Авиакомпании "Аэрофлот", скорее всего, в ближайшее время придется менять заказ на широкофюзеляжные самолеты Airbus A350-800, т. к. программа создания этой модификации самолета A350 XWB может быть закрыта. На прошлой неделе Airbus убедил американскую авиакомпанию Hawaiian Airlines отменить контракт на поставку ВС этого типа в пользу модели A330NEO, ремоторизированного и усовершенствованного A330. По условиям нового соглашения авиаперевозчик согласился купить шесть новых самолетов и получил опцион еще на шесть таких ВС.
В чем связь? Ранее авиаперевозчик Hawaiian Airlines зарекомендовал себя как очень несговорчивый партнер, поэтому до достижения компромисса с этой компанией говорить о закрытии программы A350-800 было бы преждевременно. Теперь же у Airbus осталось всего лишь 28 заказов на эту модель от четырех клиентов — "Аэрофлота", Yemenia, Asiana и AWAS. Так что проект, возможно, скоро будет свернут.
Всего "Аэрофлот" заказал 22 самолета семейства A350XWB, восемь из которых — модификации A350-800. Кроме российского авиаперевозчика 10 A350-800 рассчитывает получить йеменская авиакомпания Yemenia, восемь — южнокорейская Asiana Airlines и еще два — мультинациональная лизинговая компания AWAS.
Официально проект самолета A350-800, который планировалось ввести в эксплуатацию в 2016 г., еще не свернули. Однако стремление Airbus избавиться от него уже давно ни для кого не секрет. Это желание стало еще более очевидным с запуском программы ремоторизации двухдвигательного A330 — A330NEO, о которой авиастроитель объявил на прошедшем в середине июля авиасалоне Farnborough Airshow 2014 в Фарнборо. Поставить на A330 новые двигатели Airbus пытался еще в 2004 г., однако тогда перевозчики и лизинговые компании настояли на создании принципиально нового самолета с композитным фюзеляжем. Именно после этого, в 2006 г., концерн представил концепцию самолета A350XWB.
Укороченная версия A350-800 оказалась маловостребованной, и достаточного для окупаемости портфеля заказов набрать не удалось. И тогда Airbus начал уговаривать клиентов отказаться от A350-800 в пользу более вместительных 315-местных A350-900. Кроме того, концерн начал переключать внимание заказчиков на A330NEO модификации -800, вместимость которого та же, что и у A350-800, — 276 кресел. По мнению генерального директора Airbus Фабриса Брежье, ремоторизованный A330NEO эффективнее, чем укороченный A350.
На сегодня позиции двух других модификаций семейства — A350-900 и A350-1000 — куда сильнее, чем у "младшей" версии. Даже с учетом громкого отказа дубайской авиакомпании Emirates от покупки 50 A350-900 и 20 A350-1000 к концу июня Airbus располагал 742 заказами на машины семейства. Что касается обновленных A330NEO, то всего лишь за одну неполную неделю в Фарнборо европейский авиастроитель получил заказы на поставку 121 самолета этого типа.
Когда именно программу A350-800 объявят закрытой, сказать сложно, но вряд ли для этого потребуется много времени. Скорее всего, Airbus без особого труда удастся уговорить своих клиентов выбрать более привлекательные модели. И вряд ли "Аэрофлот" будет долго упираться: если изначально, в 2007 г., авиакомпания заказала 18 A350-800 и только 4 A350-900, то уже в 2013 г. соотношение изменилось: 14 A350-900 против 8 A350-800.
Между тем, 12 августа Airbus A350-900 впервые прилетит в Москву, в базовый аэропорт "Аэрофлота" — Шереметьево. Это произойдет в рамках мирового турне, одновременно являющимся заключительным этапом сертификации A350, призванного проверить готовность аэропортов к приему ВС данного типа.