Аналитики переоценили группу "Аэрофлот" | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
17.03.2014
Новости

Аналитики переоценили группу "Аэрофлот"

Группа "Аэрофлот" по результатам МСФО показала рост чистой прибыли на уровне 42%. Финансовые аналитики при этом давали более оптимистичные прогнозы. Так "Метрополь" прогнозировал повышение прибыли на 233% по сравнению с 2012 годом. Однако в Группе уверены, что отчет показал вполне объективные и оправданные результаты. Группа "Аэрофлот" 12 марта опубликовала результаты 2013 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), продемонстрировав годовой рост чистой прибыли на уровне 41,9% - до 7 млрд 334,7 млн рублей. Выручка за 2013 год увеличилась на 15% и составила 290 млрд 955,8 млн рублей, что сопоставимо с ростом пассажиропотока авиакомпании на 14,3%. Структура доходов компании изменилась несущественно. Доход от регулярных пассажироперевозок вырос с 194 млрд 239 млн до 230 млрд 593,6 млн рублей. Еще на 1 млрд 395,8 млн рублей вырос доход от чартерных перевозок. Грузоперевозки же показали обратную динамику: доход по этой статье снизился с 11 млрд 309 млн рублей до примерно 9 млрд 778 млн рублей. Прежде всего это обусловлено выводом из парка трех McDonnell Douglas MD-11, составлявших весь специализированный грузовой флот компании, сообщили в "Аэрофлоте". Итого на авиаперевозках доход вырос на 36 млрд 218,3 млн рублей, и составил суммарно 257 млрд 545,7 млн. Прочая же выручка компании возросла на 1 млрд 699,1 млн - до 33 млрд 410,1 млн, притом существенную долю роста обеспечили транссибирские роялти, традиционно составляющие основную часть статьи "Доходы по соглашениям с авиакомпаниями". В 2012 году эта часть доходов составила 15 млрд 625,4 млн, в этом году примерно на 1 млрд 260 млн больше. Вместе с доходами примерно на 12 млрд рублей выросли и операционные расходы группы практически по всем статьям деятельности, в итоге они составили 133 млрд 354 млн. Сюда не входят расходы на оплату труда и на топливо. Топливная составляющая расходов показала умеренный рост на 8 млрд рублей - до 79 млрд 127 млн. В сообщении компании приводятся слова генерального директора "Аэрофлота" Виталия Савельева, который считает, что оптимизировать эту часть удалось за счет приобретения современных топливоэффективных воздушных судов. Расходы же на оплату труда выросли примерно на 17,3% - до 45 млрд 384 млн рублей. Картина роста основных показателей группы выглядит позитивной, в том числе и по сравнению с 2012 годом, когда результаты по МСФО показали падение чистой прибыли на 66%. Это произошло за счет интеграции дочерних предприятий, произошедшей в конце 2012 года, и не успевшей существенно отразиться на отчетности того периода. По мнению источника в группе "Аэрофлот", сегодняшняя динамика показывает результаты удачной работы по оптимизации дочерних предприятий и интеграции их в единую структуру, пусть показатель чистой прибыли 2011 года в более чем 14 млрд рублей пока и выглядит сложнодостижимым. Однако аналитики в большинстве своем высказывали намного более оптимистичные оценки по росту компании. По их мнению, чистая прибыль должна была составить до 16 млрд рублей, а максимальный уровень роста ее назывался на уровне 233%. Притом основные показатели в моделях аналитиков согласуются с реальными результатами: так верно были спрогнозированы доходы от авиаперевозок и ряд других показателей. "В четвертом квартале года компании не удалось удержать результаты дочек на уровне третьего квартала, что неудивительно. Но ожидался более высокий результат, - говорит о причинах таких ошибок в оценках аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Плюс некоторые компании получили "бумажную переоценку", что снизило прибыль примерно на 4 млрд 340 млн рублей". Он отмечает, что ожидания были действительно завышены за счет удачной политики компании, роста операционной рентабельности дочерних структур и снижения доли расходов на топливо на уровень ниже 30%. Аналитик "Метрополя" Андрей Рожков уверен, что на ошибки в прогнозах повлияли несколько причин. Это резкое снижение доходных ставок на 5% в четвертом квартале года при прогнозе роста в 3%, не слишком высокий, по его мнению, результат по транссибирским роялти и значительный рост расходов на персонал. "Рост расходов на персонал показал неоправданно высокую динамику в 4 квартале по отношению к третьему, составив 33% против 4% по этому показателю в 2012 году, - констатирует аналитик. - Я ждал в принципе более скромной цифры по этой статье расходов". По его данным, именно в эту статью были вписаны начисления в сумме 984,9 млн руб. по судебному иску пилотов иску о требовании дополнительных выплат за работу в ночное время и в особо вредных и опасных условиях. Кроме того, он напоминает, что по итогам года бонусы получил топ-менеджмент группы. Тем временем в самой компании отмечают, что падение доходной ставки в 4 квартале года является вполне закономерным результатом сезонности перевозок, что потребовало от "Аэрофлота" провести ряд скидочных акций. "Кроме того, в конце года началась сильная волатильность валютных курсов, что повлияло на результат", - уточнил источник "АвиаПорту". Также собеседник агентства недоумевает по поводу ожиданий столь существенного роста статьи "Выручка по соглашениям с авиакомпаниями", отмечая, что они отражают реальную динамику роста перевозок. Он так же сообщает, что падение курса рубля отразилось на чистой прибыли, пусть и не слишком существенно. На вопрос о росте расходов компании на выплаты персоналу источник опроверг внесение в эту статью результатов судебного иска: они включены в строку "убытки прошлых лет". По словам источника, возросла численность персонала, притом только по "Аэрофлоту" - на 9%, произошла индексация расходов компании, кроме того в статье действительно фигурируют бонусы для руководства группы, которые исчисляются из чистой прибыли компании. Кроме того, в структуре доходов и расходов компании был ряд незамеченных аналитиками факторов. Так за счет продажи оператора Duty-free "Аэроферст" компания выручила 338,9 млн руб. Но в итоге снизился и доход от продажи товаров беспошлинной торговли с 5 млрд 327,6 млн до 419,6 млн рублей при падении себестоимости продукции с 1 млрд 806,5 млн до 192,2 млн. Изменилась и оценка ожидаемого количества бонусных миль, которые не будут использованы участниками бонусной программы "Аэрофлота", за счет чего группа добавила к выручке 818,3 млн. Кроме того, в отчете компании отмечено, что пока не удается точно оценить результат инвестиций в аэропорт "Шереметьево", а точнее - ОАО "МАШ", так как общество не опубликовало последнюю финансовую информацию, а его акции не торгуются на бирже. Расхождение результатов, предсказанных даже самыми совершенными финансовыми моделями, с реальностью почти неизбежно, так как многие параметры не поддаются достоверному прогнозированию, отмечают эксперты. "Авиационный бизнес вообще намного менее предсказуем, чем, к примеру, телеком, или розничная торговля, где расхождения по месяцам не дают существенных изменений в результирующей картине, - говорит аналитик "Ренессанс Капитал" Алекс Казбеги. - Результат здесь во многом зависел и от того, что компания конкурирует на международном рынке и выстраивает динамические модели ценообразования, что дает существенные отклонения от прогнозов". Он напоминает, что аналитики достаточно точно определили выручку по группе "Аэрофлот", но рост расходов, сопутствующий активному развитию дочерних компаний, оказал сильное влияние на итоговую рентабельность. "Вообще же компания еще в декабре давала более пологий прогноз по затратам, - отмечает А.Казбеги. - Сложно спрогнозировать и влияние на финансовые результаты ослабления рубля: компания может перемещать свои затраты между разными рынками в зависимости от курса, но не может, к примеру, повысить стоимость билетов только для России - это повлияет на спрос". В итоге, говорит он, аналитики ошиблись на 2-3% по выручке, на 2-3% по затратам, а в итоге чистая рентабельность упала на сотни процентов. "На ошибки аналитиков повлияли и те вещи, которые сложно спрогнозировать в рамках финансовых моделей, - считает А.Казбеги. - В любой компании есть показатели, которые она маскирует в своей финансовой отчетности. И в итоге даже самая прозрачная компания остается не очень прогнозируемой".
Читайте также
Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Falcon 10X получает еще одну награду за дизайн

Французский производитель ожидает, что долгожданный флагман поступит в эксплуатацию в 2025 году. Наг...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти