметил космонавт. Позднее выяснилось, что отказал коммутатор телевизионной системы, и его надо было просто убрать. Примерно в это же время американские астронавты обнаружили, что на "Аполлоне", который уже был на орбите, не работает люк из корабля в переходной модуль. "Для ремонта телевизионной системы у нас были только ножницы, специальные ключи и отвертка. После выведения "Союза" на орбиту мы получили инструкцию, что делать. Мы сняли три болта, чтобы демонтировать комутатор, а на четвертом болте сломались отвертка и ключ. Но я еще на Земле купил охотничий нож, у которого были два лезвия и отвертка, заменил аварийный нож на свой, достал отвертку и сбил ненужный болт", - рассказал Леонов. В итоге космонавты сняли коммутатор и сделали новую схему без него. "Система заработала и связь пошла. Мы потратили на это ночь. Американцы тоже исправили люк на "Аполлоне", и мы в заданное время пошли на сближение и состыковались", - вспоминает командир корабля. По сценарию открытие люка и рукопожатие должно было произойти над Москвой, рассказывает Леонов. Но процесс стыковки ускорился. "В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой – это символично. Я пожал Стаффорду руку и втащил его в наш корабль. За столом мы сидели все вместе в нашем корабле", - сказал Леонов. Стыковка на всю жизнь Сейчас из пятерых членов экипажей "Союза" и "Аполлона" живы только трое – Леонов, командир американского корабля Томас Стаффорд и астронавт Вэнс Бранд. Дональд Слейтон умер в 1993 году, а Валерий Кубасов ушел из жизни в прошлом году. Бортинженер Кубасов был из группы, набранной в НПО "Энергия", говорит Леонов. "Он уже летал в космос, когда проводилась первая в космосе сварка внутри корабля. Потом мы вместе летали. Он был первым командиром экипажа станции "Салют", но за 11 часов до старта нас поменяли. Полетели Волков, Добровольский и Пацаев, которые погибли при возвращении на Землю", - вспоминает он. Слейтон – бывший военный летчик, участник войны, бомбил Берлин, был руководителем группы американских астронавтов. Это был его первый полет, Бранд тоже летел в первый раз, а Том Стаффорд уже четвертый раз побывал на орбите. С Томом мы дружим до сих пор, рассказывает Леонов. Он назвал своего внука в честь меня - Алексеем. А я назвал внучку Кариной в честь дочки Стаффорда. "Леонов и Кубасов для меня как братья", - признается Стаффорд. Леонов и Стаффорд убеждены, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное историческое значение. "Может быть, впоследствии это помогло разработать нынешнюю программу Международной космической станции", - говорит Стаффорд . "Только ненормальные люди могут нарушить те отношения, которые у нас сейчас в космосе с США, - добавляет Леонов. - Мы продлили работу МКС до 2024 года. Этим объектом сегодня управляют новые российские и американские пилоты. Никогда за эти годы у нас с американскими партнерами не было никаких проблем. Мы и на Марс можем вместе полететь, только решение об этом должно быть подписано правительствами двух стран, а не какими-то инвесторами".

Читайте также

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Финансирование частного самолета #2

Основными схемами финансирования сделки по покупке воздушного судна (ВС) являются кредит под...

Cessna SkyCourier: дизайн с чистого листа

Три модели SkyCourier сделали более 2100 часов в рамках программы летных испытаний, которая официаль...

Новинки Gulfstream: G800 и G400

В обновленной коллекции авиапроизводителя будет 6 моделей, от суперсредней до сверхдальней: G280 - G...

Challenger 3500: суперсредний джет с комфортом дальнемагистрального

Новый Challenger 3500 от Bombardier пытается переписать правила для бизнес-джетов суперсреднего клас...

Falcon 10X: самый большой и самый дальний

Dassault Aviation запускает новый проект — Falcon 10X — высокоскоростной, ультрадальнемагистральный ...

Расширенный список новых возможностей Pilatus PC-24

Pilatus PC-24 — первый и единственный в мире суперуниверсальный реактивный самолет с уникальными хар...

Нюансы рейсов бизнес-авиации: багаж в частном самолете - часть #5

Требований для провоза специфического багажа может быть много, но суть сводится к одному: обо всех д...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти