Mногие авиакомпании стремятся повысить эффективность бизнеса за счет прямых продаж авиабилетов. На них традиционно ориентируются лоукостеры, а в июне группа Lufthansa объявила о планах предоставить агентам прямой доступ к своим инвенторным системам в обход глобальных дистрибутивных систем (GDS). Однако прямой выход на клиента не так прост — по-прежнему большая часть авиабилетов продается через посредников, отмечают в компании Amadeus.
Как рассказал в преддверии форума Amadeus Online Forum 2015 старший вице-президент компании по дистрибуции Хольгер Таубманн, больше 50% продаж авиабилетов происходит через туристические агентства, в том числе 37% — в офлайне. Через свои сайты авиакомпании продают около 35% билетов, при этом 70% трафика на них приходит с других ресурсов — метапоисковиков, сайтов турагентств, сайтов о путешествиях и др. Таубман отметил, что для повышения прямых продаж авиакомпаниям придется самим нести больше расходов на рекламу. "Но если вы продаете через GDS, то рекламирует ваши услуги кто-то другой", — подчеркнул он, упомянув, что 50% расходов туристического агентства сейчас составляют затраты именно на рекламу.
По данным Amadeus, метапоисковики сейчас обеспечивают сайтам авиакомпаний 5% трафика, онлайновые туристические агентства — около 20%. У этих структур разные роли, но постепенно их бизнес-подходы будут унифицироваться. В результате они начнут конкурировать друг с другом, считает Бернхард Штеффенс, председатель совета директоров дочерней компании Amadeus — TravelTainment, которая разрабатывает IT-решения для поиска и бронирования. По его словам, обе бизнес-модели преследуют одну цель — монетизировать трафик на своих сайтах. Метапоисковики изначально делали ставку на разнообразный контент — больше предложений по цене на услуги, что позволяло привлечь больше пользователей и окупить расходы за счет рекламы на сайте. Задачей турагентств была продажа услуг через свой сайт. Сейчас метапоисковики стали сами предоставлять услуги по бронированию, конкурируя с агентствами. Те, в свою очередь, стремятся монетизировать уходящий трафик (тех клиентов, что не стали бронировать у них на сайте) за счет рекламы и даже размещения ссылок на конкурирующие ресурсы.
Штеффенс не исключает, что такое заимствование практик приведет к слиянию двух моделей бизнеса. Этому также способствует развитие интернет-технологий для туристической отрасли, услуги которой сейчас все больше адаптируются под мобильные устройства. В конечном итоге новые технологии позволят уйти от офлайн-продаж и создать полностью цифровых туроператоров, которые смогут предлагать клиенту услуги на том устройстве (стационарном или мобильном), которое ему удобно. Переход на цифровые технологии также снизит расходы туристической отрасли. Штеффенс подчеркнул, что затраты на цифровой бизнес составляют всего 10% от традиционной офлайновой модели туристических продаж.
По его словам, еще одной технологией, которая может изменить отрасль, становится динамическое оформление заказов (динамическое пакетирование). Если раньше турагентства предлагали на своих сайтах заранее составленные пакеты услуг, например отель плюс перелет, то новая технология дает возможность составлять такие комбинации в реальном времени, исходя из существующих на момент запроса предложений. "Это занимает несколько миллисекунд, — объясняет Штеффенс. — Конечный пользователь не ощутит разницы при бронировании динамического или заранее составленного заказа". TravelTainment уже поставляет IT-решения для динамического оформления заказов туроператорам немецкоязычных стран: Германии, Австрии и Швейцарии. По словам Штеффенса, в прошлом году новой технологией воспользовались 2,7 млн путешественников. Он отметил, что TravelTainment уже ведет переговоры по поставке технологии Dynamic Packaging для российского рынка.