Несмотря на замедление роста национальной экономики, в ближайшие пять лет (к 2020 г.) китайская авиакомпания China Eastern Airlines планирует ускорить расширение своего флота.
Государственная авиакомпания, базирующаяся в Шанхае и занимающая третье место в стране по объему перевозок, также намерена нарастить присутствие в Пекине. Об этом рассказал источник в отрасли, знакомый с содержанием переговоров на собрании руководства оператора, которое состоялось в конце 2015 г.
В течение пятилетки, завершившейся к концу 2015 г., парк China Eastern вырос на 50%, до 531 самолета, передает источник со ссылкой на доклад менеджеров перевозчика, представленный 30 декабря. Как стало известно участникам встречи, в последующие пять лет флот расширится почти до 900 самолетов. Формирование парка из 900 воздушных судов к концу 2020 г. означает, что за ближайшие пять лет он увеличится на 69%; годовой прирост составит 11%.
В то время как авиакомпания ускоряет расширение парка, рост экономики замедляется. Согласно оценке Международного валютного фонда в ближайшие пять лет (до 2020 г.) валовый внутренний продукт в Китае будет расти в среднем на 6,2% в год. В 2010–2015 гг. среднегодовые темпы достигали 7,8%. Китайские государственные авиакомпании, как и остальные госструктуры, формируют свои планы в виде пятилеток. Текущий отчетный период начался 1 января.
Задействовать растущие провозные емкости China Eastern сможет благодаря спросу на зарубежные рейсы, который сильно опережает спрос на внутренние перевозки. Повысить загрузку должно и открытие первой очереди нового аэропорта в Пекине, которое запланировано на 2018 г.: Международный аэропорт Шоуду, обслуживающий столицу, работает на пределе возможностей.
По данным Aviation Week, China Eastern заказала 269 самолетов. Все они, за исключением 16 бортов, представляют семейства узкофюзеляжных Airbus A320 и Boeing 737. Скорее всего, их поставят в течение текущей пятилетки. Судя по целевому показателю на 2020 г., China Eastern понадобится еще около 100 машин для расширения флота и неизвестное количество воздушных судов для его обновления. При этом нельзя забывать, что авиакомпания может вернуть часть самолетов, взятых в лизинг.
В 2011–2015 гг. China Eastern ввела в эксплуатацию 290 самолетов, списала 53 машины и вывела из парка 60 воздушных судов, взятых в операционный лизинг. По данным Aviation Week, в распоряжении четырех авиакомпаний, входящих в состав группы, — China Eastern Airlines Corp., China Eastern Yunnan Airlines, Shanghai Airlines и China Cargo Airlines — все еще находятся 175 арендованных самолетов. Очевидно, в их число входят и те машины, которые центральная компания China Eastern Airlines Corp. передала остальным участникам группы.
Попутно перевозчик упростил структуру парка: в 2011–2015 гг. из него вывели восемь типов. По сведениям Aviation Week, во флоте остаются еще восемь типов: семейство A320, A330, Boeing 737, Boeing 747, Boeing 767 и Boeing 777.
Явные кандидаты на выбывание в ближайшие пять лет — Boeing 747 и Boeing 767. Одновременно авиакомпания заказала самолеты местного производства COMAC ARJ21 и C919.
В пятилетнем плане China Eastern довольно туманно говорится о формировании неофициального (или зачаточного) хаба в Пекине, где базируется ее конкурент — государственная Air China. Вероятно, под этой формулировкой скрывается намерение China Eastern продолжить практику чередования воздушных судов, прибывающих в столицу из других баз. Поскольку коммерческие воздушные суда в Китае приписываются к тем базам, где они проводят ночь, словом "хаб" обычно обозначают базу, где насчитывается много самолетов.
В прошлом году China Eastern анонсировала создание филиала в Гуанчжоу, где базируется еще один ее крупный конкурент — государственная China Southern Airlines.
В пятилетнем плане China Eastern подтверждается, что Куньмин и Сиань останутся ее региональными хабами.
Рейтинг трех крупнейших китайских авиакомпаний не меняется уже несколько лет. Крупнейшей из них была и остается China Southern. По данным Администрации гражданской авиации Китая (CAAC), в 2014 г. пассажирооборот перевозчика составил 167 млрд пассажиро-километров (пкм), или 104 млрд пассажиро-миль (пм). Пассажирооборот Air China достиг 153 млрд пкм. China Eastern, несмотря на то что она базируется в крупнейшем городе Китая, существенно отстала от конкурентов, набрав 128 млрд пкм.
Данные о коммерческом пассажиропотоке (не учитывающем пассажиров, летящих бесплатно, — например, сотрудников авиакомпаний) CAAC не публикует. Статистика за 2015 г. пока недоступна.