2015 год для авиаперевозчиков уже ознаменовал себя как один из самых сложных. Помочь обещает Правительство РФ.
Компании буквально вынуждены бороться с трудностями: подорожанием топлива, снижением покупательной способности и ростом издержек из-за колебания курса валют.
По словам главы аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, без поддержки правительства в 2015 году авиакомпаниям не обойтись.
"В низкий сезон к заимствованиям вынуждены прибегать практически все авиакомпании, - добавил эксперт. - В противном случае перевозчики будут обязаны поднимать цены на билеты не только на международных линиях, но и на внутренних, что приведет к снижению объема перевозок".
"Изменение цен будет зависеть от степени снижения потребительского спроса, уровня валютного курса, количества предложенных емкостей на рынке", - добавила аналитик ИК "Регион" Алла Юрова.
Таким образом, те, кто продолжит летать в убыток, станут либо банкротами или временно приостановят полеты. В качестве примера, аналитики приводят ситуацию с авиакомпанией "Ак Барс Аэро", которая уже приостановила свои полеты до весны 2015 года.
Тем временем власти уже проявили инициативу и готовность помочь авиакомпаниям преодолеть этот кризис. Правительство РФ в 1 квартале 2015 года обещало выделить дополнительные средства на субсидирование авиаперевозок. Об этом ранее сообщил заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович.
"Мы выделим дополнительные ресурсы на субсидирование авиарейсов, что позволит улучшить ситуацию с мобильностью граждан внутри страны, а так же снизить цены на билеты", - добавил зампред.
Для того чтобы не допустить массовой приостановки деятельности компаний, в правительстве рассмотрели варианты поддержки авиакомпаний. Среди основных они предлагают снизить НДС в цене билета на внутренние рейсы или вовсе избавиться от них, а так же рассматривают вариант с субсидированием полетов внутри России.
По мнению экспертов, лучше всего обнулять ставку по НДС на все полеты внутри страны перед летним сезоном, тогда кассовый разрыв у перевозчиков будет не такой значительный. Так же необходимо продолжить программы субсидирования перевозок в Крым и с Дальнего Востока.
Однако некоторые аналитики сомневаются в том, что помощь государства значительно поможет отрасли и авиакомпаниям.
"Детальные условия предоставления госгарантий нам не известны, следовательно, оценивать их выгоду я не могу", - продолжил руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По его словам важны не столько условия предоставления гарантий, сколько условия кредитования: процентная ставка, срок и сумма.
"Государственная гарантия позволит получить условия лучше, чем рыночные - это шаг, оправданный для любого заемщика. В низкий сезон к заимствованиям вынуждены прибегать практически все авиакомпании. Так что я не вижу никаких оснований для того, чтобы отказаться от этой поддержки", - добавил эксперт.
Тем временем, генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев предлагал авиакомпаниям уменьшить парк воздушного флота, что по его мнению поможет решить основные проблемы гражданской авиации.
Эту позицию ранее поддерживал аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко. "Многие авиакомпании, рассчитывая на увеличение пассажиропотока, привлекали средства для расширения парка. Теперь, даже за те самолеты, что находятся в лизинге, они вынуждены платить ежегодно определенные проценты".
Однако независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что избавиться от лишних самолетов окажется невыгодным. "Если вы хотите отказаться от провозной емкости окончательно и бесповоротно, то самолет необходимо возвратить арендодателю. Но этот вариант весьма трудоемкий, долгий по времени и дорогой, - заметил эксперт. - За возврат, как правило, предусмотрены штрафные санкции, а за простой и обслуживание самолета также необходимо платить".
Пока ситуация на рынке авиаперевозок остается открытой, однако генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев уже сообщил, что компания очень аккуратно и выборочно повышает цены на некоторых направлениях, однако в целом ценовую политику пока не меняет.