Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало на своем сайте показатели работы гражданской авиации России за январь—июнь 2014 г. В первом полугодии по сравнению с этим же периодом 2013 г. пассажиропоток увеличился, однако в соответствии с установившейся в России тенденцией в большей степени такая динамика была обеспечена ростом внутренних перевозок.
С начала года было обслужено 41,5 млн пасс., что на 10,8% больше аналогичного показателя в первом полугодии 2013 г. При том, что на внутренних и международных воздушных линиях российские авиакомпании перевезли примерно одинаковое число пассажиров (20,2 млн и 21,3 млн чел.), рост загруженности внутренних маршрутов оказался более быстрым — 17% против 5,6%.
Тенденция к опережающему росту внутренних перевозок ярко проявилась в июне. В целом за месяц российские авиакомпании перевезли 9,7 млн человек — на 13,8% больше, чем в прошлом июне. Годовой прирост на внутренних направлениях, которыми воспользовались 4,5 млн пасс., существенно опередил прирост на международных маршрутах (5,2 млн пасс.) — 21,6% против 7,8%. В первом полугодии 2014 г. по такому же сценарию пассажиропоток вырос у "Аэрофлота" и в целом по аэропортам московского авиационного узла (МАУ).
Падение темпов роста на международных маршрутах, прежде всего, наблюдается на направлениях в страны СНГ, где динамика по сравнению с 2013 г. оказалась отрицательной — за полгода между Россией и СНГ было перевезено на 0,8% меньше пассажиров, а в июне число пассажиров на этих направлениях вообще сократилось на 11%.
Из пятерки крупнейших перевозчиков России наибольшего прироста пассажиропотока добилась авиакомпания "Уральские авиалинии". Рост пассажироперевозок на маршрутах компании (2,2 млн человек) по сравнению с первым полугодием 2013 г. составил 19,6%. Следом идут "Аэрофлот", который перевез 10,9 млн пасс. (на 14,9% больше) и "Сибирь", обслужившая 3,6 млн человек (рост на 14,4%). Самые медленные темпы роста пассажиропотока продемонстрировали авиакомпании "Трансаэро" с показателем 4,8% (в январе—июне 2014 г. перевезла 5,8 млн пасс.) и "ЮТэйр" — 6,2% (обслужила 4,1 млн чел.).
Первое место по занятости пассажирских мест за первое полугодие 2014 г. досталось "Трансаэро" с показателем в 82,8%. Впрочем, по сравнению с 2013 г. показатель занятости пассажирских кресел снизился на 0,7 п.п. Этот показатель уменьшился также у "Аэрофлота" (-0,6 п.п.) и "Сибири" (-2,9 п.п.), в то время как у "ЮТэйр", которая объявила на этой неделе о запуске программы реструктуризации и оптимизации работы, этот показатель, напротив, вырос. В первом полугодии самолеты этой авиакомпании были заполнены на 78,8%, что на 3,6 п.п. больше, чем по итогам первого полугодия 2013 г. У "Уральских авиалиний" уровень занятости пассажирских кресел составил 71,5%, увеличившись на 1,1 п.п. по сравнению с 2013 г.
Чувствительный индикатор состояния российской экономики — грузоперевозки — продолжают демонстрировать неутешительные результаты. По отношению к первому полугодию 2013 г. объем перевезенных грузов и почты уменьшился на 0,5% и составил 474,9 тыс. т (хотя по сравнению с первыми месяцами 2014 г. падение замедлилось). При этом если между Россией и странами СНГ, а также на внутренних рейсах они сократись на 6,2% и 4,2%, составив 8,97 тыс. т. и 135 тыс. т, в случае с дальним зарубежьем грузоперевозки, напротив, выросли на 1,3% до 330,9 тыс. т.
Такая же тенденция характерна и для июня. Всего в первый летний месяц было перевезено 83,3 тыс. т грузов — на 0,7% меньше, чем в минувем году. В ближнем зарубежье и на внутренних рейсах объем грузоперевозок сократился на 11,9% и 4,5% (до 24,2 тыс. т и до 1,7 тыс. т), в то время как на направлениях за пределами СНГ он вырос на 1,4%, составив 57,4 тыс. т.