Aвиакомпании, которые выполняют полеты в/из Европы, вынуждены проходить ряд проверок, подтверждающих летную годность своего флота. Однако сейчас Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) задалось вопросом, действительно ли эффективны существующие инспекционные программы, или же они просто превратились в бремя для перевозчиков. Помимо рамповых проверок (SAFA), которым подвергаются авиакомпании, не базирующиеся в ЕС, действуют другие инспекционные программы: мониторинг состояния летной годности (ACAM), оценка безопасности самолетов (SACA), а также инспекции, проводимые представителями Евросоюза за пределами ЕС.
В результате стандартных проверок EASA выяснилось, что некоторые требования программы ACAM, а также указанные в ней ключевые элементы риска не находят одинакового применения во всех странах ЕС. Поэтому представители EASA добавили руководство по ключевым элементам риска в существующие в приложении Annex 1 правила в документе 2042/2003.
Однако ряд вопросов, которые относятся к программе ACAM, до сих пор остаются открытыми. "Некоторые административные органы в Европе крайне неудовлетворительно планируют проведение инспекций: авиационные власти отдельных стран требуют провести проверку значительной части флота компании в очень короткий период. А иногда во время своих инспекций они сосредотачиваются исключительно на административной стороне", — говорит вице-президент по качеству TAP Maintenance and Engineering Хорхе Лейте. Инспекция занимает несколько часов, поэтому программа ACAM обходится авиакомпаниям в значительную сумму: перевозчикам приходится останавливать самолеты, иногда они возвращаются к полетам с задержкой. "Инспекторы зачастую обладают недостаточным опытом и делают выводы, основываясь на собственном мнении, а не на технической информации. Они все чаще дублируют работу, которая выполняется другими инспекторами в соответствии с частью I Part M, и иногда у них возникают вопросы к своим предшественникам", — говорит Лейте.
Программа SAFA печально известна своими знаменитыми черными списками авиакомпаний, которым запрещены полеты в ЕС. Главная задача этого списка — заставить выполнять международные стандарты безопасности внутри ЕС. Программа включает в себя рамповые проверки самолетов авиакомпаний, которые выполняют полеты в ЕС из третьих стран. Список из 54 пунктов, которым руководствуются при проведении SAFA и SACA, включает проверку лицензий пилотов, проверку правил кабинного экипажа, процедуры и их соблюдения летным и кабинным экипажами, инспекцию оборудования для выполнения правил безопасности, а также проверку технического состояния самолета.
Политика проведения SAFA требует не задерживать самолеты, за исключением тех случаев, когда это связано с безопасностью полетов. По словам Лейте, это означает, что времени между прибытием и отправкой самолета "может быть недостаточно, чтобы проверить все 54 пункта, указанные в инструкции". Черный список ЕС вызвал множество возражений — в первую очередь со стороны компаний из Африки и Центральной Америки, которые объявили его дискриминационным. Кроме того, говорит Лейте, некоторые административные органы разработали сокращенные проверки для ряда самолетов, что привело к "выявлению абсурдного количества недочетов, которые в меньшей степени имеют отношение к безопасности полетов". Он уверен, что инспекции SAFA формальны и не обеспечивают безопасности полетов.