0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
04.09.2014
Новости

Авиакомпании Восточной Европы борются за выживание

B условиях высокой конкуренции восточноевропейские авиакомпании, такие как LOT Polish Airlines, Adria Airways, Estonia Air и Czech Airlines, оказались зажаты между крупными операторами и низкотарифными перевозчиками. Борьба середняков за выживание в Восточной Европе имеет неоднозначные результаты, но есть и среди них один общий момент: правительства тех стран, где базируются нерентабельные перевозчики, считают, что их нужно продавать, делить, субсидировать или приводить к банкротству. Такое мнение высказал старший менеджер консалтинговой фирмы ICF International Ян Фергюсон. В 2013 г. словенская авиакомпания Adria Airways получила чистый убыток в размере 3,1 млн евро, тогда как по итогам 2012 г. чистый убыток компании составлял 10,8 млн евро. Снизить убытки перевозчик смог в первую очередь за счет сокращения своих затрат, правда, были предприняты меры и по увеличению доходов. Операционная прибыль компании составила 465 тыс. евро, но вот чистый финансовый результат был отрицательным, потому что ряд активов перевозчик продал по цене ниже рыночной, а еще ряд активов был возвращен с уплатой штрафных санкций. Авиакомпания Czech Airlines в 2013 г. была вынуждена продать 44% акций корейскому перевозчику Korean Air за 2,64 млн евро, вслед за этим компания приступила к выполнению рейсов по дальнемагистральному направлению в Сеул, а также взяла в лизинг авиалайнер Airbus A330-300 у Korean Air. В декабре 2013 г. Korean Air приобрела еще 34% акций Czech Airlines, после чего сразу же продала этот пакет чешской авиакомпании Travel Service. В итоге Korean Air получила доступ более чем к 40 направлениям на территории Европы. Руководство Czech Airlines в январе этого года смогло достичь новых договоренностей с профсоюзами, что позволило повысить конкурентоспособность перевозчика. Правительство Эстонии предоставило в 2013 г. финансовую помощь в размере 24,9 млн евро для поддержки реструктуризации авиакомпании Estonia Air, которая решила пойти по пути низкотарифных перевозчиков и обслуживать скандинавский рынок. Такие меры, как унификация парка ВС (были оставлены только самолеты Bombardier CRJ900 и Embraer E170), сокращение числа направлений и отказ от неосновных активов, принесли свои плоды в I квартале 2014 г. Затраты перевозчика снизились на 27% — правда, было зафиксировано и снижение доходов на 15%. Чистый убыток компании в I квартале этого года составил 3,9 млн евро, тогда как за I квартал 2013 г. убыток был равен 5,0 млн евро. Как отмечают в авиакомпании, зимний период всегда был "низким" сезоном, и перевозчик планирует выйти на безубыточный уровень по результатам летнего сезона. "Наш план реструктуризации предусматривает выход на безубыточность по результатам 2015 г., при этом главной нашей целью является получение прибыли по итогам 2016 г.", — говорит генеральный директор Estonia Air Ян Палмер. Согласно последней информации в СМИ крупнейший румынский перевозчик Tarom в прошлом году значительно снизил свои затраты и планирует получить прибыль по результатам 2015 г. Не менее интересен путь польской авиакомпании LOT Polish Airlines. В декабре 2012 г. перевозчик вынужден был обратиться за господдержкой, чтобы избежать банкротства. Финансовая помощь была получена в первой половине 2013 г., что позволило авиакомпании завершить 2013 г. с чистой прибылью в размере 8,6 млн долл. — впервые с 2008 г. Такое достижение является результатом принятых мер по снижению издержек, связанных с административными расходами, дистрибуцией билетов и экономией топлива. Появление лайнеров Boeing 787 в парке LOT совместно с новым классом premium club, который занимает нишу между бизнес- и экономклассами, способствует увеличению доходов перевозчика благодаря популярности у пассажиров. Отчитываясь о результатах I квартала 2014 г., руководство перевозчика заявило о необходимости сохранения прибыльности компании по итогам года, достижения финансовой ликвидности и сокращения размера второй субсидии от государства. Кроме того, требуется одобрение плана реструктуризации перевозчика со стороны Еврокомиссии. По итогам текущего года LOT планирует получить прибыль 22 млн долл. Реструктуризация перевозчика должна быть завершена до октября 2015 г., после чего руководство LOT рассчитывает найти стратегического инвестора. Текущий год будет иметь большое значение для фирмы LOT Aircraft Maintenance Services (AMS), которая приступила к реорганизации из технического подразделения перевозчика в провайдера услуг по ТОиР воздушных судов с независимым менеджментом и оказанием услуг для сторонних клиентов, таких как British Airways CityFlyer и TuiFly. В рамках данной трансформации LOT AMS стала единственным авторизованным сервисным центром компании Embraer по ТОиР самолетов ERJ135/145 и E170/E190 в Центральной и Восточной Европе. LOT AMS уже приступила к созданию целой сети станций линейного обслуживания в Польше, а также открыла одну такую станцию в Вильнюсе (Литва). Как отмечает Павел Гонтарчик, член совета директоров LOT AMS, в Европе очень высокая конкуренция в данном сегменте, поэтому нужно предлагать клиентам более низкие затраты, быстрый разворот воздушного судна и дополнительные услуги. Польский провайдер окружен дюжиной конкурентов, но при этом цены на услуги LOT AMS ниже, чем у аналогичных компаний в Западной Европе. С другой стороны, провайдеры услуг по ТОиР воздушных судов в Румынии, Литве и даже в Турции имеют схожие преимущества по уровню заработной платы. Три главных столпа реструктуризации — это снижение затрат за счет оптимизации уровня запасов и сокращения расходов на логистику, увеличение доходов за счет предложения дополнительных услуг в региональных аэропортах и максимальное использование ангаров, производственных цехов и складов. Реструктуризация также подразумевает договоренности с сотрудниками о компенсациях. В конечном счете Гонтарчик хочет освоить обслуживание самолетов Airbus A320, Bombardier Q400 и Boeing 787, но для начала нужно завершить реструктуризацию LOT AMS. Один из способов избежать коллапса — приспособиться к окружающей среде и создать устойчивую структуру затрат. Авиакомпании в данном регионе борются за выживание, поэтому главной задачей перевозчиков является повышение эффективности и получение прибыли.
Читайте также
Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Falcon 10X получает еще одну награду за дизайн

Французский производитель ожидает, что долгожданный флагман поступит в эксплуатацию в 2025 году. Наг...

Стоянка на запасном. Тенденции бизнес-авиации 2023

2022 год без преувеличения стал переломным для бизнес-авиации России: рынок лихорадило, амплитуда ме...

Стоимость бизнес-джетов со вторичного рынка продолжает расти

Согласно последнему отчету Sandhills Global, запрашиваемая стоимость бизнес-джетов, турбовинтовых и ...

Летим в Новый год: подготовка к сезону 2023

Новые правила въезда и ограниченные предложения частных самолетов

Выставка бизнес-авиации NBAA-BACE 2022: отложенная встреча

В Орландо впервые за три года прошла крупнейшая выставка бизнес-авиации NBAA-BACE, однако ни громких...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти