Авиация в Казахстане - не лучший способ зарабатывать деньги
Для основателя летной школы Discovery Flight School в Боралдае Алексея Фадеева летный бизнес - не сколько инструмент для зарабатывания денег, сколько любимое дело жизни. Открыв школу в 2012 году, ее хозяин все доходы вкладывает в содержание своего ангара. Алексей Фадеев открыл авиационный учебный центр Discovery Flight School в 2012 году в аэропорту Боралдая. В свой бизнес г-н Фадеев вложил $300 тыс. средств, частично занятых, частично накопленных постепенно за два года. Теперь в ангаре школы размещаются четыре воздушных судна, класс для обучения вместимостью восемь человек, компьютерный симулятор, на котором начинают учиться курсанты. В компании 12 сотрудников, среди которых пилоты, обучающие курсантов, и лицензированные работники, ведущие технический осмотр самолетов. После прохождения первичного инструктажа и теории курсанты учатся летать на сверхлегком летательном аппарате (СЛА) и набирают 25 часов налета. Цена вопроса - $9,2 тыс. Лицензия пилота-любителя (PPL) стоит $14,5 тыс. за курс (42 летных часа). Преимущества СЛА заключаются в том, что после получения лицензии пилот может выполнять коммерческие полеты на самолете весом до 750 кг. Лицензия PPL такого права не дает, зато диапазон летательных средств шире. За 2013 год в школе обучились 18 человек. 70% из них - из небогатых семей. Это люди, которые любят авиацию и всегда хотели летать, но ранее не имели возможности. Многим из них разрешается оплачивать курсы поэтапно в пять траншей, по мере накопления денег. Другая категория курсантов - люди, которым дарят сертификат летной школы на прохождение курса. А третьи - это люди из состоятельных семей, для которых это хобби и имидж. Для тех, кто после обучения желает продолжать летать и работать в авиаперевозках, школа создает аттестационную комиссию. Затем формируется необходимый пакет документов и в случае, если все экзамены успешно сданы, то Комитет гражданской авиации (КГА) выдает свидетельство пилота. Среди выпускников Discovery Flight School уже семь человек летают в качестве пилотов за границей: в Канаде, Америке, Европе. На ситуацию о выборе летного искусства молодым поколением г-н Фадеев смотрит так: "Если за год мы подготовим 10-15 человек, то это 150 человек через 10 лет для нашей страны. Это немаловажно. Потому что если посмотреть на популярные профессии, то в стране много юристов и менеджеров, которые насытили рынок после развала союза. А такие глубокие и серьезные профессии несколько упущены. Поэтому нужно некоторое время для восстановления, и я решил использовать свои знания и воспитать пилотов. Вначале многие меня отговаривали, ведь есть у нас среди летчиков такое понятие, что авиация - не лучший способ зарабатывать деньги". Если сравнивать с Советским Союзом, то государство помогало желающим стать пилотами, так как существовала система ДОСАФФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Государство полностью обеспечивало общество и позволяло развивать летную индустрию. Большинство нынешних пилотов школы - бывшие военные, которые уже на пенсии. Сам г-н Фадеев с восьмого класса уже летал на самолетах, в 1992 году закончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков имени И.С. Полбина по специальности летчик-инженер. "Сейчас с обучением пилотов в стране случился такой большой провал, многие моменты в букваре не пропишешь. Мы пытаемся прививать молодежи дисциплину и порядок. Ни одно заведение такого уже не может дать. Жизненный опыт - дорогого стоит", - делится г-н Фадеев.