0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
13.10.2015
Новости

Есть ли будущее у программы CSeries?

В этом году на авиасалоне Paris Air Show взгляды экспертов были прикованы к проекту CSeries. Bombardier, наконец, привез два тестовых самолета, и большинство из тех, кому удалось побывать на борту авиалайнеров, высоко оценили их пассажирские кабины. Внутри даже побывали топ-менеджеры компании Airbus: генеральный директор Фабрис Брежье и операционный директор Джон Лихи. Однако то, что выглядело как дань вежливости по отношению к коллегам, сейчас, после переоценки, следует рассматривать совсем иначе — не исключено, что это был маркетинговый ход. Как выяснилось, это действительно был маркетинговый ход, который, однако, завершился провалом: 6 октября Airbus и Bombardier подтвердили, что обсуждали "коммерческие перспективы", но договориться не смогли. В июне Лихи отметил, что Bombardier построил "хороший самолетик". Но, судя по всему, он оказался недостаточно хорошим для Airbus, который отказался инвестировать в испытывающую трудности программу. Теперь, когда переговоры провалились, в отрасли растет беспокойство относительно того, есть ли у проекта главного коммерческого самолета Bombardier будущее. "Поскольку у Bombardier не хватает ресурсов для того, чтобы самостоятельно вывести программу CSeries на прибыль, и поскольку мы не видим партнеров для этого проекта, Teal Group ожидает закрытия программы, — говорит вице-президент упомянутой компании Ричард Абулафиа. — Тот факт, что Bombardier вела переговоры с Airbus, говорит о том, что такие переговоры очень нужны и что вести их больше не с кем. Ничего хорошего в этом нет". Кевин Майклс, вице-президент фирмы ICF SH&E, считает, что "вероятность закрытия программы значительно выросла", однако он видит и другие варианты, которые могут спасти проект. "В то время как в прошлом отмена программы обсуждалась в качестве маловероятного варианта, сейчас, как нам кажется, он куда ближе к реальности", — говорится в записке банка Credit Suisse для клиентов. Канадская газета The Globe and Mail цитирует анонимный источник, по словам которого сделка еще возможна, а Bombardier готов к дальнейшим переговорам с Airbus. Правда ли это, неизвестно, однако важнее то, согласится ли на повторные переговоры сам Airbus. Вероятность этого совсем невелика. В Bombardier говорят, что " продолжат рассматривать различные варианты, например, потенциальное участие в отраслевой консолидации". Ни Bombardier, ни Airbus не подтвердили того, что предметом переговоров были именно CSeries, но источники в отрасли предполагают, что канадский производитель предложил своему конкуренту мажоритарную долю в проекте. Расходы на программу CSeries, перешедшую в фазу летных испытаний, превысили первоначальный бюджет на 2 млрд долл. Вслед за серией задержек, в целом составивших два года, поставка первого самолета авиакомпании Swiss International Air Lines ожидается в первой половине 2016 г. На данный момент получены твердые заказы на 243 авиалайнера, выполненные в двух версиях. Любому потенциальному инвестору необходимо задаться тремя вопросами. Во-первых, сколько еще надо вложить для завершения летных испытаний и программы сертификации, а также в ускорение производства до реалистичного и устойчивого уровня (по оценке Майклса, речь идет о 60 самолетах в год)? Во-вторых, какие условия правительство Канады может выставить любому потенциальному партнеру и на какую он может рассчитывать помощь? В третьих (вероятно, это самый важный вопрос), достаточно ли велик потенциальный рынок CSeries? По мнению Абулафиа, для успешной реализации программы необходимо 3–6 млрд долл. В аналитической записке Scotiabank говорится, что Bombardier доступ к свежей наличности потребуется уже в середине 2016 г. В банке Credit Suisse считают, что для вывода CSeries на полную мощность понадобится 2 млрд долл. и 2–3 года. Только за II квартала этого года Bombardier потратил более 800 млн долл. По оценке Credit Suisse, затраты на отмену программы составят значительно меньше 1 млрд долл., причем "экономия будет настолько существенной, что серьезно задуматься стоит уже сейчас". Сколько бы денег ни понадобилось, очевидно, что речь идет о больших вложениях. Майклс подчеркивает, что партнер должен обладать устойчивым финансовым положением. Он также считает, что Bombardier не сможет продолжать искать поддержку на рынке капитала. Сообщается, что Bombardier в течение последних недель вышел на связь с другими потенциальными инвесторами, в том числе Boeing и COMAC. По разным причинам ни один из них не проявил интереса к CSeries. Проведя в этом году докапитализацию, Bombardier анонсировал частичное размещение акций своего железнодорожного подразделения Bombardier Transportation, которое намечено на конец года. Слухи о том, что китайцы могут вложиться в проект CSeries, ходили по рынку давно, и пока такую возможность нельзя полностью исключать, особенно учитывая, что корпорация AVIC поставляет для канадских самолетов большую часть структурных элементов. Однако взять программу под контроль AVIC и COMAC будет очень непросто. AVIC, без сомнения, с удовольствием стала бы владельцем CSeries. То, что флагманским проектом огромного госпредприятия, на котором трудится 400 тыс. чел., является перспективный 78-кресельный турбовинтовой самолет MA700, — неприлично скромный результат. Однако правительство Китая не позволит AVIC купить долю в программе CSeries, поскольку тем самым корпорация вторгнется в сферу коммерческого влияния COMAC. Последняя же должна тратить государственные деньги на производство собственного самолета, а не на приобретение иностранного. Не исключено, что по политическим причинам продажа мажоритарной доли в проекте CSeries кажется простой лишь на словах. По сведениям источника в отрасли, негативно на переговоры с Airbus повлияло требование канадских властей о гарантии занятости. Правительство провинции Квебек дало понять, что оно готово помочь Bombardier в той или иной форме, однако сделать это в рамках требований Всемирной торговой организации (ВТО) будет очень сложно. Повлиять на решения могут и грядущие парламентские выборы. Существуют большие опасения, особенно среди поставщиков Bombardier, что даже если ему и удастся ускорить сборку CSeries, канадский авиастроитель не сможет получить необходимого количества заказов, поскольку спрос на новые лайнеры окажется меньше ожидаемого уровня. "Ключевая проблема для программы CSeries заключается в том, что предпочтения перевозчиков смещаются в сторону более вместительных узкофюзеляжных ВС. Заказы на самолеты нового поколения вместимостью свыше 150 пасс. более чем в 10 раз превышают заказы на воздушные суда вместимостью от 100 до 150 кресел, — пишет J.P. Morgan в исследовании, посвященном программе CSeries. — Мы были удивлены тем, насколько невелик спрос на небольшие узкофюзеляжные ВС, но в будущем предпочтения могут измениться. Главный вопрос для Bombardier — изменится ли спрос достаточно быстро, чтобы уверенность в программе CSeries успела укрепиться, или же волна заказов на ремоторизованные Airbus A320 и Boeing 737 в течение следующих нескольких лет вытеснит потребность в менее вместительных ВС". Не стоит забывать еще одно: после истечения первых долгосрочных лизинговых контрактов на вторичном рынке ожидается появление большого объема дешевых провозных емкостей.
Читайте также
Глубокие изменения двигают рынок технического обслуживания

Ландшафт технического обслуживания самолетов сильно изменился. Да, до пандемии отрасль была загружен...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

HondaJet 2600: бизнес-джет новой эры

Еще один шанс получает концептуальный самолет линейки HondaJet - первый в мире лёгкий реактивный сам...

VIP ACJ319neo выставлен на продажу

Салон самолета состоит из четырех отдельных жилых зон, в которых могут разместиться до 19 пассажиров...

До яхтенной выставки MYS 2023 осталась неделя

До начала выставки Moscow Yacht Show 2023 осталась одна неделя — со 2 по 4 июня в Royal Yacht Club

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Аукционный дом «Александр» открывает аукцион частных коллекций предметов искусства

Событие пройдет 25 мая 2023 года. Пять сессий торгов предстоящего аукциона будут посвящены разным ис...

Живите у моря, отдыхайте в горах: Pullman Сочи Центр зовет в лето

Остановившись в отеле «Pullman Сочи Центр», вы сразу поймете, что такое уникальность климата Сочи. ...

Парк самолетов Pilatus PC-12 превысил десятимиллионный налет

Мировой флот из более чем 1900 самолетов Pilatus PC-12 преодолел отметку в 10 миллионов летных часов...

Сразу две: Lürssen Luminance и Project 1601 спускаются на воду

Верфь Lürssen два дня подряд была занята спуском на воду новых яхт.

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти