Дальше лететь без Погосяна | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
16.01.2015
Новости

Дальше лететь без Погосяна

Сегодня совет директоров "Объединенной авиастроительной корпорации" досрочно прекращает полномочия президента компании Михаила Погосяна. Накануне глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что на преемника возлагается задача "реализовать все заявленные проекты и получить искрометный результат". Такие же слова говорились и четыре года назад, когда "ОАК" поручали Погосяну. Именно с главным менеджером многообещающего проекта "Суперджета" были связаны обещания скорого и бурного подъема отечественного авиапрома. Никому не пришло в голову, что Михаил Асланович по понятным причинам будет продвигать интересы родных ему фирм "Сухой" и РСК "МиГ". Тем более что SSJ-100 подавался как первый успешный проект нового отечественного гражданского самолета. Но вот с этим как-то сразу не заладилось. При отборе в число поставщиков удалось пробиться всего двум российским разработчикам - нижегородской компании "Теплообменник" (системы кондиционирования салона) и Ульяновскому КБ приборостроения (концентрация данных EIU-100). Остальным представителям авиапрома оставалось только облизываться. Скажем, шасси отдали французам вместо нижегородского "Гидромаша", кресла для экипажей - британцам, а не вятскому "Авитэку". В итоге комплектующие иностранного производства составили 80% стоимости машины. Потом была катастрофа в Индонезии, нанесшая тяжелый удар по имиджу и заказам. Создатели "Суперджета" продолжали делать бодрые заявления, но это ничего не меняло. Не помогали даже большие скидки, которые предлагались авиаперевозчикам. За четыре года компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) не вышла на обещанный выпуск 60 самолетов в год - в 2014-м, скажем, собрали 37 машин. Для сравнения: Airbus собрал 629 самолетов, Boeing - 723. Эксплуатационные характеристики SSJ даже с учетом скидок не оправдывали предлагаемую производителем цену. Случайно или нет, но в числе эксплуатантов оказались ныне прекратившие свою деятельность "Московия", "Армавиа", венгерская Malev, индонезийские Kartika и Sky Aviation, Lao Central. Как вспоминает независимый эксперт, многолетний советник Министерства транспорта РФ Сергей Крутоусов, российское руководство убеждали, что проект не потребует больших денег. К тому же начинали "Суперджет" как региональную машину, но потом аппетиты возросли, и производители фактически залезли в магистральный проект. При этом отодвинули в сторону конкурентов в лице Ту-414 и давно получившего сертификат летной годности Ту-334. Отечественному авиастроению нанесен огромный системный ущерб, который даже не подсчитан. "Я не завидую тому, кто сядет в кресло главы ОАК, - комментирует "Труду" председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора РФ, в прошлом замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ. - Там много вопросов накопилось, в том числе со стороны Генпрокуратуры. Отрасль в системном кризисе, а стоит сложнейшая задача импортозамещения. Все наши авиакомпании за эксплуатацию западной техники рассчитываются в долларах. Причем лизинговые платежи - а это от 30 до 600 тысяч долларов в месяц - должны исполняться очень строго. В случае малейшей задержки твой самолет при посадке в иностранном аэропорту будет арестован. Эти платежи должны быть из прибыли, которую обеспечивают пассажиры. А эта прибыль поступает на счет компании в дешевеющих рублях... Сегодня я слышу бодрые заявления министра Дениса Мантурова о разработках отечественного самолета МС-21, но никак не дождусь, когда же будет сказано, сколько комплектующих для этой машины, включая двигатели и электронику, делается за рубежом. Уверен, что никак не менее 50 процентов. В советские годы среди производителей была конкуренция и последнее слово всегда говорил эксплуатант. Помню, как из двух фирм - ильюшинской и туполевской - выбирался лучший самолет. Именно министр МГА Бугаев остановил свой выбор на Ту-154. И он исходил исключительно из интересов отрасли. Диктовал не производитель, а перевозчик. А что мы видим сегодня? Вот, скажем, выделяются дополнительные средства на развитие местных воздушных линий, но ведь это абсолютно не рыночные шаги! Мол, компании терпят убытки, ну вот мы их так поддержим. Но ясно ведь, что эти миллиарды улетят меньше чем за год, и взятые обязательства по полетам превратятся в кандалы в виде долгов. Надо не деньги раздавать, а создавать конкуренцию. Аэропорты диктуют свои цены, стоимость керосина определяется сверху. Ничего не получится, пока у нас первую скрипку играет махровый монополизм. Я всегда повторяю, что критерий истины - только практика. Никакие слова не могут заменить практических дел. А дел нет, поскольку на высшие посты отраслей продолжают назначаться случайные люди по принципу принадлежности к тому или иному клану. Если за принятие решений отвечают "свои люди", то всегда приятно положить в карман часть заказа на зарубежные самолеты, каждый из которых стоит десятки миллионов долларов".
Читайте также
Heli-Expo 2024: количество заказов на модели вертолетов Hill HX50 и HC50 превышает 1200 штук

Британская авиационная компания Hill Helicopters представила, как она утверждает, первый в мире полн...

Airbus представил два вертолета в VIP-конфигурации на авиасалоне в Сингапуре

Внимание публики привлекли одноместный ACH130 в VIP-конфигурации и макет многоцелевого двухместного ...

Сильные поставки Pilatus улучшают финансовые показатели компании

В 2023 году компания Pilatus поставила 47 своих бизнес-джетов PC-24, что на 18%, чем в предыдуще...

Трафик бизнес-авиации продолжает падать

За последние четыре недели трафик бизнес-авиации во всем мире снизился на 4%, сообщает WingX.

Daher поставила сотый самолет TBM 960

Недавно компания Daher отметила важную веху поставкой своего сотого самолета TBM 960. Этот высокоско...

VIP Completions сообщает об успешном начале нового года

В этом году компания VIP Completions планирует переоборудовать Gulfstream G550 из бизнес-самолета в ...

MD Helicopters получил рекордные заказы в 2023 году

За последний год MD внедрил ряд усовершенствований процессов, включая улучшение поддержки клиентов, ...

Daher поставит 74 самолета в 2023 году и сообщит о заказах еще на 100 самолетов

На модели TBM приходится основная часть поставок, причем большая часть приходится на клиентов в Севе...

Comlux работает над третьим ACJ TwoTwenty

Четвертый самолет должен прибыть в ближайшем будущем.

Турция запретила полеты частных самолетов в Армению

По данным Ops Group, запрет на пролеты, введенный в мае в отношении армянской авиакомпании Flyone, с...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти